Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Метафора. 1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.




1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.

Метафора <...> Основная для поэтического языка фигура (троп), которая строится на том, что комплекс слов <выражений> приобретает значение, отличное от того, которое вытекало бы из значений слов <выражений> в отдельности; является новым семантическим сопоставлением, которое нельзя воспроизвести с помощью других слов <выражений>. В метафоре используется возможность соединения друг с другом <ассоциации> даже отдаленных понятий, в которых замечаются какие-то общие черты. Раньше метафору считали сокращенным сравнением, от которого <она>, однако, отличалась, так как не только сближает, но как бы отождествляет сопоставляемые предметы. Строение метафоры можно выявить, воссоздавая опущенные звенья в заложенной в ее основе пропорции (называя, напр., молодость утром жизни, мы опираемся на наблюдение, что соотношение утра к дню такое же, как молодости к целой жизни и т. п.). Перенесение значения достигается, в частн., приписыванием какому-либо объекту черты или функции, относящейся обычно к другому существительному, через подстановку конкретного вместо абстракции или наоборот, через описание чувственного впечатления в категориях другого впечатления, через вытекающее из психологической иллюзии признание предметом материального окружения состояний и чувств переживающего субъекта и т. п. В обиходной речи и поэтической традиции закрепилось много общепонятных метафор, которые не обладают уже экспрессивным значением, поэтому творцы стремятся к освежению и поиску новых метафор, которые вносили бы оригинальные образные и эмоциональные значения. Реконструкция опущенных членов аналогии в новой метафоре может, однако, представлять значительные трудности, особенно там, где творец опирается не на общий опыт, а на индивидуальное ощущение подобия, связывая друг с другом далекие понятия в сильно сжатой форме” (S. 152-153).

2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.

Метафора (греч. metaphora — перенос), поэтичнейшая из фигур, несобственная, образн. форма речи: образн. выражение для предмета (часто для оживления и наглядного воплощения абстрактных понятий), свойства или события; возникает, по Квинтилиану, из сокращенного сравнения в результате того, что слово (группа слов) перенесено из собств. взаимосвязи значений в другую, в решающем пункте сравнимую, однако первоначально чуждую область представлений, но без формально осуществленного соположением значений («так...как») сравнения непосредственно и комплексно выступает на его месте; оно стоит не в собств. значении, но «перенесено». Античное учение о фигурах (Квинтилиан) семантически различает перенос с живого на живое (лиса — хитрый человек), с безжизненного на безжизненное (ложе реки), с безжизненного на живое (корабль пустыни — верблюд) и чаще всего с живого на безжизненное (подошва горы); современная теория чаще разделяет в большем соответствии с сущностью наглядное воплощение духовного через смысловое и одушевление смыслового через духовное. Совр. лингвистика исследует семиотич., психол./психоаналитич. и коммуникативные аспекты М. по ассоциации, диссоциации и деструкции обычн. представлений. Обиходный язык (разговорная речь) обладает бесчисленными стертыми М. (экс-М.), которые возникли, в частн., из речевых табу или за недостатком собств. наименования и более не воспринимаются сознанием как таковые: конвенционализированные языковые образы. Поэтич. и особ. лир. язык, напротив, живет не в последнюю очередь образным содержанием осознанно узаконенной М., поскольку она освобождает выходящие за пределы плоского значения выразительные силы языка, отменяет простое соотношение между именем и предметом, создает новые взаимосвязи и отношения между разл. областями действительности и представлений и фиксирует заново осуществившееся для читателя в образе содержание слова. При этом шкала языкового чувства поэта простирается от интеллектуального использования М. как средства украшения через остроумно иллюстрируемый примерами разговор до глубокого проникновения образа, который является уже не интеллектуальным сравнением, постоянным замещением значения, но последним постижением сущности вещи и создает новую образную и непосредственно чувственно испытываемую область представлений. М. придает языку новые выразительные возможности, опыты и результаты познания в слове; ее стилевая ценность повышается от стереотипной М. (Epitheton ornans) через холодную М. барокко и экспрессионизма до абсолютной М. или шифра соврем. лирики, которая отказывается от tertium comparationis ...” (S. 568-569).

3) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw.

“Метафора — фигура речи, где слово или выражение применяется к человеку, идее или предмету, к которым они не могут быть применены в своем буквальном смысле. Метафора — это скрытая аналогия, которая образно идентифицирует две вещи. Метафора — один из тропов, механизм, при помощи которого автор переворачивает или искажает значение слова” (p. 235).

4) Dictionary of World Literary Terms / By J. Shipley.

“Метафора — подмена одного предмета другим, или приравнивание двух вещей, относящихся к разным мыслительным рядам” (p. 197).

5) Morier H. Dictionnaire de poétique et de rhétorique.

Метафора. Метафору принято рассматривать как эллиптическое сравнение. Она производит сравнение двух предметов или реалий, с большей или меньшей очевидностью опуская явно выраженные признаки сравнения.

Слова «как», «также как», «такой», «такой же как», «похожий на», «походить», «казаться похожим», «быть похожим» и подобные им, слова, которые отмечают логические ходы и последовательность мыслей, принципиально исключаются в метафоре: они употребляются в фигурах, где сравнение имеет характер менее стремительный, в сравнениях в собственном смысле слова, при установлении параллелей и подобий. <...> Метафора — это прием, противостоящий всякому эксплицитному сравнению... <...> Метафора предназначена для того, чтобы высветить общие элементы в предмете сравнения и в том, с чем он сравнивается, углубив понимание духовной реальности, наметив многочисленные аналогии и приведя в действие отклики эстетического, интеллектуального и этического характера” (p. 670-671).

6) Петровский М. Метафора // Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1. Стлб. 434-437.

М. <...> вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. Так, старость можно назвать вечером или осенью жизни, так как все эти три понятия ассоциируются по общему их признаку приближения к концу: жизни, суток, года. Как и другие виды тропов, метафора есть не только явление поэтического стиля, но и общеязыковое. <...> метафорическое происхождение вскрывается в отдельных самостоятельных словах (коньки, окно, привязанность, пленительный, грозный, осоветь), но еще чаще в словосочетаниях (крылья мельницы, горный хребет, розовые мечты, висеть на волоске).Напротив, о метафоре как явлении стиля следует говорить в тех случаях, когда в слове или в сочетании слов сознается или ощущается и прямое и переносное значение. Такие поэтические метафоры могут быть: во-первых, результатом нового словоупотребления <...> (напр., «И канет в темное жерло за годом год» <...>); во-вторых, результатом обновления, оживления потускневших метафор языка(напр.. «Ты пьешь волшебный яд желаний»; <...>). Соотношение двух смыслов в поэтической метафоре может быть далее разных степеней. <...> В большинстве случаев и поэтическую метафору мы застаем на стадии заслонения прямого смысла переносным, прямой же смысл дает лишь эмоциональную окраску метафоре, в чем и состоит ее поэтическая действенность (напр., «В крови горит огонь желанья» — Пушкин). Но нельзя отрицать или даже считать исключеньем и те случаи, когда прямой смысл метафоры <...> выдвигается на первый план <...> (Напр., «Жизни мышья беготня» — Пушкин <...>) <...>“.

7) Квятковский А. Поэтический словарь.

Метафора <...> — один из основных тропов художественной речи. <...> Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, автологическом, а в переносном значении. В основе М. лежит не названное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Будучи по своей конструкции образным выражением, основанным на сравнении, М. в различных формах или модификациях присутствует во всяком поэтическом тропе. <...> Поэтическая М. отличается от примелькавшейся бытовой М. своей свежестью и новизной <...>” (с. 156-158).

8) Крупчанов Л. Метафора // Словарь литературоведческих терминов. Стлб. 208.

М. <...> — вид тропа, в к-ром отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. <...> М. представляет собой нерасчлененное сравнение, в к-ром, однако, легко усматриваются оба члена <...>“.

9) Муравьев Д.П. Метафора // Лэс. С. 218.

М., метафоричность <...>, вид тропа. Перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства в к.-л. отношении или по контрасту. В отличие от сравнения, где присутствуют оба члена сопоставления («Как крылья, отрастали беды / И отделяли от земли», Б.Л. Пастернак), М. — это скрытое сравнение, в к-ром слова «как», «как будто», «словно» опущены, но подразумеваются. «Очарованный поток» (В.А. Жуковский), «живая колесница мирозданья» (Ф.И. Тютчев), «жизни гибельный пожар» (А.А. Блок), «И Гамлет, мысливший пугливыми шагами» (О.Э. Мандельштам) — во всех перечисленных М. различные признаки (то, чему уподобляется предмет и свойства самого предмета) представлены не в их качественной раздельности, как в сравнении, а сразу даны в новом, нерасчлененном единстве худож. образа. <...> По отношению к М. др. тропы и такие стилистич. фигуры, как катахреза, оксюморон, олицетворение, антитеза могут рассматриваться как ее разновидности и модификации. Более древними, предшествующими М. элементами образности являются сравнение, эпитет и параллелизм <...> “ (с. 218).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты