Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА




Армии древних германцев, как позднее и армии аламаннов, франков и лангобардов, были фактичес­ки вооруженными племенами, и ношение оружия было честью, которая принадлежала всем взрослым свободным мужчинам. Германцы, с которыми встре­чался и которых описывал Цезарь, избирали воен­ных вождей, занимавших свой пост только в ходе одной военной кампании. Век или позже спустя мы встречаемся с двумя разновидностями образа вождя. Собственно вождь — duх — избирался по древнему обычаю, в то время как король — rех — мог быть выбран только из ограниченного числа знатных лю­дей. Цех мог занимать свою должность всю жизнь, и военное командование могло и не входить в чис­ло его обязанностей. Ни один из этих лидеров не пользовался значительным авторитетом ни в совете, ни на поле боя. Когда битва начиналась, вождю ос­тавалось только кричать, давая советы и ободряя воинов, а воины, как правило, не очень-то обраща­ли внимание на эти увещания.

Очень немногие предводители, будь они короля­ми или вождями, могли добиться абсолютной влас­ти над войсками, хотя бы даже на краткий период своего командования. В тех немногих случаях, ког­да такой лидер действительно появлялся, римским командирам, как правило, приходилось бороться с ним. Одним из наиболее опасных врагов Рима в пе­риод ранней империи был Маробод, вождь маркоманнов, которые ожесточенно противостояли про­движению римлян в южную Германию в течение примерно тридцати лет после 9 г. до н. э. Он стал вождем-аристократом и внес значительные измене­ния в военную организацию маркоманнов. В резуль­тате на недолгое время один из германских народов обрел армию, которую контролировало единое цен­тральное командование и которая в результате ста­ла более дисциплинированной и более гибко орга­низованной, чем обычно. Римляне испытали огром­ное облегчение, когда в 19 г. н. э. после периода внутренних раздоров между германцами Маробод был изгнан своими соотечественниками и был вы­нужден искать убежища у римлян. В тот же период некоторые другие германские племена, в том числе херуски и хатты, которые занимали холмистые об­ласти к востоку от среднего Рейна, также улучшили свою организацию и тактику после первого столк­новения с Римом — «следуя за знаменами, оставляя войска в резерве и повинуясь командам», однако все это не оказало долгосрочного воздействия на спо­собы ведения войны у варваров.

Тацит недвусмысленно пишет о том, как жили большинство воинов. Те, кто служил в дружине вождя, в мирное время в основном спали и пирова­ли, а также давали и принимали подарки. Как и в большинстве неспокойных первобытных племен, охотнее всего люди восхищались отвагой и щедрос­тью. Вождь собирал и удерживал своих дружинни­ков подарками и гостеприимством, а их поддержка помогала ему увеличить свою власть, свою землю и богатства, которые он мог раздаривать.

Тактика была самой примитивной. С самого на­чала использовалась безудержная атака клином, ко­торая должна была сокрушить или запугать врага. Если атака не увенчивалась успехом, то варвары ста­рались разбить битву на множество отдельных по­единков. Войну, которую вели между собой герман­цы, можно сравнить с той, что разыгралась у стен Трои. Против дисциплинированной пехоты такая тактика оказывалась катастрофически неэффектив­ной, как, например, при Аквах Секстиевых (103 г. до н. э.) и Верцеллах (101 г. до н. э.), однако она продолжала оставаться основой германского спосо­ба войны вплоть до периода Великого переселения народов.

Клинья (сunei), как правило, состояли из членов отдельных семей и кланов. Германский термин сuneus использовался в обоих смыслах этого слова и среди римлян. С одной стороны, он обозначал во­енное подразделение (прежде всего германское) в целом, например сuneus фризов в Хаузстидсе на Адриановом валу. С другой стороны, этот термин пе­реводился на римский армейский жаргон как сарut porcinum, или «свиная голова», — свидетельство то­го, что германская манера ставить строй клиньями до некоторой степени проникла и в римскую систе­му, очевидно через посредство вспомогательных войск германцев. Как «свиная голова» соотносилась с воинским подразделением как таковым, не впол­не ясно, однако, возможно, объяснение следует ис­кать в том, что изображение кабана, как считалось, защищало германских воинов (см. с. 142). Перед «клином» в битве могли нести «изображения и знамена, взятые из священных рощ». Эти «изображе­ния», скорее всего, были изображениями богов, а «знамена» также могли носить религиозный харак­тер. Кабан у германцев часто служил эмблемой во­инов. Фигурирует он, к примеру, на германских зна­менах, показанных на саркофаге римского команду­ющего Авла Юлия Помпилия, который воевал с маркоманнами в конце II в.

Наиболее эффективной была германская такти­ка партизанской войны. Любимым приемом гер­манцев против римских армий ранней империи был следующий: германцы старались нападать на флан­ги армии, пересекающей прогалину в лесу, делая короткие вылазки из лесных убежищ и уходя обрат­но, прежде чем римская пехота придет в себя. Если легионеры и сталкивались напрямую с германцами, долго это длиться не могло. Такие вылазки варва­ров могли истощить терпение, но не силы трени­рованных римлян.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты