Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


II. Курс на НЭП




Хронологические рамки: 03.21 – 1929 (от введения продналога вместо продразверстки на Х съезде РКП(б) 03.1921 до свертывания НЭПа к конце 20-х гг.)

Сущность НЭПа: восстановление в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата

Неоднозначное понимание сущности НЭПа:

  • Ленин: налаживание союза пролетариата с крестьянством
  • Бухарин: социалистическая диктатура, опирающаяся на социалистические производственные отношения в крупной промышленности и регулирующие широкую мелкобуржуазную организацию хозяйства
  • Другие: поражение, уступка капитализму, капитуляция перед буржуазией

Цель Нэпа: выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, в дальнейшем – построение социализма.

Продовольственное положениенаселения было чрезвычайно тя­желым. В 1921 г. производство всей продукции сельского хозяйства было на 40% ниже довоенного уровня.

Общее тяжелое продовольственное положение было ухудшено за­сухой 1920 г. и катастрофическим неурожаем 1921-го. К весне 1920 г. Центральный регион страны, Поволжье, Северный Кавказ, Украина были охвачены голодом.

Решение стоявших перед разоренной страной первоочередных за­дач (восстановление народного хозяйства, переход к социалистичес­кому производству и общежитию) большевики в целом видели на путях расширения и углубления политики «военного коммунизма».

Развитие системы связывалось с дальнейшей централизацией уп­равления экономикой, национализацией всех промышленных пред­приятий, с расширением государственного (социалистического) сек­тора экономики и окончательным вытеснением всех иных секторов (государственно-капиталистического, частнокапиталистического, мелкотоварного, патриархального).

С переходом от политики «военного коммунизма» к нэпу революци­онные методы преобразования общества уступали место эволюцион­ным— на основе сосуществования всех форм собственности и разных экономических укладов: патриархального, мелкотоварного, частнока­питалистического, государственно-капиталистического, социалисти­ческого. В понятие государственного капитализма включались все формы использования частного капитала под контролем правительства (коо­перация, аренда, концессии, торговля). Расчет делался на то, что с помощью государственной поддержки более высокий социалистичес­кий уклад со временем вытеснит остальные.

Стратегическими целями нэпа объявлялись построение социализ­ма, восстановление хозяйственных связей города и деревни, укрепле­ние союза рабочего класса и крестьянства. Сущность нэпа заключа­лась в частичном восстановлении рыночной экономики при сохране­нии командных рычагов в руках партийного и советского руководства. Начальный период нэпа (1921-1925) связан с восстановительным этапом послевоенного развития народного хозяйства и созданием ис­ходных позиций для собственно социалистической реконструкции экономики.

Постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 г. были объявлены на­ционализированнымине только крупные, но все средние, мелкие промышленные предприятия с числом работников более 10 (или 5 при наличии механического двигателя). Свертывались товарно-денеж­ные отношения. В декабре была отмененаоплата населением продо­вольствия, предметов широкого потребления, топлива, коммуналь­ных услуг, а в январе 1921-го — квартплата. В феврале рассматривался вопрос об отмене денег.

Расширялась практика перевода воинских формирований на по­ложение трудовых армий. К марту 1921-го численность «трудо­вых» армейских частей составляла около четверти всего состава РККА.

Однако попытки расширить практику «военного коммунизма» в условиях мирного времени встретили сильное сопротивление крестьян и значительной части рабочих. В 1920—1921 гг. против продразверстки с оружием в руках выступали крестьяне в Воронежской, Саратовской, Пензенской губерниях, в Сибири, на Дону и Украине.

Во многих городах бастовали рабочие, тоже недовольные продо­вольственной политикой власти и требовавшие замены продразверст­ки натуральным налогом.

Под страхом утраты власти и крушения революции в России боль­шевики были вынуждены предпринять срочные меры для установления нового соглашения с крестьянством, пойти на смену внутриполитического курса.

X съезд РКП(б), проходивший 8—16 марта 1921 г., в предпослед­ний день работы принял резолюцию «О замене разверстки натураль­ным налогом». Приступая к новой экономической политике (нэп), Ленин полагал, имея в виду ее мировые масштабы: «10—20 лет правильных соотношений с крестьянством и обеспеченная победа в все­мирном масштабе... иначе 20—40 лет мучений белогвардейского терро­ра». Это положение, изложенное в плане брошюры «О продоволь­ственном налоге» (март—апрель 1921), раскрывает суть нэпа.

Что касается нэпа в отдельно взятой России, Ленин допускал, что «с мужиком нам придется повозиться, пожалуй, лет шесть».

Первым актом новой экономической политики стал Декрет ВЦИК. от 21 марта 1921-го, заменявший продразверстку продовольственным налогом. Поставки по налогу были почти в два раза ниже, чем по продразверстке, размер поставок не мог меняться в течение хозяй­ственного года, приспособленного к циклу сельскохозяйственного производства. С 1922 г. хозяйственный год в России начинался 1 октяб­ря и заканчивался 30 сентября.

Декрет о продналоге был встречен повсюду с большим удовлетво­рением. Это выразилось в расширении посевных площадей, оживле­нии промышленности и прежде всего — в спаде повстанчества. Ккон­цу 1921 г. очаги крестьянских восстаний были в основном погашены. Оставалось, конечно, много недоверчивых, усматривавших в переме­не партийного курса всего лишь стремление накануне сева побудить крестьян к поднятию сельского хозяйства, чтобы вскоре снова вер­нуться к продразверстке. Таких Ленину пришлось уверять, что нэп вводится «всерьез и надолго».

Отказ от продразверстки полностью разрушал уже укоренившие­ся представления о возможности непосредственного перехода отка­питализма к социализму, о прямом продуктообмене между произво­дителями, об отмене денег, отмирании рынка и пр. Стремясь не допу­стить крушения иллюзий, руководители страны поначалу полагали, что «излишки» производившегося крестьянами продукта будут обме­ниваться на промышленные товары государственных предприятий в пределах местного оборота — в волости, уезде, губернии — через го­сударственные хозяйственные органы и подконтрольную государству кооперацию. Предполагалось, что таким образом можно будет исклю­чить из процесса обмена частный капитал.

Однако вскоре выяснилось, что малый объем обменного фонда промышленных товаров не позволяет ограничить продуктообмен ус­тановленными рамками. Уже летом 1921 г. товарообмен явочным по­рядком стал выходить за пределы местного оборота и заменяться де­нежной куплей-продажей. В августе СНК был вынужден разрешить местным властям не ограничиваться пределами местного оборота и «переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обме­на». В октябре 1921-го Ленин констатировал: «С товарообменом ничего не вышло, частный рынок оказался сильнее нас, и вместо товарооб­мена получилась обыкновенная купля-продажа, торговля». Властям ничего не оставалось, как «отойти еще немного назад» от решений X съезда и приняться за государственное регулирование денежного обращения и реформу налогообложения. Натуральная часть оплаты труда заменялась денежной.

В 1921 г. продразверстка была заменена системой из 13 налогов в натуральной форме(продналог, подворно-денежный, трудгужналог, местные налоги). Произведенная в крестьянском хозяйстве продукция после уплаты налога могла непосредственно обмениваться на пром­товары. Затем, чтобы заработать деньги на уплату налогов и приобре­тение необходимой промышленной продукции, крестьяне были обязаны продавать свою продукцию государству. В 1923 г. налоги объеди­нены в единый сельхозналог, выплачивавшийся сначала натурой и деньгами, а с 1924-го — только в денежной форме. Первоначальная величина продналога на уровне 20% от чистого продукта крестьянс­кого хозяйства затем была снижена до 10% урожая. Единый сельхоз­налог в денежной форме выплачивался по ставке 5% от дохода с каж­дого крестьянского двора. Налоги существенно разнились в классовом отношении. Например, с обычного единоличника брали 18, а с кула­ка — 172 руб. в год.

Важным звеном нэпа в деревне было разрешение аренды земли и наемного труда. Это право было зафиксировано в новом Земельном кодексе РСФСР, принятом IV сессией ВЦИК 30 октября 1922 г. Кресть­янам были также предоставлены права на выход из сельской общины и выбор форм землепользования. Однако запрет на куплю, продажу, завещание, дарение, залог земли не был снят; земля оставалась в соб­ственности государства.

В мае 1921-го начался процесс денационализации промышленно­сти. В системе ВСНХ было решено оставить только наиболее крупные и эффективные предприятия. Объединенные в тресты, они стали ра­ботать на принципах хозрасчета, самофинансирования и самоокупае­мости.

· Ликвидировалась уравнительная система оплаты труда.

· Нерен­табельные предприятия закрывались или сдавались в аренду.

За 1921 — 1922 гг. возникли свыше 10 тыс. частных предприятий. Нередко они сдавались в аренду бывшим владельцам на срок от 2 до 5 лет взамен 10—15% производимой продукции. Арендованные предприятия порой насчитывали до 300 работников. Частникам разрешалось открывать собственные предприятия с числом занятых не более 20 человек. На арендованных мелких и средних предприятиях производились в ос­новном потребительские товары (около 3% валовой продукции про­мышленности). Всего к середине 20-х годов на долю частного сектора приходилось от 20 до 25% производства промышленной продукции.

Началось создание смешанных акционерных обществ с участием государства и частных предпринимателей. Разрешалось предоставле­ние концессий иностранным предпринимателямна предприятия или территории для разработки природных ресурсов. Государство контролировало использование ресурсов, не вмешиваясь в хозяйственные и административные дела. Общее число концессионных предприятий было невелико: в 1924 — 55, в 1925 — 70, в 1926 - 82, в 1927 - 74, в 1928 - 68, в 1929 - 59. В 1926/27 хозяйственном году на них выпускалось немногим больше 1% про­мышленной продукции. Однако в некоторых отраслях роль концесси­онных предприятий была весьма заметной. В середине 20-х годов они давали почти 85% марганцевой руды, более 60% добытого свинца и серебра, 30% золота.

Несмотря на частичную денационализацию и концессионирование, государство сохраняло в своем распоряжении самый мощный сектор народного хозяйства. Полностью вне рынка оставались базис­ные отрасли — энергетика, металлургия, нефтедобыча и нефтепере­работка, добыча каменного угля, оборонная промышленность, же­лезные дороги.

Система управления государственной промышленностью была децентрализована. Вместо полусотни прежних отраслевых главков и центров ВСНХ осталось 16, численность управленческого аппарата сократилась почти втрое. Основной формой управления производством стали тресты— объединения однородных или взаимосвязанных пред­приятий. Тресты работали на условиях хозяйственного расчета. Они самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продук­цию, несли материальную ответственность за организацию производ­ства, качество продукции, сохранность государственного имущества. По закону предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

К концу 1922 г. 421 трест объединил около 90% всех промышлен­ных предприятий. 40% трестов были центрального подчинения, 60 — местного. В то же время 80% трестированной промышленности было охвачено синдикатами. Они представляли собой добровольные объе­динения нескольких трестов для оптовых закупок сырья, оборудова­ния, сбыта готовой продукции, кредитования. Все эти операции осу­ществлялись через сеть товарных бирж, ярмарок, торговых фирм (до­мов). К 1928 г. в стране насчитывалось 23 синдиката, действовавших почти во всех отраслях промышленности.

В феврале 1921-го была организована Государственная плановая комиссия (Госплан). Первоначально ее деятельность сводилась к кон­кретизации основных направлений плана ГОЭЛРО, разработке годо­вых планов по отдельным отраслям народного хозяйства.

Реформы коснулись и армии. Трудовые армии были расформированы 30 декабря 1921 г. Общая численность РККА была сокращена с 5 млн (конец Гражданской войны) до 600 тыс. в феврале 1923-го и до 562 тыс. человек к 1925-му.

Финансы и торговля. Провал продуктообмена и возвращение к торговле, торгово-денежным отношениям повлекли за собой восста­новление банков — учреждений, обслуживающих денежный оборот и кредитные отношения, осуществляющих эмиссию денег и контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий.

В октябре1921-гооткрылся Государственный банк.

В 1922 г., с выпуска новых денежных знаков, началась финансовая реформа. При этом новый рубль приравнивался к 10 тыс. прежних. В 1923 г.выпущены другие совзнаки, один рубль которых равнялся 100 рублям образца 1922 г. Одновремен­но с новыми совзнаками Госбанк с конца ноября 1922-го стал выпус­кать банковские билеты — червонцы с твердым покрытием. Один чер­вонец приравнивался к 7,74 г чистого золота, или дореволюционной золотой десятирублевой монете.

Денежная реформа завершилась в 1924 г. В начале января этого года курс доллара на Московской бирже равнялся 2 руб. 20 коп., в апреле ~- 1 руб. 95,5 коп., и на этом остановился. Совзнаки к этому времени были вытеснены из обращения червонцами. Финансовая си­стема в стране стабилизировалась. В 1925 г. червонец официально коти­ровался на различных валютных биржах мира.

Кредитованиепредприятий промышленности и торговли на ком­мерческой основе поначалу осуществлял только Госбанк. Позднее со­зданы специализированные: Торгово-промышленный, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий (с 1924 — Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли и др.

Вопросы регулирования торговли, которая играла роль основного звена нэпа, в мае 1921 г. были переданы от ВСНХ и Наркомпрода в специально созданную Комиссию внутренней торговли.

В 1924 г. она была преобразована в Наркомат внутренней торговли. Наряду с госу­дарственными торговыми организациями возникли смешанные тор­говые общества. Допускалась свобода частной торговли. Заработали ярмарки, торговые выставки и биржи. Большое развитие получила по­требительская кооперация. Но основные позиции в торговле занимало государство. 77% оптовой торговли внутри страны принадлежало государственным торго­вым организациям, 15 — частному капиталу и 8 — кооперации.

У част­ного капитала поначалу были особенно сильны позиции в розничной торговле: в разгар нэпа она на 75% контролировалась капиталистами. Планомерное наступление на нэпманов, занятых в этой сфере, нача­лось в ноябре 1923 г., когда были осуществлены операции ОГПУ по административной высылке из Москвы, а затем и из других крупных городов спекулянтов, контрабандистов, валютчиков и других «соци­ально опасных элементов».

В феврале 1924-го в Москве обвинены в спекуляции и высланы на Север более тысячи нэпманов. В целом этот год стал периодом новой «красногвардейской атаки на капитал». В 1925/26 хозяйственном году удельный вес капиталистического сектора в тор­говле понизился до 42,2; а в 1927/28 году — до 24,8%. Частный капи­тал из этого сектора вытеснялся в основном кооперацией.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты