КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет философии, ее место и роль в культуреПочему человек философствует? В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на эти вопросы достаточно определенно, лучше всего рассмотреть примеры подлинного философствования, без которого можно прийти к разговору ни о чем. Итак, сначала примеры, а затем выводы. Разумеется, примеры связаны с творчеством великих философов, ведь философствование прежде всего как раз и есть то, чем они занимались и занимаются. Первый пример касается разработки Сократом и Платоном концепции идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие науки и искусства. В конечном счете именно античная концепция идей оценивается ныне как смыслообразующая основа современной постиндустриальной цивилизации. Теперь можно поставить существеннейший для нашей темы вопрос — почему концепция идей является по своей природе философской, а не, например, математической. Дело в том, что в своем философском содержании концепция идей соотносится с любыми идеями, а не только с математическими или экономическими, это во-первых. Во-вторых, концепция идей максимально действенна, она как бы пронизывает всю сферу бытия человека, вызывает к жизни не один, а целый поток существеннейших вопросов, относящихся к сферам личной и общественной жизни, политики, образования и т.д. Философское — значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное. Второй пример не менее показателен, чем первый. Речь идет о концепции ответственности, развитой в последние два десятилетия целой группой американских и западноевропейских мыслителей. Об ответственности знали давно, но в ранг философской доктрины ее возвели лишь сейчас. Концепция ответственности призвана поставить заслон действиям различного рода эгоистов и экстремистов, всех тех, кто за маской свободолюбия преследует, вопреки интересам других, свои корыстные цели, т.е., иначе говоря, ведет себя безответственно по отношению к обществу. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение. Два приведенных примера показывают, что философия не стоит на месте, она имела своих творцов и две с половиной тысячи лет назад, и сейчас. Философия, как и все ценное в жизни людей, есть результат самоотверженной работы энтузиастов. Философские звезды в отличие от астрономических - это люди, они находятся среди нас, озаряют нас светом философствования. Итак, что же такое философия? Буквально греческое слово "философия", впервые введенное в обиход Пифагором, переводится на русский язык как любовь к мудрости, любомудрие. Выявляет ли наше разъяснение специфику философии? Лишь отчасти, ибо стремление к мудрости характерно не только для философов, но и для ученых, поэтов, священников. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости. Ясно, что такого рода смыслы имеют для людей основополагающее значение, отказ от них равносилен безумию: зачем же отказываться от того, что является нашим высшим интеллектуальным достижением, а во многом и руководством в практической жизни. Таким образом, философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек). Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura дословно означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура — это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составля- ющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия — это пиковые достижения культуры, наивысший уровень самоосмысления человечества, достигнутый к настоящему времени. Не существует такая область культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Заметим, что философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех. До сих пор мы рассматривали философию в целом, не касались ее структуры, строения. Но всякое целое не монолитно, оно состоит из частей. У философии их достаточно много. Рассмотрим те из них, которые наиболее рельефно выделяют своеобразие философии. Философия есть поиск ответов на главные вопросы бытия. Какие именно? Гениальный Иммануил Кант сумел, как считает абсолютное большинство философов, сформулировать их выразительно и кратко. По Канту, сферу философии можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек? Три первых вопроса сводятся к последнему и детально рассматриваются в научно-ориентированной, морально-ориентированной и религиозно-ориентированной философии соответственно. Современный философ, как правило, придерживающийся некоторых концепций, сказал бы, что главным концептом является в первом случае истина, во втором — добро, в третьем — вера в Бога; и все это объединяется в понимание человека (и общества) как интегральной самодостаточной ценности. Последующее, после Канта, развитие философии выявило первоочередную философскую потребность обращения не только к научным и моральным, но и к чувственным, эмоциональным, эстетическим потенциям человека: что я могу почувствовать, пережить? Что есть красота, прекрасное, возвышенное? На эти новые вопро- сы отвечает философия, ориентированная чувственно-эстетически. Еще один результат развития новейшей философии ·— потеря религиозно-ориентированной философией своего былого центрального места в структуре философии (многие вопросы, которые раньше рассматривала религиозно-ориентированная философия, теперь переведены в область морально-ориентированной философии). С учетом изложенного, добиваясь более детальной характеристики философии, рассмотрим последовательно научную, чувственно-эстетическую и моральную ориентации философии. В качестве главных концептов философии выступают истина, красота и добро, основные лики философского творчества человека.
|