Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА II. 1. «Узнайте ту дхарму, которая одобрена сердцем, которой следуют ученые, доброжелательные, свободные от ненависти и страстей»




1. «Узнайте ту дхарму, которая одобрена сердцем, которой следуют ученые, доброжелательные, свободные от ненависти и страстей»…

6. Корень дхармы – вся Веда, священное предание и поведение знающих [Веду], а также поведение добродетельных людей и самоудовлетворение.

7. Какой закон для кого ни был бы объявлен Ману, он весь изложен в Веде, ибо он [был] всезнающ.

…10. Под священным откровением разумеется Веда, а под священным преданием (смрити) – шастры, [содержащие предписания] дхармы; эти оба во всех делах не должны быть оспариваемы, так как дхарма возникла от них.

…12. Веду, священное предание, поведение добродетельных и самоудовлетворение – это объявили четырьмя очевидным источниками дхармы.

…14. Когда имеется противоречие в двух отрывках из священного откровения, они оба считаются дхармой, потому что они оба объявлены правильной дхармой.

…18. Какое поведение традиционно в этой стране, такое объявлено добродетельным для [чистых] варн и имеющих смешанное происхождение.

…20. У брахмана, рожденного в этой стране, пусть все люди на земле изучают свой образ жизни.

…36. На восьмом году от зачатия надо произвести посвящение (упанаяна)[8] для брахмана, на одиннадцатом от зачатия — для кшатрия, на двенадцатом от зачатия – для вайшия.

…116. Но кто овладевает знанием Веды без разрешения учителя, тот виновен в краже Веды; он низвергается в ад.

…127. Встретив брахмана, пусть спрашивает о счастье, кшатрия – о благоденствии, вайшия – о благосостоянии, шудру – о здоровье…

135. Десятилетнего брахмана и столетнего царя[9] следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец – брахман.

136. Богатство, родство, возраст, [надлежащее исполнение] обрядов и пятое – священное знание – достойны уважения, [причем] каждое последующее важнее [предшествующего]…

 

145. Учитель в десять раз почтеннее преподавателя, отец – в сто раз [почтеннее] учителя; но мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз.

146. Из двух [отцов] – дающего рождение и дающего знание Веды – почтеннее отец, дающий знание Веды; ведь рождение, данное Ведой, вечно [и] после смерти и в этом мире…

 

155. Старшинство у брахманов [зависит] от знания, у кшатриев – от доблести, у вайшиев – от богатства зерном и только у шудр – от возраста.

156. [Человек] является почтенным не потому, что у него седая голова; того, кто изучил Веды, боги считают почтенным, даже если он юн…

…168. Тот дважды рожденный, который, не изучив Веду, прилагает старание к другому [делу], уже при жизни быстро идет вместе с потомками к состоянию шудры.

169. Согласно наставлению священного откровения для дваждырожденного первое рождение – от матери, второе – при повязывании поясом из травы мунджа,[10] третье – при посвящении на совершение жертвоприношения.[11]

170. При этом для него рождение от Веды (брахмаджанман) [то], которое отмечено повязыванием пояса из травы мунджа, при этом его мать – “Савитри”[12], отцом же считается учитель.

171. Учителя считают отцом [ученика] вследствие того, что он даёт Веду, ибо никакой обряд не исполняется при этом до повязывания пояса из траву мунджа

213. Природа женщин в этом мире вредоносна для мужчин; по этой причине мудрые остерегаются женщин,

214. ибо женщина способна повести по неверному пути в [этом] мире [не только] глупца, но даже ученого, подверженного власти страсти и гнева.

215. Не следует оставаться в уединённом месте вместе с матерью, сестрой или дочерью; ведь чувства могущественны, они увлекают даже учёного…

 

226. Учитель, отец, мать и старший брат не должны быть презираемы даже обиженным, особенно брахманом.

227. Те тяготы, которые переносят родители при рождении людей, не могут быть вознаграждены даже за сотни лет.

…233. Почитанием матери он достигает этого мира, почитанием отца — среднего, послушанием гуру[13] — мира Брахмы.

…246. Следует преподнести угодное гуру[14]: поле, золото, корову, лошадь, зонтик, в крайнем случае – обувь, зерно, одежды или зелень…

…249…

Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, вторая глава.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты