Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Трезво о культуре. О песнях и музыке.




В Ставропольской Фольклорно-Этнографической Группе «Вечёрка», художественным руководителем которой я являюсь, действуют строгие правила Трезвости как для гостей интерактивных мероприятий: народных игр, песен, танцев, так и для творческого этнографического костяка в его повседневной этнографической работе, экспедициях, воссоздании народных костюмов, реконструкции быта, выставочных инсталляций. К сожалению, по ходу работы часто приходится сталкиваться с культуропитейскими традициями, привнесёнными в фольклор извне, как в праздничных застольях, так и тематике песен. И поэтому мы ставим своей задачей отделение собственно культуры от мусорных включений, ставших следствием личных проблем конкретных носителей культуры, так и плодом умышленного искажения её злонамеренными людьми.

Сама по себе структура народного танца, его хореографическое кружево, предполагает чёткую координацию движений, на которую отравленный человек просто неспособен. Такие люди выбиваются из действия, выглядят неловкими, неумелыми и чуждыми происходящему. Нелепое движение и пониженная реакция, могли бы вызвать смех, а зачастую и вызывают, только не у нас, так как мы видим в совмещении культуропитейских традиций и этнографии серьёзную проблему.

Привнесение в содержание песен несвойственных культуре измышлений, а в музыку резких диссонансов и заимствований без адаптации способны с течением времени изменить душу народа. Сначала это выглядит как стилизация под этнографию, некий вычурный «а-ля рюс», как бы нашу культуру увиденную глазами иностранца в пересказе для своих, а потом и вовсе чужеродную стилистику, выдаваемую за свою.

Нет ничего плохого в музыкальных традициях других народов, если она называется своим именем. Можно даже заниматься изучением этого и в особенности в родной для этого культурной среде, но создание таких тяни-толкаев, как например «русский рэп», совершенно деструктивно.

Жители русского севера или центральной полосы России, часто слыша Кавказские мотивы будет чувствовать себя не комфортно. Длительное и неуместное воздействие подобной музыки может вызвать даже подавленное состояние. И напротив, то, что мы слышим в колыбельных песнях своего края, откладывается в глубокий фундамент психики, и вот с этим фундаментом нужно обходиться бережно.

Ещё античный философ Платон имел писал о воздействии музыки, что: «Введение нового вида музыки (а сюда относились также стихотворчество и танец), должно быть ограничено, ибо оно подвергает опасности общее существование государства, так как музыкальным стилям невозможно противостоять, чтобы не причинить вреда важнейшим политическим институтам».

Психологические исследования показали, что телесные и моральные качества действительно могут быть приобретены повторением формулы внушения, положенным на музыкальную основу. Начиная с камланий шаманов под бубен и заканчивая полифоническими церковными хоралами сквозь всю историю человечества, вплоть до распевания гимнов государств, воздействие музыки на психику людей применялось и оттачивалось. Музыкой человеку внушаются устойчивые эмоциональные состояния, которые при повторении легко возникают вновь, что вырабатывает эмоциональные привычки. А привычки, в конце концов, становятся частью как личного, так и национального характера.

История показывает, что властители и выдающиеся умы, именно о них главным образом идет речь, почти всегда состояли в связи с какой-либо формой музыки. Короли, герцоги, папы, князья имели своих дворовых музыкантов, феодалы и бароны – своих бардов, в то время как основная масса народа, по меньшей мере, народную музыку, которая выражала их чаяния и задачи.

Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Наукой были установлены определённые закономерности влияния различной музыки на психическое и физическое состояние человека. В этом отношении трезвость, как установка на естественное творческое состояние в отсутствии как-либо менять своё сознание, стоит на страже адекватного восприятия. А музыка может или поддержать это, или разрушить.

Музыка строится из музыкальных звуков. Они обладают определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до — ре пятой октавы (от 16 до 4000 — 4500 Гц).

Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука, он может либо гармонизировать психо-эмоциональное состояние, либо приводить к обратным эффектам.

Специалисты утверждают, что имеет значение не только стиль музыки, ритм и тональность, а и то, на каком музыкальном инструменте было исполнено произведение. Звучание каждого музыкального инструмента оказывает влияние на определённую систему организма человека.

Положительное влияние музыки на человека оказывают и народные композиции, где очень часто сами голоса выполняют роль инструментов, ведь из всех звуков на человека больше всего воздействуют звуки, произносимые человеком. Это органичные для человека тембры и гармонии.

В то же время молодые люди, активно слушающие поп-музыку, рок и рэп (ритм этой музыки около 150 ударов в минуту) попадают в полосу «шаманских» частот (ритм «дельта-волн» головного мозга, наблюдаемых на электроэнцефалограмме в состоянии сна, глубокого транса, комы). Примером этому могут служить Эмо и их депрессии.

Я остановлюсь только на двух техногенных моментах. Исследования ученого Роберта Монро так называемых бинауральных ритмов доказали, что человек различает звуки всего в несколько герц. Если в разные уши поступают звуки с разницей в 6 Гц, а это частота работы мозга, то человек воспринимает именно эту фантомную разницу и может даже потерять сознание. В то же время есть бинауральные ритмы, которые могут синхронизировать работу обеих полушарий, помогают улучшить функционирование мозга, поскольку позволяют наладить межполушарные нервные связи на нужной частоте релаксации или творческого прорыва.

Во-вторых, о влияние рок музыки на человека. Музыка этого стиля характеризуется переизбытком высоких и низких частот. Такое чередование совместно с громкостью серьезно травмирует мозг. Ученый-медик Дэвид Элкин однажды провел эксперимент, благодаря которому доказал, что пронзительная громкая музыка провоцирует сворачивание белка.

Поэтому не следует воспринимать звук как нечто эфемерное, ничего не значащее. Звук материален. Исследования показали, что даже ДНК несущая наследственную информацию в генах поёт свою песнь.

Чтобы определить, какое влияние оказывает музыка именно на Вас, попробуйте во время прослушивания разных стилей музыки прислушаться к себе, понять какие ощущения и эмоции вызывает у вас данное музыкальное произведение. И, как я абсолютно убеждён, наш народ вынес из своей истории то музыкальное наследие, которое помогает адаптироваться и выживать, черпать в себе силы каждому соотечественнику. Образно говоря, пить из журчащего потока чистую родниковую воду гармонии и смысла, которыми так богаты народные песня и танец.

 

Богословская Елена Васильевна. ( г. Ставрополь. Детская фольклорная студия «Вечёрочка»


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты