Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Образование государства у восточных славян.




Возникновение государства - закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс. Поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло удовлетвориться двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга в своих интересах и устремлениях. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т.е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадают с общими интересами, что разрушило род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их использования. Возникает имущественное неравенство, неравенство возможностей, т.к. не только совершенствовалась экономическая основа существования людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все большую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т.д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества возникает необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

В VIII-IX веках у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

В соседские общины, и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX веке продолжалась постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-европейской - Европейской равнины постоянным явлением были набеги варягов, на юге обострялась вражда славянских и тюркских племен.

В исторической науке возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория, где преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, столь же неуместно, т.к. крайний антинорманизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает предание, где указано, что в 862 году Новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался там и стал править. После его смерти власть захватывает предводитель одного из варяжских отрядов Олег (882-912 гг.). В 882 году Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного им Киева и убить их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший своей резиденцией Киев, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком тесным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдье) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945 гг.). При этом князе произошло первое восстание древлян в 945 г. Желание дружины князя Игоря собрать повторно дань возмутило древлян - они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга (945-969 гг.), отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани, установив «уроки» (размер дани) и «погосты» (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание древнерусского государства - Киевская Русь. Это было раннефеодальное государство, т.к. пережитки родового строя сохранялись долго - это и элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование вече в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Киевская Русь - это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, при котором был совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр. При князе был аппарат из дружинников, ведавший сбором дани, податей, осуществлявший суд, разбор мелких дел и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от великого князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Основной формой организации хозяйственной жизни была феодальная вотчина, т.е. отцовское имение, передаваемое от отца к сыну по наследству. Владелец вотчины назывался боярином или князем. В Киевской Руси было еще значительное число свободных крестьян-общинников, они платили дань князю.

При князе Ярославе Мудром (1019-1054 гг.) впервые появился свод законов древнерусского государства - «Русская Правда». Эти законы дополнялись его приемниками. Из «Русской Правды» узнаем о социальной организации Киевского государства. Все свободное население носило название «люди». Основная масса сельского населения называлась «смердами». Они жили как в крестьянских общинах, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой зависимости от феодалов. Появляются разные категории зависимых людей - рядовичи, закупы, холопы. Особенно в «Правде Ярославичей» видно стремление защитить право феодала на его вотчину. Постепенно отменяется кровная месть и усиливается плата за убийство различных категорий населения. Это говорит об углублении социального разделения общества.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты