КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Абсолютное –безусловное, независимое, самостоятельное, неповторимое, вечное, всеобщее, противоположное относительному.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Абсолютное –безусловное, независимое, самостоятельное, неповторимое, вечное, всеобщее, противоположное относительному. Абсолютная идея –основное понятие гегелевской философии (мировой разум, мировой дух). А.и. – мысль, мыслящая самое себя, концентрированное сознание. Абстрактное(от лат. удаление)–мысленный образ, полученный путем отвлечения от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучить и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. Абсурд – нелепость, бессмысленность феномена или явления. Агностицизм –философская установка, согласно которой мир познать до конца невозможно. Согласно А., невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную полную систему знания. Аксиология(от греч. axia - ценность и logos - учение) – учение, исследующее духовные ценности и их соотношение с миром реальностей. Является одним из важных разделов философских теорий XIX-XX вв. Предпосылкой А. служит разведение бытия и долженствования. Главная особенность всех ценностей состоит в том, что они носят антропогенный характер. В американском структурном функционализме аксиологический анализ позволил рассматривать ценности в качестве первоначал, на основе которых социальные группы консолидируются, достигают согласованности действий, общей упорядоченности и стабильности своих структур. В таком истолковании ценности оказались приближены по своему значению к нормам морали и права, а их главная функция представлена как упрочение социального порядка. А. философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным поступкам. Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. Амбивалентность(от лат. ambio - оба и valentia - сила) – двойственность, раздвоенность, противоречивость. Означает сосу-ществование в человеческой психике противоречащих друг другу установок, влечений, настроений. Одна из противоположностей способна фигурировать на уровне сознания, а другая может быть вытеснена в подсознание и оказывать оттуда на личность, ее мотивы и поведение дестабилизирующее воздействие. Анархизм –общественно-политическое течение, согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. А. рассматривается как один из путей трансформации современных развитых обществ. В бытовом понимании термин означает отсутствие морального и политического порядка. Антиклерикализм –общественное движение, направленное на освобождение всех сфер жизни общества от влияния церкви и духовенства. Антиномия – появление в ходе рассуждений двух противоречащих суждений, но представляющихся одинаково обоснованными. Антропология –философская дисциплина (учение), изучающая человека. Антропогенез – процесс возникновения и развития человека. Антроподицея(от греч. anthropos - человек и dike - право, справедливость; букв. «оправдание человека») – обозначение теологической и религиозно-философской проблемы, возникающей в связи с разрешением противоречия между идеей богоустановленности миропорядка и наличием в нем зла путем перенесения ответственности за дисгармонию на человека. А. – культурно-историческая парадигма, сложившаяся в эпоху Возрождения на фоне кризиса традиционной теоцентрической картины мира и питавшая на протяжении всего Нового времени философскую, этическую, художественную, правовую мысль. После удаления Бога из центра миропорядка на освободившееся место человек поставил самого себя. А. предстает как попытка гармонизировать природу и судьбу человека, разрешить противоречие его сущности и существования. Антропоцентризм –философский принцип, ставящий человека в центр мира. Способ решения философских проблем, исходящих не от мира к человеку, а, наоборот, от человека к миру. Впервые такой поворот был осуществлен философами эпохи Возрождения, противопоставившими эстетически ориентированный А. теоцент-ризму Средневековья и космоцентризму Античности. Поворот к человеку был осуществлен в некоторых направлениях философии ХХ в. – философской антропологии, персонализме, особенно экзистенциализме К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и др. и сопровождался откровенной и бескомпромиссной оппозиционностью к самому способу научного (объективного) познания человека и мира. Апейрон –понятие древнегреческой философии, обозначающее «беспредельное». Апория –логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. Апостериори –философский термин, означающий знание, полученное из опыта. Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, не согласованного со старым. Априори –философский термин, означающий знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Атараксия –невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. Атеизм –мировоззренческая установка, отрицающая наличие Бога.
|