Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


О воскресении мертвых и 2-м пришествии Господнем (4,13-5,28)




Не желая оставить солунян в неведении относительно эсхатологических событий, о к-рых распространялись неправильные представления, апостол дает положит. освещение этого вопроса (4,13-18). Прежде всего, он предостерегает от скорби в вопросе о судьбе умерших. Факт смерти и воскресения Христа есть залог будущего всеобщего воскресения. Дожившие до того дня Господня не будут иметь никакого преимущества перед ранее умершими верующими, они "не предупредят умерших" (4,15) входом в открывшееся Царство. Наоборот, когда вострубит Архангел в трубе Божьей, тогда "мертвые во Христе воскреснут прежде" (4,16), затем "мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе" (4,17). Апостол и себя включает в ряд с живущими в парусии, но не в буквальном смысле: речь идет о тех христианах, к-рые будут жить в день явления Господа. "Труба Архангела" означает здесь образ действия Силы Божией, к-рая вызовет из могил умерших. Как когда-то мир был вызван Творцом к бытию, так он будет вызван к обновлению. "Облака" и "воздух" тоже есть образы Божеств. действий, зрительно вторгающихся в область тварного мира. Вспомним для примера, что апостолы были перенесены к месту погребения Божией Матери тоже на "облаках". Это же облако некогда скрыло от взоров апостолов и возносившегося от них Господа. В парусии же оно восхитит святых к Господу навеки. В изображении самого воскресения замечается нек-рая последовательность. "Мертвые во Христе воскреснут первые" (4,16), т.к. они явл-ся с ангелами и 12 апостолами на суд вместе с Господом. Затем последует преображение живых и восхищение их к Богу. Наконец, воскреснут и нечестивые на суд (см. также 1 Кор.15,23). Хилиасты на основании книги Откровения (20,5) утверждают, что вначале воскреснут верующие во Христа, и будут царствовать с Ним 1000 лет; потом воскреснут все остальные. Но, по апостолу, воскресение относится к последнему, 2-му пришествию Христа. По мнению же хилиастов, следует допустить не только 2 воскресения, но и 2 пришествия Христовых, что явно неверно.

Относительно времени наступления этого дня (парусии) апостол утверждает только его:

1) неожиданность, внезапность;

2) неотвратимость.

1) Неожиданность: "День Господень так придет, как тать ночью" (5,2), т.е. тайну этого дня Бог положил в своей власти и никто не знает времени пришествия его (Мф.24,36). Поэтому надлежит постоянно бодрствовать, всегда быть готовым предстать на суд. "Последний день сокрыт, дабы лучше соблюдать все остальные дни" (Блаж. Августин). Кто будет проводить жизнь беспечно, думая, что день тот придет не скоро, тот уже не успеет покаяться, когда он наступит. Во время полной дух. беспечности, прекращения всякой дух. брани, "когда будут говорить "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (5,3, см. притчу о безумном богаче, Лк.12,16-20). Но кто "хорошо подготовится к своей кончине, тот от всеобщей не потерпит никакого вреда" (свт. Иоанн Злат).

2) Неотвратимость дня Господня сравнивается с беременностью женщины, к-рая, хотя и знает, что ей неминуемо придется родить, но не знает срока, и если будет в беспечности, то роды могут случиться в неподходящей обстановке" (5,3). Апостол призывает верующих, как сынов света и дня, бодрствовать и трезвиться, облекшись в дух. оружие: "броню веры и любви и шлем надежды спасения", а не спать или упиваться вином (5,7-8), т.е. не проводить время в беспечности.

Особо призывает апостол "уважать трудящихся у вас предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовью за дело их" (5,12-13), т.е. оказывать повиновение священнослужителям. Необходимость этого увещания объясняется тем, что в 1-м в. богатство харизматических даров и ожидание парусии давало нек-рым повод отрицать иерархию. Предстоятелей ап. Павел научает разборчиво относиться к пастве: бесчинных вразумлять, малодушных утешать, слабых поддерживать, ко всем относиться с терпением и любовью (5,14). Апостол предлагает целый ряд трогательных, исполненных пастыр. любовью, увещаний: о непрестанной радости о Духе Св., о молитве и благодарении Богу, а также призывает не угашать дух. дарований (5,16-22) омрачением духовно-душевно-телесного организма (5,23).

В заключении апостол настоятельно повелевает прочитать это послание "всем св. братьям" (5,27), передает приветствие и благословение.

Б. 23. В.1. ОТРЕЧЕНИЕ АП.ПЕТРА. ПРИГОВОР СИНЕДРИОНА. ПОГИБЕЛЬ ИУДЫ ПРЕДАТЕЛЯ.

(Мф. 26:69-75; Марк. 14:66-72; Лук. 22:55-62; Иоан. 18:16-18, 25-27)

Об отречении Петровом повествует все 4-ре Евангелиста, хотя в повествованиях их сразу бросается в глаза некоторая разница. Впрочем различие это нисколько не касается существа дела: Евангелисты только дополняют и разъясняют друг друга, так что из сопоставления всех их показаний слагается точная и полная история этого происшествия.

Петр находился во время суда над Господом, сначала у Анны, а потом у Каиафы, в одном и том же внутреннем дворе первосвященнического дома, куда его ввела придверница, по просьбе св. Иоанна, знакомого первосвященнику. То, что это был один и тот же двор общего первосвященнического дома, в разных отделениях которого жили оба первосвященника и Анна и Каиафа, устраняет кажущееся противоречие между повествованиями св. Евангелиста Иоанна, с одной стороны, и тремя другими Евангелистами, с другой стороны. Св. Иоанн представляет отречения начавшимися во дворе Анны и там же окончившимися, а прочие три Евангелиста, совсем не упоминающие о допросе Господа у Анны, излагают дело так, как будто все три отречения происходили на дворе у первосвященника Каиафы. Ясно, что это был один и тот же общий двор. Когда при содействии Иоанна, который «бе знаем архиереови», Петр вошел во двор первосвященника, вводившая его привратница, по св. Иоанну, сказала ему: «еда и ты ученик еси Человека Сего?» Петр отвечал: «несмь», и стал к огню, который был разведен ради непогоды и холода. Однако, служанка не оставила его в покое, и, по св. Марку (14:67), всмотревшись в его лицо, освещенное огнем, утвердительно сказала: «и ты с Назарянином Иисусом был еси», а также и другим говорила: «и сей с Ним бе» (Лук. 22:36). Тогда Петр продолжал то же отречение, говоря: «жено, не знаю Его» (Лук. 57), «не вем, что ты глаголеши» (Марк. 68 и Матф. 70). Так совершилось первое отречение, начавшееся у ворот и кончившееся у огня. Как свидетельствует св. Марк, Петр, желая, видимо, избавиться от неотвязчивой привратницы, ушел от огня в переднюю часть двора, на преддворие, к воротам, чтобы в случае нужды бежать. Так прошло немалое время. Снова увидев его, все та же служанка (Марк. 69) стала говорить стоявшим тут: «яко сей от них есть». К ней присоединилась и другая служанка (Матфея 71), тоже говорившая: «и сей бе со Иисусом Назореем». Еще кто-то обратился прямо к Петру: «и ты от них еси» (Лук. 58). Петр снова переменил место и опять стал у огня, но и тут некоторые (Иоан. 25) начали говорить: «еда и ты от ученик Его еси?» «Он же отвержеся и рече: несмь». Это было второе отречение, происшедшее как раз в то время, когда Иисуса от Анны вели к Каиафе, как можно думать на основании 24 и 25 ст. 18 гл. от Иоанна. После второго отречения прошло около часа (Лук. 59). Приближался утренний рассвет и с ним обычное «петлоглашение» (Марк. 13:35). Оканчивался суд над Господом у первосвященника Каиафы. Тогда один из рабов, родственник Малха, которому Петр отсек ухо, сказал Петру: «не аз ли тя видех в вертограде с Ним?» (Иоан. 26), а другой добавил: «и сей с Ним бе, ибо галилеанин есть» (Лук. 59), и вслед за тем многие начали говорить: «галилеанин еси, и беседа твоя подобится» (Марк. 70), «и яве тя творит» (Матф. 73). На Петра напал страх, и он начал «ротитися и клятися, яко не вем Человека Сего», и «второе алектор возгласи», как свидетельствует св. Марк, несомненно со слов самого Петра (Марк. 71-72). В первый же раз петух запел, по свидетельству св. Марка, после первого отречения (ст. 68). «И обращся Господь воззре на Петра: и помяну Петр слово Господне – и исшед вон плакася горько» (Лук. 22:61-62). Так совершилось третье отречение, которое, видимо, совпало с моментом, когда Господа уже осужденного и подвергнутого поруганиям и избиениям, вывели из дома Каиафы во двор, где Он под стражей должен был ожидать утра (Лук. 63-65) и нового уже официального заседания синедриона, на котором был вынесен формальный приговор. От пения петуха и взгляда, брошенного на него Господом, в душе Петра возникло жгучее, горькое раскаяние: он бежит от места своего падения наружу и горько его оплакивает.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты