Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Инверсия




Синтаксическая инверсия - в рус.языке нет жесткого порядка слов. Но смысл и акцент меняется от перестановки слов. Хотя письменная и устная речь отличается – у них есть свои законы. Некоторые поэты отказываются от этого порядка. В 18 веке прибегали к инверсиям чтобы сохранить законы силлабо-тонического сочетания, чтоб получилась гармония, иногда в ущерб логике языка.

У Ломоносова «Вечернее размышление о божьем величестве»:

В свирепом как перо огне

Инвертирование текста очень тут затуманивает смысл. Т.е. как перо в свирепом огне – Перов, брошенное в костер.

Как перо мечется в огне, так и слова в этой фразе хаотически движутся.

У Тютчева:

Тогда темнее ночь как хаос на водах

Лишь музы девственную душу

В пророческих тревожат боги снах

 

Инверсирование приводит к тому, что стихи звучат более возвышенно, более архаически, почти античное звучание.

У Пушкина:

Роняет лес багряный свой убор

Лес роняет свой багряный убор. Был вариант переставить «багряный» на «лес». Фраза звучала бы более правильно, но поэтичность ее уменьшилась бы.

Сегодня к инверсиям авторы обращаются редко, иногда для придания архаичности.

Игорь Иртеньев иногда пользовался инверсией для сатирического эффекта.

Синкопа – выпадение гласного звука.

Ф.Достоевский в «Бесах» персонаж капитан Лебядкин пишет стихи. Есть стих-е гувернантках.

Здравствуй, здравствуй гувернантка…

Учишь ты детей сопливы по-французски букварю

И подмигивать готова, чтобы взял хоть понмарю

Текст приобретает неумелость, а чтобы вернуться к схеме, он использует прием синкопирования.

Синереза и Диэреза – для эффекта поэт должен либо избавиться от слога гласного, либо добавить.

Миньятюрна и нежна

Появляется какая-то манерность, салонность, маньерическое.

У Языкова:

Мы по Реену гуляли

Для размера тут диэреза.

Кольцо – закольцовывается текст одними и теми же словами (Ночь, улица, фонарь, аптека… Аптека, улица, фонарь)

Жесткий чеканный схематизм. Нет выхода из круговорота этих обыденных элементов.

Сдвигакустический – в стих-ии рядом стоят слова, которые вместе образуют какой-то доп.смысл (сознательно или нет).

Пушкин «Эхо»:

Слыхали ль вы…

(львы?)

Вот испанка молодая оперлася о балкон

(трехметровая испанска?)

Стой подлец, ужо постой!

Стык – нового смысла не образуется, но все равно звучит неблагозвучно и тяжело

Чуковский «От 2 до 5», а у ребенка речь еще не так развита, он приводит пример неуд.стиховторения для людей:

Ах почаще б с шоколадом…

Щебсш – детская поэзия должна быть свободен от таких сочетаний.

Логогриф – происходит последовательное усекновение слова (на одну, на две буквы и т.д.), возникает новый смысл.

Андрей Воркунов:

Какая ты шумная

Умная

мная

А я не шумный

не умный

не мный…

Анаформа и Эпифора – когда с одних и тех слов, фраз или звуков начинается и заканчивается строка.

Хлебников:

Когда умирают кони

Когда умирают звезды

Такие приемы придают звучанию текста некую любопытную форму, поэт попытался найти некий рисунок, но можно добавить что такое назойливое использование тех приемов производит впечатление заданности, искусственности. Лучше, когда они спрятаны.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты