Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Реконструкция.




В настоящее время предпринимаются меры по реконструированию Колосса Родосского. Статую снова собираются возвести на Родосе, но на этот раз фигура будет выполнена из светящихся деталей. Подробности проекта держаться в тайне, однако известно, что основным идейным вдохновителем и исполнителем великой задумки является немецкий художник Герт Хоф. Планируется, что предполагаемая высота Нового Колосса Родосского составит не менее 60 метров, а по некоторым сведениям - 100 метров. Стоимость проекта впечатляет, согласно сведениям представленным газетой "Vima" расходы составят 200 млн. евро.

 

 

Данная пирамида является древнейшим и вместе с тем, да, не удивляйтесь, дорогой читатель, единственным сохранившимся до наших дней Чудом Света. Хотя это вряд ли кого-нибудь может поразить, поскольку все Семь Чудес Света очень стары.

Назвали пирамиду, как Вы наверно уже и догадались, в честь фараона Хеопса, который правил Египтом примерно четыре с половиной тысячи лет тому назад. Согласитесь, что это было давненько…

Теперь давайте разберемся, почему эта пирамида признана Первым Чудом Света. Во-первых, из-за ее размеров. Она ведь просто огромна! Высота исполина когда-то составляла 146,6 метров, но с течением времени пирамида потеряла около 8 метров и сейчас вершина находится на отметке 137-138 метров над землей. Вам трудно представить такую высоту? Тогда вообразите себе пятидесятиэтажный небоскреб! Во-вторых, Пирамида Хеопса имеет огромную площадь основания 230 кв.м., на котором с легкостью смогли бы разместиться одновременно 5 самых крупных соборов мира. – Соборы Святого Петра и Павла, Вестминстерское аббатство, Флорентийский и Миланский соборы. В-третьих, камня, который был использован для возведения пирамиды, легко бы хватило для строительства всех церквей Германии. Вы представьте себе, только, колоссальный размер этой пирамиды!

Вот, мы немного и ознакомились с размерами первого Чуда Света, давайте теперь перейдем непосредственно к истории его создания, а она, уж поверьте мне, весьма увлекательна! Когда началось строительство доподлинно не известно. Археологи считают, что возраст Пирамиды Хеопса равен примерно 4500 годам. Называется, правда, и конкретная дата 2551 год до нашей эры, но это, все же, спорный вопрос.



Итак, молодой фараон Хеопс отдает приказ о строительстве пирамиды, как только умирает его отец Снофр. Кстати, Снофр был далеко не первым фараоном – основал династию некто Джонсер, примерно 2609-2590 лет до нашей эры.

Тщеславный Хеопс желал, чтобы его пирамида была самой лучшей! Поэтому он приказал, построить такое сооружение, какого еще мир не видывал – самое высокое, величественное и роскошное! Но еще до начала строительств были произведены такие подготовительные работы, которые испугали бы, наверное, многих зодчих нашего времени.

На просторах бескрайней пустыни было найдено подходящее место – идеально ровная площадка для строительства, которая могла бы выдержать вес более чем двух миллионов блоков, массой 6400000 тонн. Это надо же – пустыня, сыпучие пески, которые могут запросто поглотить человека, а тут…, громадина весом более 6000000 тонн!!! Однако египетские строители и архитекторы нашли подходящую местность. Площадка находилась немного южнее современной египетской столицы - города Каира, на выступающем плато в 7-ми километрах к западу от селения Гиза. Это была скалистая возвышенность, но уже не пустыня.



Итак, площадка определена, и следовало приступить к строительству. Но, второй проблемой стала транспортировка тяжелых блоков весом каждый более тонны и подъем их на высоту. Однако и с этим препятствием египтяне справились успешно.

Любое строительство начинается с выравнивания площадки и в данном случае это тоже потребовалось . Каким же образом в те времена при отсутствии сложной техники строители смогли добиться идеально ровной поверхности? Не совками же и лопатами ровняли землю? А дело обстояло так. Для начала египтянам пришлось возвести вал из песка и камней. Когда образовалось углубление, напоминающее по форме квадрат, в нем проложили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под углом 90 градусов, в итоге получилась площадка похожая на огромную шахматную доску. После этого канал заполнили водой, высоту ее уровня пометили на стенках вала. Догадливый читатель уже знает, что будет дальше? Египтяне-строители просто сравняли все выступы, которые возвышались над отметкой, а каналы, после снова заложили камнями. Вот такими огромными усилиями и с применением смекалки египтяне смогли подготовить основание для Пирамиды Хеопса.

Надо отметить, что в подготовительных работах участвовали более 4000 человек: художники, архитекторы, каменотесы и другие ремесленники. Этот процесс занял около десяти лет, что, в общем-то, не много, если брать во внимание полное отсутствие тяжелой техники и прочих механизмов.

После многолетней подготовки можно было непосредственно приступить к строительству самой пирамиды – погребального здания, предназначенного для великого фараона Хеопса. Согласно записям греческого историка Геродота строительство пирамиды продолжалось как минимум 20 лет, а на стройке в течение всего этого времени постоянно работало около 100000 человек. Большие затраты фараон нес на содержание рабочей силы - только на простую пищу для крестьян и рабов было израсходовано 1600 таланов (что равняется 20млн. немецких марок). Правда, записи Геродота оспариваются современными учеными. Возникают сомнения, как могли поместиться на строительной площадке все эти люди? Ну, 8-10 тысяч человек, куда ни шло. Однако как такими малыми силами стало возможным строительство в относительно короткие строки? В этом и есть одна из загадок пирамид.



В качестве рабочей силы выступали не только рабы, но и свободные крестьяне, которые получали плату за свой труд. Естественно, не все труженики села включились в строительную эпопею, кто-то же должен был кормить фараонов и знать! В период же с конца июня по ноябрь, река Нил выходила из берегов и затапливала плодородные земли. В это время крестьяне валом валили на главную стройку страны, что бы немного подзаработать и продержаться до следующего урожая. Кроме того, рабочие получали кров, одежду, пищу, а это помогало существенно сэкономить. Вот, поэтому, уважаемый читатель, вольные люди шли на каторжный труд. Но не только из-за жалких грошей крестьяне работали, как одержимые, им хотелось сделать для своей Родины что-то по-настоящему полезное, можно сказать, что таким образом, они выполняли свой гражданский долг. Ну и еще конечно, был и меркантильный интерес – каждый труженик полагал, что участвуя в возведении сооружения для богоподобного фараона, он тоже обретет бессмертие и счастливую загробную жизнь. Сила веры была настолько велика, что с наступлением времени разлива Нила в Гизу устремлялись десятки тысяч людей, подобно бурному речному потоку. Рабочих размещали во временные бараки и объединяли в бригады по 8 человек.

Группы формировали узкоспециализированные. Так, физически крепким мужчинам давалось задание по вырубке глыб. Они каждый день переплывали на другой берег Нила, где находилась каменоломня. В ней вырубали каменную глыбу, затем производили обтесывание при помощи примитивных инструментов: пил, кувалд, клиньев, буравов. Камнетесы придерживались определенных стандартов. Куб должен был иметь размер сторон от 80 см до 145 см.

Следующая бригада мужчин несла ответственность за установление блоков на полозья. Эти манипуляции производились при помощи канатов и простого рычага. Еще одна группа отвечала за перевозку кубов по бревенчатому настилу к берегам Нила. На парусной лодке груз общим весом до 7.5 тонн переплавлялся. Затем наступал следующий этап - блоки волоком, по дорогам, выложенным бревнами, транспортировали к месту стройки.

Вот тут-то и начиналась самая трудная и страшная работа. Кубы как-то нужно было доставлять на пирамиду, высота которой все возрастала. Люди волокли наверх тяжеленные блоки по наклонным плоскостям, построенным из кирпича и нильского ила шириной 20 метров, пользуясь лишь канатами и рычагами. На возвышенности стоял архитектор, который наблюдал за процессом и руководил рабочими бригадами. Установку производили с точностью до миллиметра, ведь только так конструкция могла сохранить целостность и нужные пропорции.

Самая тяжелая и ответственная работа была еще впереди. Следовало уложить «пирамидон» - верхний блок, высотой 9 метров. На этом этапе погибло, и было покалечено, множество рабов, точные цифры не известны, но и как они могли дойти до нас спустя четыре с половиной тысячи лет! И вот, через двадцать лет возведение корпуса пирамиды, состоящего из 128 слоев камня, было окончено. В таком виде пирамида дошла до нас, лишь блоки несколько обтесал ветер и песок.

Фараон Хеопс не мог остановиться на достигнутом и приказал сравнять ступени, тогда гигантские выступы заложили камнями, достигнув гладкой поверхности. После завершения основных работ началась отделка пирамиды. Четные треугольные внешние грани облицевали плитами, изготовленными из ослепительно белоснежного известняка. Следует заметить, что мастера, трудившиеся на подгонке плит, выполняли свою работу с филигранной точностью. Между двумя соседними плитами было невозможно вставить лезвие ножа. Даже с небольшого расстояния пирамида казалась гигантским монолитом. Эффект был достигнут благодаря тому, что внешние плиты с помощью самых твердых шлифовальных камней отполировывались до зеркального блеска. До нашего времени дошли письменные рассказы очевидцев, которые говорили, что пирамида в лучах солнца и при свете луны загадочно переливалась и сверкала, как огромный светящийся изнутри кристалл.

Удивительно, но пирамида Хеопса представляет собой отчасти полую структуру. Так, внутри нее находится разветвленная сеть ходов, отходящая от одного большой коридора длиной 47 метров, его еще называют большой галереей – она ведет к камере Фараона. Камера фараона - это небольшое помещение площадью 10,5 на 5, 3 метра и высотой 5,8 метра. Эта комната полностью облицована гранитом. Интересен тот факт, что саркофаг занесли в камеру еще до окончания строительства, поскольку он был слишком широк и не проходил в узкие проемы.

Вот, мы и рассмотрели подробно весь процесс строительства. Теперь, я считаю вполне уместным рассказать о нескольких исторических фактах, связанных с Пирамидой Хеопса. Для начала рассмотрим церемонию захоронения Фараона.

После смерти тела знатных египтян бальзамировали. Эта процедура проводилась для того что бы сохранить тело человека как можно в лучшем виде для загробной жизни. Секрет состава для бальзамирования не раскрыт до сих пор, но, видимо, это средство было настолько сильным, что позволило сохранить некоторые мумии в приличном виде до наших дней.

Примечателен тот факт, что, извлеченные внутренние органы не выбрасывали, а помещали в специальные герметичные сосуды «кнопы» и ставили рядом с саркофагом в погребальной камере. Бренные останки, по поверьям египтян, навсегда оставались в этой камере, но
«ка» умершего покидало гробницу. Тут же возникает вполне понятный вопрос - что такое «ка»? Под понятием «ка» в древнеегипетских верованиях подразумевался двойник человека, его «второе я», которое покидало тело в момент смерти и свободно перемещалось между земным и загробным миром. Проще говоря - это душа.

По легенде «ка» Фараона покинуло гробницу, устремившись к вершине пирамиды по внешней облицовке, настолько гладкой, что никто из смертных не смог бы по ней передвигаться. Там, в вышине, Фараона встретил бог солнца Ра Он «приплыл» в солнечной ладье, куда и взошло «ка» умершего фараона. Оттуда великий Хеопс и начал свое дальнее путешествие в бессмертие… Да… Красивая история…

Но вернемся к фактам. Оказывается, что многие историки сомневаются в том, что пирамида была усыпальницей фараона Хеопса. Конечно же, для таких высказываний есть основания. Во-первых, погребальная камера была лишь облицована гранитом, но не украшена орнаментом либо росписью, что выглядело, по меньшей мере, странно - ведь фараон любил все самое-самое, а тут пожалели немного краски?!

Во-вторых, сам саркофаг, хотя и находился в той же камере, но был не отесан и не имел крышки. Ив-третьих, где же мумия самого Фараона Хеопса? Неужели сбежала? Вполне возможно его смерть была инсценировкой, поскольку учеными обнаружены, отходящие от камеры, два узких хода, по которым в помещение проникает воздух снаружи, однако, мертвые в кислороде не нуждаются! Вот это, пожалуй, самый весомый аргумент, заставляющий усомниться в реальности захоронения правителя именно в пирамиде.

Но вернемся к тому моменту истории, когда гробница была вскрыта первый раз за 3500 лет. Такой длительный покой обеспечили праху Фараона табу и боязнь духов, якобы охранявших вход в святую святых. Кроме того, все входы были тщательно замурованы. Спустя много лет, нашелся-таки вандал, не испугавшиеся небесной кары. Первым человеком, проникшим в недра пирамиды был халиф Абдулла аль Мамуг, сын Гаруна-аль-Рашида. Это случилось в первой половине IX века, уже нашей эры. Он тщательно спланировал проникновение и проложил специальный туннель к погребальной камере, надеясь найти в ней несметные сокровища, подобные тем, что были обнаружены в других пирамидах. Однако халиф просчитался – вместо золота и драгоценностей он увидел лишь горы помета летучих мышей, которые в изобилии проживали в полостях сооружения.

Настоящее разорение Великая Пирамида пережила в 1168 году, когда на Каир напали арабы и сожгли часть города. Несчастные египтяне, оставшиеся без крыши над головой, растащили всю облицовку, покрывающую пирамиду снаружи. До сих пор в старой части столицы сохранились постройки, в которых использованы именно те древние плиты.

Постепенно камни, лишенные укрепления разрушились и осыпались, а остались лишь монолитные тяжелые блоки, дошедшие практически без изменения до наших времен. Пирамида со временем утратила и пирамидон, а также верхние слои кладки. Вот поэтому сооружение уменьшилось почти на 9 метров. Сейчас верхушка пирамиды представляет собой квадрат со сторонами около 10 метров.

Но на этом злоключения величайшей из пирамид не закончились. Она пережила еще одно испытание. В 1842 году площадка на вершине сооружения стало местом проведения необычных празднеств. Прусский король Фридрих Вильгельм IV отправил в долину Нила экспедицию, которой руководил археолог Рихард Лепсиус, с целью приобретения древнеегипетских предметов и других экспонатов, для создаваемого в Берлине Египетского музея. К слову, Музей открылся в 1855 году.

Так, вот в день рождения Фридриха Вильгельма, а конкретно 15 октября 1842 года, Лепсиус в сопровождении нескольких бедуинов поднялся на пирамиду и, под троекратные возгласы: «Да, здравствует король!» водрузил на вершине флаг с прусским орлом. Невиданная наглость! Но и это еще не все. Так же своеобразно Лепсиус отметил в том же году и Рождество: он зажег на вершине Большой пирамиды рождественские огни, а в камере фараона поставил в саркофаг маленькую пальму, которую украсил небольшими подарками для участников экспедиции. Этим экстравагантным поступком Лепсиус добился того, что заинтересовал публику и заставил вспомнить мировое сообщество о древней достопримечательности. Так Пирамида обрела статус мирового достояния, ее начали пытаться даже реконструировать. Однако этот поступок можно было расценить и как насмешку над прахом Великого Фараона. Остается надеяться на то, что «ка» Светлейшего Хеопса обитает где-то высоко на небесах и не знает, что сталось с его великим детищем…

 

авзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.

Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Но если мидийская царевна вряд ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в отношении Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, столице Карии, славном городе, знаменитом тем, что там родился Геродот, писал: "Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света".

Но в Карии был всё-таки один человек, любивший царя, - его родная сестра и жена (нередкий обычай - также бывало в древнем Египте) Артемиссия. И когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, Артемиссия была убита горем.

"Говорят, что Артемиссия питала к своему супругу необыкновенную любовь, - писал Авл Геллий, - любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и проливая над ним слёзы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе. Не считаясь ни с какими издержками, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света".

Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы её царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окружённой врагами, смогла сохранить царство мужа. В то же время известно, что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным. Вернее предположить, что мавзолей начали строить ещё при жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько лет.

В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока.

Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отёсанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шёл фриз - битва эллинов с амазонками - "Амазономахия" работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряжённой четвёркой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.

Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжёлым и статичным, как персидские гробницы, - в нём больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.

Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие либо меньшие цифры.

Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.

По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.

"В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырёхугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли ещё другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой зале они увидели четырёхугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нём урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей..."

Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.

В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна: неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.

Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в Будрун и после долгих переговоров и множества взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей. Английские учёные по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".

Убедившись в том, что Галикарнасский музей надо искать в Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты и глыбы.

За девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - ещё четыре плиты Скопаса. Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряжённые в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу.

 

Александрийский маяк - одно из семи великих чудес света. Он представляет собой очень большую башню, которая находится на острове Фарос, как раз на входе в порт Александрии. Александрийский маяк выполняет сразу две функции, это одновременно маяк, и наблюдательная вышка. Сам город Александрия был основан как новая столица Египта Александром Македонским примерно в 332-331 до нашей эры. В Александрии были возведены и величественный дворец, и великая Александрийская библиотека, в которой было больше 500 000 свитков. Также там была гробница самого Александра Македонского, который и основал весь этот город. Это был крупнейший научный центр в то время. Как раз для безопасного подхода судов к Александрии и был построен Александрийский маяк. Спроектировал его знаменитый архитектор Сострат, примерно 208 до нашей эры. Александрийский маяк представлял собой огромнейшею трех этажную башню. На одной из его стен была высечена надпись «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Первый этаж маяка был прямоугольный, сложенный из крупных плит известняка, каждая из которых было ориентирована по сторонам света. Второй этаж был в виде восьмигранной башни, облицованной дорогими мраморными плитами. Эта башня была ориентирована по направлению восьми главных ветров. Еще эта часть маяка была украшена бронзовыми статуями, которые указывали направление ветров. Третий, и самый главный этаж имел большой, круглый фонарь, который завершался куполом, на котором была бронзовая статуя Посейдона, высотой около семи метров. Маяк служил городу почти тысячу лет, но потом был разрушен сильнейшим землетрясением. Позже его пытались возобновить, но потом султан Кайт-бей построил на месте александрийского маяка крепость, которая там стоит, и по сей день. Александрийский маяк считался одним из чудес света, а до сегодняшнего дня из семи чудес света дошло только одно, это Пирамиды. Нет, конечно близ города Хилла в Ираке находятся сооружения, по-видимому это те самые висячие сады, которые входили в семь чудес света, но от них остались только непонятные развалины, которые чудесами и не назвать.

 

 

собый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. до н. э.) — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287—212 до н. э.) разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он — автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365—300 до н. э.) заложил основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Ему принадлежат работы по астрономии, оптике и пифагорейской теории музыки.

Аристарх Самосский (ок. 320—250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190—125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины. Герофил (рубеж IV—III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца.

Развитие научных званий требовало систематизации н хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. Александрия, основанная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средиземноморья благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III веке до н. э. Птолемеем II и благодаря деятельности ее сотрудников, работавших при постоянной поддержке династии Птолемеев, содержала около миллиона папирусных свитков. Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.

Библиотека входила в состав расположенного рядом Мусейона (греч. museion — храм муз), представлявшего собой совокупность научных»учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты; коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками. Грек Эратосфен (ок. 202 до н.э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд — «Элементы».

Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры,

В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, — филология: грамматика, критика текста, литературная критика и проч. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Литература эпохи эллинизма хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане — эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра, (342/351 — 293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан — мимы.

Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341—270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура —живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 — ок. 262 до н. э,), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи — знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди— граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения.

Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), достигшего совершенства в использовании эффектов светотени и графической перспективы. Характерные черты скульптуры того времени — интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Колосс Родосский — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.

Система гражданских ценностей.

Римская средиземноморская культура, являясь закономерным продолжением собственно римско-италийской, была во многих своих компонентах новым историческим явлением. Она в значительной степени утратила свой узкий полисный, так сказать, "национальный" характер и приобрела космополитические черты. Ее имперский характер выражался не только в том, что жители Рима и Сиракуз, Александрии и Лугудуна, Фессалоник и Кордовы жили в одном государстве и в целом имели если не одинаковый, то похожий образ жизни. В рамках новой "мировой" культуры сформировалась своя система гражданских ценностей, которая пронизывала составные части и направления культурной жизни, философию и религию, литературу и искусство, архитектуру и науку. Эта система ценностей предполагала особый стиль жизни, включающий довольно благоустроенный городской быт, известный уровень благосостояния, гордость за великую державу, сильную и благодетельную для всех подданных власть Рима, апелляцию к некоторым общечеловеческим ценностям. Вместе с тем по мере укрепления имперской власти и ее центрального и провинциального аппарата, широчайшего развития рабства и его глубокого проникновения во все поры общества формируются мировоззрение и психология подданного, сервилизм и угодничество, оборотной стороной которых были презрение к труду, паразитизм, животное потребительство и безудержное стремление к материальным благам и низменным удовольствиям. Эти черты образа жизни имперского подданного, его духовные ценности нашли великолепное отражение в лучших произведениях своего времени: стихотворениях Горация с его знаменитым лозунгом carpe diem -"лови день", романе Петрония "Сатирикон" с его жуткой картиной морального разложения общества, в сатирах Ювенала, сформулировавшего главное правило римского паразитизма panem et circenses - "хлеба и зрелищ".
Для сложившейся в I-II вв. системы культурных ценностей характерно глубокое противоречие между довольно высоким уровнем цивилизации и потребительским характером культуры, ведущем к паразитизму, моральному опустошению и общей апатии. Конечно, не все слои и классы сложной общественной структуры римского Средиземноморья разделяли такую систему ценностей. В целом можно сказать, что она была приемлема для большей части городских жителей, в то время как сельское население, среди которого было много рабов, различных категорий зависимых людей (колонов, адскриптициев, должников), а также низшие слои свободного крестьянства руководствовались другой системой жизненных координат, другим образом жизни, наполненным тяжким трудом, заботой о семье, строгой моралью и необходимостью выполнять свои обязанности.
В разнородном римском обществе нельзя выделить какую-либо одну ведущую мировоззренческую систему. Можно говорить о трех различных типах мировоззрения. Для высших классов такую роль выполняла философия позднего, или римского, стоицизма, представленного такими выдающимися философами, как Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.
Согласно Сенеке, весь видимый мир есть порождение вселенского божественного разума, который мудро устроил космос, равномерно распределив в нем добро и зло. Венцом творения является человек, в котором так или иначе заключена частица мирового божественного разума. Однако большая часть людей за повседневными делами, погоней за внешними благами, властью и богатством как бы подавляет в себе эти божественные искры. Удаляясь от божественного разума, люди предаются злу, нарушают законы природы, влачат жалкое, полное суеты существование. с Лишь лучшие люди, особенно познавшие законы природы, устройства мира, как бы разжигают искры заключенного в них божественного разума, освобождаются от давления жизненных обстоятельств, затягивающей трясины богатства, власти, удовольствий, обретают внутреннюю свободу и устойчивое счастливое существование. Мудрец должен стремиться к преодолению внешних соблазнов, быть равнодушным как к привалившему счастью, так и терпеливо сносить обрушившееся на него несчастье, бедность, болезни, даже порабощение. Согласно учению стоиков, мудрый человек не может отделяться от мира, он должен жить в обществе и выполнять свои обязанности, ревностно и ответственно рассматривая их как свой нравственный долг. Не имеет значения, какое место в обществе занимает человек: является ли он вельможей, как Сенека, жалким отпущенником, как Эпиктет, или всемогущим императором, как Марк Аврелий, он должен выполнять свой жизненный долг на том месте, которое указано ему божественным промыслом. Понятия божественного разума - создателя мира, единства человеческого рода как его творения, законности зла в мире и необходимость выполнения нравственного долга - важнейшие мировоззренческие установки римского стоицизма, оказавшие влияние на многие сферы культурной жизни высших классов имперского общества.
Для большинства римских подданных, принадлежащих к средним классам, стоицизм был слишком абстрактной, оторванной от жизни, сложной системой. Их мировоззрением была официальная идеологическая доктрина, которая стала вырабатываться еще при Августе и представляла собой своеобразную смесь римского эпикурейства, философии наслаждения настоящей жизнью и официальной религии, предполагающей почитание царствующего императора и богини Ромы как олицетворения могучего и процветающего Римского государства. Именно эта практическая философия потребительства и политической лояльности к существующему правительству ближе всего подходила к господствующей системе культурных ценностей и была как бы выражением наиболее типичной античной идеологии I-II вв. Далекие от сложных проблем античной философии, тонкостей рафинированного искусства, Наиболее глубоких творений античной литературы, средние прослойки римского населения как носители практической мировоззренческой системы были образованны, обладали достаточно высоким благосостоянием, психологической уверенностью в будущем. Именно они диктовали господствующее направление развития античной культуры и были в то же время основными потребителями создаваемых в Империи культурных ценностей. В целом мировоззрение средних слоев, к которым относились широкие круги муниципальных собственников, рабовладельцев и землевладельцев, отличалось известным оптимизмом, ясностью своих идеологических установок, направленностью на уверенное наслаждение жизненными благами. Их оптимизм основывался на уверенности в провиденциальном назначении Рима, благодетельности и прочности императорской власти, на известном личном благосостоянии, которое им обеспечивала Империя.
Иной была мировоззренческая система (или, вернее сказать, системы) низших классов римского общества. Отмеченное известное процветание и стабильность Римской империи I-II вв., благосостояние высших и средних классов общества базировались на тяжелом труде основных производителей материальных благ, рабах, колонах, крестьянах, ремесленниках, близких им низших прослоек античной интеллигенции. Для этих слоев как абстрактные истины стоицизма, утонченные представления о благом вселенском разуме, противоречивое представление о внутренней свободе и тяжелом внутреннем долге, так и официальный оптимизм и радостная лояльность к предержащим властям, сугубо потребительское отношение к жизни и погоня за материальными благами оказались в конечном счете неприемлемыми. Занятые тяжелым трудом на полях и в мастерских основные производители римского общества, создавали свою систему мировоззренческих ценностей, в которой преобладали черты здравого смысла и народной религии. Народные массы разных провинций огромной Империи верили в своих традиционных богов как под местными, так и под римскими именами, среди которых были особенно популярными такие божества-труженики, как Геркулес, Меркурий, Сильван, или близкие природе человека божества добра и милосердия (Добрая Богиня). В целом можно говорить об интенсификации религиозных начал в системе народного мировоззрения низших слоев в I - II вв.
В народной среде пользовались большим уважением традиционные моральные ценности - уважение к своей семье, дому, соседям. Среди низших слоев трудового населения были широко распространены воззрения, согласно которым трудовая нравственная жизнь угодна богам и получит с их стороны посмертное воздаяние, не говоря о памяти оставшихся потомков. В своей повседневной жизни трудившиеся бок о бок свободные крестьяне и ремесленники, зависимые колоны и вольноотпущенники, бесправные юридически рабы познавали несложную истину о природном равенстве людей, об относительности юридических перегородок между ними, приходили к познанию высшей ценности добродетели, милосердия, нравственных отношений между людьми, истин, к которым римские стоики приходили сложным умозрительным путем.
Живущие в условиях жестокого имперского управления со своими повседневными заботами, связанные с ближайшими муниципальными, а зачастую с сельскими, как правило, избираемыми ими же самими, властями, простые труженики воспринимали власть провинциального наместника, а тем более божественного императора в Риме, как далекую абстракцию и относились к ним как к некому чуждому символу, власти которого нужно подчиняться, но какого-либо горячего чувства поклонения, конечно, не испытывали. Именно в этой среде постепенно вызревали и укреплялись первые элементы христианской религии, которая стала аккумулятором различных народных мировоззренческих систем.Система античного воспитания и образования (пайдейа).

Каждое общество на любом крупном этапе своей истории создает особую систему воспитания и образования как одно из основополагающих направлений культуры. Любая система воспитания и образования есть система воспроизводства основных носителей и потребителей сложившегося образа жизни, производства и культуры, которые в своей совокупности составляют данное общество и должны решать возникающие перед ними задачи. В примитивных структурах, где решаются относительно простые задачи, создается простая система воспитания и образования. В высокоорганизованных обществах она достигает большой сложности. Римская средиземноморская империя по всем своим параметрам была одним из самых высокоорганизованных обществ древнего мира, и система воспроизводства его основных носителей была . одной из самых сложных и богатых в древности.
Имперская система воспитания и образования развивалась на римско-италийской основе и вместе с тем многое заимствовала от греческой и эллинистической педагогики, и к I--II вв. представляла собой довольно продуманный и стройный комплекс, который предполагал три последовательные ступени обучения. Первая, или начальная, ступень называлась Indus или schola (отсюда и русское слово школа). Обучение в школе начиналось с 7 лет и продолжалось около 4-5 лет. Это была массовая школа, в которой за небольшую плату, вполне доступную широким слоям населения, обучались совместно мальчики и девочки. Начальные школы были частными; утвержденных программ не существовало. Такую школу открывал на свой страх и риск склонный к преподавательской деятельности образованный человек. Очень часто такие школы не имели крытых помещений, занятия проходили на открытом воздухе в городском саду или на городской площади, где-нибудь в углу портика за матерчатой занавеской. Ученики повторяли уроки за учителем вслух и делали записи на особых досточках. Программа обучения была минимальной: ученики должны были научиться читать, считать, обучались некоторым элементам литературы, чаще всего заучивали наизусть стихи поэта Вергилия. Основная цель начальной ступени - обучение грамотности и началам арифметики, которые требовались в повседневной жизни широким слоям населения, включая некоторые категории рабов.
Средней ступенью обучения была школа грамматика. Она предполагала довольно высокую плату за обучение и более развернутую образовательную программу, включающую пять дисциплин: латинскую литературу, основы римского права, начальные знания по философии, греческий язык с элементами греческой литературы, наконец, математику с основами астрономии. Обучение в школе грамматика продолжалось около 4 лет и проходило в небольших группах, причем основное внимание уделялось работе с каждым учеником.
Высшая ступень обучения - школа ритора - представляла собой логическое продолжение грамматической школы. Как правило, обучение в школе ритора начиналось с 16 лет и продолжалось 3-4 года. Плата за обучение была очень высокой, и количество обучающихся было небольшим. Школа ритора была школой сугубо элитарной и предполагала весьма насыщенную программу: кроме пяти предметов предшествующей ступени, которые повторялись на более высоком уровне, изучались еще два очень важных с точки зрения античной педагогики предмета – ораторское искусство и музыка. Для овладения обширной программой использовался весьма эффективный метод индивидуального обучения, работа в небольших группах с самым широким применением учебных диспутов на заданную преподавателем-ритором тему. Окончивший риторскую школу получал всестороннее, мы бы сказали, гуманитарное образование, включавшее свободное знание греческого языка, греческой (не говоря о римской) литературы, римского права, греческой философии (главным образом, стоического и академического направлений), ораторского искусства. Это был хорошо подготовленный для практической, государственной и культурной деятельности человек. Центральное правительство и муниципальные власти придавали важное значение деятельности риторских школ и держали их под своим контролем. Одной из форм такого контроля было государственное обеспечение преподавателей риторских школ. Они получали весьма высокое жалованье из государственных и муниципальных средств, освобождались от муниципальных обязанностей.
Для молодых аристократов образование завершалось после одно-двухгодичного пребывания в одном из наиболее крупных культурных центров Империи, славящимся своими философскими школами, как Афины, ораторским искусством, как Родос, или в таких универсальных культурных центрах, как Антиохия и Александрия. Из западных "университетских" городов славились своими преподавателями, кроме собственно Рима, города Медиолан, Лугудун, Кордоба. Массилия.
Для I-II вв. можно говорить о первых шагах специального высшего образования в форме появления юридических и медицинских школ. В юридических школах сформировалось два ведущих направления, которые назывались по именам их основателей, юристов Прокула и Сабина - прокулеанцы и сабинианцы. Медицинские учебные заведения возникали вокруг практикующих врачей, и преподавание в них велось по сугубо индивидуальным программам. Во II в. славились медицинские школы прославленных врачей Сорана и Галена, преподававших как в Александрии, так и в Риме. Медицинские заведения имелись и во многих других городах Империи. Во всяком случае, император Веспасиан счел возможным издать специальный указ о назначении преподавателям учебных заведений жалованья из государственных фондов.
Своего рода добавлением к сложившейся структуре общего и специального образования в Римской империи I-II вв. было существование особой категории преподавателей – так называемых странствующих учителей, полулегальная деятельность которых столь красочно описана великим сатириком Лукианом в его пародии "Учитель красноречия". Среди пестрой компании странствующих учителей были преподаватели схол, грамматики, риторы и даже очень известные философы (например, знаменитый Дион Хрисостом, т. е. Златоуст), художники, артисты, музыканты, которые подолгу нигде не задерживались, кочевали со своим нехитрым скарбом (часто босые) из города в город, учили там случайных учеников несколько недель, проповедовали свои взгляды на общественных площадях, бывали биты, терпели оскорбления, но могли пользоваться и благосклонностью населения города или какого-нибудь местного мецената. Хотя античные авторы довольно отрицательно относятся к незаконным учителям, подчеркивают их шарлатанство, невежество, жадность, тем не менее само по себе существование довольно многочисленной группы странствующих учителей - показатель определенной культуры общества в целом. С другой стороны, это свидетельствует о тяге широких масс населения к образованию, которая, по существу, питала эту категорию античного учительства как такового. В целом можно сказать, что сложившаяся в Империи в I-II вв. система народного образования обеспечивала воспроизводство определенного типа личности, довольно широкое распространение начальной грамотности среди народных масс, весьма фундаментальную подготовку средних и высших слоев римского общества, обеспечивающих нужды государственного управления, хозяйства и общей эволюции средиземноморской культуры.
Как можно видеть, в римской системе образования всех ступеней практически отсутствуют предметы, которым в греческой пайдейе уделялось огромное внимание, а именно физическая культура и музыкальное воспитание. Римская система образования была более прагматичной, более утилитарной, чем греческая, хотя и ее основная цель состояла в овладении предметами гуманитарного цикла, особенно права и ораторского искусства.

Наука.

Без использования научных данных невозможно было решать многообразные проблемы функционирования такого сложного общества и такой сложной культуры, которая сложилась в период ранней Римской империи. Благоприятными факторами для развития науки были не только настоятельней необходимость в решении растущих общественных потребностей, но и возможности использования огромных Материальных людских и интеллектуальных ресурсов, которыми не располагали древневосточные, греческие и эллинистические общества.
Римляне восприняли накопленный прежними поколениями ученых опыт, и прежде всего эпохи эллинизма, и дали новый толчок развитию научной мысли. В период ранней Римской империи произошло известноё завершение научного развития предшествующих эпох всего древнего мира. Если говорить об общих особенностях римской науки I-II вв., то можно отметить ее большую направленность на достижение практических результатов, применение научных знаний для решения хозяйственных, социальных и политических задач. И если в осмыслении глубинных проблем мироздания природы и общества наука I—II вв. вряд ли превзошла достижения великих ученых классической Греции и титанов эллинистической науки Пифагора, Демокрита, Аристотеля, Эвклида, Эратосфена и других, то в применении результатов научного исследования к решениям непосредственных жизненных задач она ушла далеко вперед. В связи с этим среди различных направлений научного исследования получили преобладание ее прикладные ветви, особенно агрономия и медицина, астрономия и астрология, архитектура и география, юриспруденция и риторика.
Практическая направленность римской науки этого времени лучше всего отразилась в первой античной энциклопедии — замечательном труде Плиния Старшего (24—79 гг.) «Естественная история». Этот грандиозный труд в 37 книгах не содержит связных философских рассуждений. «Естественная история» — это в основном сухой и, на первый взгляд, однообразный перечень самых разнообразных и интересных фактов: по географии отдельных регионов, стран и континентов, анатомии и физиологии человека, о видах и строении растений и животных, о различных лекарствах, металлах и камнях и т. д. Автор демонстрирует удивительную эрудицию, он использовал около 2 тыс. произведений свыше 400 авторов. Все собранные Плинием факты были совершенно необходимы в повседневной жизни людей они были нужны советникам центрального правительства и провинциальных наместников, но здесь читатель не найдет рассуждений о природе космоса, проблемах познания, политических учениях или этических концепциях. Даже в тех немногих местах, где автор пытается раскрыть философскую основу своего труда, а та кой. основой для него является концепция провиденциальной роли Италии и цивилизаторской миссии римлян в мире, он исходит не столько из анализа мировоззренческих понятий, сколько из постулатов официальной политической идеологии.
Из конкретных научных дисциплин, в наибольшей степени восходящих к римско-итальянским истокам и получившим особое значение и I—II вв., отметим агрономию и юриспруденцию. Вершиной римской и всей античной агрономии стал труд уроженца Испании, но жившего в Италии Луция Колумеллы в 12 книгах—подлинная сельскохозяйственная энциклопедия своего времени, изданная в 60-х годах I в. В этом труде на высоком научном уровне изложены практически все элементы агрономии, включая общую агротехнику, уход за полем, возделывание зерновых, виноградников, оливковых и плодовых деревьев, выращивание скота, устройство хозяйства и обязанности по его управлению, организации рабочей силы. Изложение всех вопросов ведется Колумеллой на подлинно научной основе, которая включает проработку солидной научной литературы, собственные эксперименты в имении и заимствование чужого опыта; кроме того, Колумелла считает необходимым учитывать основы природоведения и Климатологии. Энциклопедия Колумеллы, так же как и труды его предшественников Катона, Са-зерны, Варрона, Вергилия и многих других, вознесла римскую агрономию на такую высоту, которая была превзойдена мировой наукой лишь в XIX в.
Высокого уровня достигла римская медицинская наука, которая пользовалась поддержкой как центральных, так и муниципальных властей (во многих муниципиях стального медицинского образования).
В ряде культурных центров — Александрии, Пергаме, Антиохии и прежде всего Риме существовали школы выдающихся медиков своего времени: Корнелия Цельза, Сорана, Галена, в трудах которых отражен высокий уровень античной медицины. Особенно велик вклад в медицину Галена (129— 199 гг.) в последние годы его жизни, придворного врача императоров Марка Аврелия и Коммода. До нашего времени дошли многочисленные произведения Галена, написанные по самым различным проблемам врачебной медицины; анатомия и физиология человеческого тела, функции различных органов, о нервах и мышцах, он описал зрительный нерв, его названия некоторым мышцам сохранились до нашего времени.
Однако научная значимость творчества Галена состояла не только в том, что он был выдающимся врачом-клиницистом, но и в том, что он придал медицине облик настоящей научной дисциплины, рассматривая конкретные врачебные сведения с точки зрения философских основ науки, синтезировав огромный опыт своих предшественников, особенно Гиппократа, с философскими положениями Аристотеля. Творческие размышления Галена как бы завершают многовековое развитие античной медицины, и именно в этой форме они приобрели особую популярность в византийское время ив арабском мире, а позже в эпоху Возрождения и в Европе.
Если творчество Галена завершало эволюцию античной медицины, то деятельность его старшего современника Клавдия Птолемея (83—161 гг.) стала обобщающим итогом главных достижений античной астрономии; математики, географии и астрологии. Клавдий Птолемей был энциклопедически образованным ученым и автором многочисленных сочинений, из них особое значение имели его «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах, более известное под искаженным названием «Альгамест», «Тетрабиблос», или «Четверокнижие», «Руководство по географии» в 8 книгах. В «Альгаместе» Птолемей дал наиболее полное обобщение и наиболее аргументированное для своего времени обоснование так называемой геоцентрической системы мироздания, которая господствовала затем вплоть до открытия Коперника; Птолемей был, по существу, отцом научной картографии, поскольку в своем труде по географии, он с помощью внушительного для своего времени астрономо-математического аппарата (включая начала тригонометрии) и разработанной им же системы координат дал определение картографического положения свыше 8 тыс. различных городов и населенных пунктов, впервые в античности локализовав их на основе научных данных, выполнив работу колоссальной сложности, которую сейчас выполняют несколько огромных институтов. Представляют большой интерес исследования Птолемея в области астрологии. Астрология была частью научной астрономии еще со времен вавилонских жрецов, но в эллинистическую эпоху пользовалась недоброй славой как сомнительная наука о суевериях, таинственных и страшных гаданиях. Вместе с тем существовали и некоторые научные основания астрологии в фундаментальной стоической философии о едином взаимосвязанном космосе, в котором расположение звезд, судьбы людей, события человеческой истории оказывались взаимосвязанными и как таковые были доступными для прогнозирования. В «Тетрабиблосе» Птолемея была сделана попытка наиболее аргументированного исследования всех научных оснований астрологии, которая была в значительной степени очищена от дилетантизма, суеверий и многих элементов мистики. Вот почему «Тетрабиблос» стал одним из самых, популярных руководств одной из самых сомнительных, наук древности, да и более, позднего времени.
В гуманитарных науках римляне, усвоив образцы греческой и эллинистической мысли, не смогли превзойти своих .великих предшественников по силе и глубине научной мысли — Платона и Аристотеля, Геродота и Фукидида, Демосфена и Исократа. Однако в юриспруденции римляне стали основателями настоящей правовой науки. Римское право оказалось настолько глубоко разработанной научной дисциплиной, что определило пути мировой юридической науки на многие столетия вперед. Римское общество было слишком сложным и конгломератным, чтобы держаться только на насилии, средиземноморская экономика была слишком автаркичной и натуральной, чтобы выработать прочные экономические связи. Именно поэтому господствующему классу пришлось использовать возможности правового регулирования многообразных отношений между людьми и их коллективами, чтобы .поддерживать в обществе известный порядок. Естественно, это не могло не способствовать разработке римского права. Римские юристы уже основательно преодолели примитивный взгляд на право как на совокупность отдельных примеров (казусов), а рассматривали юридические отношения с философских позиций, с использованием утонченных логических методов и поставили античную юриспруденцию на вполне научную основу. В I—II вв. появляется множество различных трактатов, юридических руководств, отдельных исследований, из которых в IV в. было составлено капитальное собрание юридических норм в 50 книгах, получивших название Дигест или Пандект. В период правления Августа в Риме сформировались две различные юридические научные школы: сабинианцев (по имени юриста Сабина) и прокулеанцев (по имени юриста Прокула), которые продолжали существовать в течение всего I в. Во II в. юрист Гай написал фундаментальное руководство по изучению римского права, так называемые «Институции». Большим авторитетом пользовались многочисленные сочинения современника Августа юриста Лабеона. При императоре Адриане большим знатоком в области римского права был Сальвий Юлиан, которому принадлежала заключительная редакция кодекса важнейших законов Империи, касающаяся различных сторон судопроизводства и получившая название «Вечного эдикта».

 

 


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты