Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Консервативно-монархические, или черносотенные партии




С 1905 г. заметным явлением в русской общественной жизни стало широкое распространение черносотенного движения.

Самым крупным из черносотенных организаций были "Союз русского народа" и "Русский народный союз имени Михаила Архангела". Несмотря на наличие программы, устава, региональных отделений, руководители считали, что они не партия, а объединение всего русского народа.

"Союз русского народа" был создан в 1905 г. в Петербурге. Организация насчитывала в своих рядах от 60 до 100 тыс. чел. В партии были представлены все сословия и социальные группы, хотя ведущую роль в ней играла интеллигенция. Председателем "Союза русского народа" был избран доктор медицины А.И. Дубровин. Товарищем (заместителем) председателя стал бессарабский помещик, бывший чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел В.М. Пуришкевич. Печатными органами "Союза" стали газеты "Русское Знамя", "Вече" и др.

Основа программы "Союза" - особый, некапиталистический путь развития России. Партия взяла на вооружение славянофильский лозунг "Православие, самодержавие, народность". Главное место отводилось монархическому принципу, религии - подчиненная роль. "Союз" проповедовал безусловную необходимость сохранения самодержавия и господствующего положения Русской Православной Церкви. Одним из главных вопросов программы партии был национальный вопрос. В Российской империи проживало более сотни народов и народностей. В результате территориальных приобретений в предшествующее время русские в начале ХХ в. стали составлять менее половины населения. В результате буржуазных реформ второй половины ХIХ в. началось пробуждение национального самосознания в национальных окраинах в области политики, культуры. В результате направленной политики царского правительства по развитию капитализма "вширь" возрос удельный вес национальных окраин в народном хозяйстве. Некоторые национальные регионы, в силу географического фактора, оказались более восприимчивы к капиталистическому развитию. В результате уровень жизни в некоторых национальных окраинах (Польша, Прибалтика, Закавказье) несколько повысился. Ведя сельское хозяйство в более сложных природных условиях, являясь основным налогоплательщиком и неся основное бремя государственных повинностей, основная масса русского населения - крестьянство - имело жизненный уровень более низкий, чем в национальных окраинах. Поэтому призывы к защите русского населения нашли отклик в обществе. Народность понималась членами "Союза русского народа" как крайний национализм. "Союз" взял на вооружение лозунг "Россия для русских". В программных документах говорилось, что "…русская народность как собирательница земли Русской и устроительница русского государства есть народность державная, господствующая, первенствующая". Под русскими подразумевались также украинцы и белорусы. Черносотенцы требовали закрепить за "истинно русскими" преимущественные права на владение землей, на занятие ответственных государственных должностей. Все народности были разделены на "дружественные" и "враждебные". "Дружественными" признавались все народы, извечно живущие среди русского народа и считающие за честь принадлежать к составу Российской империи. Их "Союз" считал "равными" себе в правах, "своими верными и добрыми соседями, друзьями и сородичами". К "враждебным народам" были отнесены финны, поляки, некоторые кавказские народы. На них должна быть накинута сеть ограничений. К потенциальным врагам были отнесены народы, активно участвовавшие в национально-освободительном и революционном движении. Отсюда особое отношение "Союза русского народа" к евреям. Все революционное движение черносотенцы сводили к проискам еврейского (масонского) заговора, так как представители этого народа, действительно, играли заметную роль в революционном движении. "Союз" выступал с предложением создать особое еврейское государство и выселить туда всех российских евреев, "каких бы материальных жертв такое выселение не требовало от русского народа". В программе "Союза" содержались также требования лишить всех евреев права заниматься промыслами, исключить их из тех учебных заведений, где учатся христианские дети. В области государственного строительства выступали за "единую, неделимую Россию", были против любого национального самоопределения. Они отстаивали неприкосновенность частной земельной собственности.

В 1908 г. от "Союза русского народа" по личным и политическим мотивам откололся "Русский народный союз имени Михаила Архангела" во главе в В.М. Пуришкевичем. В партии насчитывалось около 20 тыс. членов, в основном наиболее консервативная часть русского духовенства. Партия преследовала те же цели, что и "Союз русского народа".

После 1917 г. вместе с гибелью монархии в России черносотенное движение сошло с исторической сцены. В ХХ в. название "черная сотня " стало ассоциироваться с темными и косными силами, враждебными всему передовому.

После издания Манифеста 17 октября 1905 г. начинается принципиально новая полоса российской истории. В России еще продолжались забастовки, крестьянские выступления, волнения в армии и на фронте. Но в целом революционное движение пошло на спад.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты