Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Средневековая мусульманская философия и наука. Суфизм (История мировой культуры, с. 85)




 

Как мы уже отмечали ранее, целый ряд общемировоззренческих и богословских вопросов вызывал различные мнения, большие споры, различные подходы, приводившие к появлению различных течений и сект. К числу таких вопросов относится один из основных в исламе догмат абсолютного предопределения Богом всех действий человека, его жизни в целом. Естественно, что этот догмат, при его однозначной интерпретации, делает проблематичным ответственность человека за свои поступки, остро ставит проблему свободы воли человека. Большие споры вызывали также вопросы о природе и атрибутах Бога. Здесь чисто антропоморфным представлениям противопоставлялись взгляды, основанные на признании трансцендентной (т. е. запредельной нашему миру) природы Бога и чисто умозрительного характера его атрибутов. Дискуссионными были также вопросы о понимании сущности веры, природы Священного писания мусульман — Корана.

Нетрадиционные ответы давали на многие вопросы исмаилиты. На систему их взглядов оказали влияние индийская и иранская культуры, в ней нашли отражение их увлечение неоплатонизмом и даже воззрениями пифагорейцев. Исмаилиты исходили из представлений о переселении душ после смерти людей в зависимости от их греховности в других людей, животных и даже предметы неорганической природы. Из неоплатонизма они заимствовали идеи о порождении Богом мирового разума, от которого происходит мировая душа, которая в свою очередь порождает и оживотворяет природу и воплощается в пророков.

Суфизм, как мы уже отмечали, оказал огромное влияние на всю исламскую культуру. Суфии также исходили из идеи эманации (т. е. истечения) божественного в материальный, природный мир. Важнейшее положение исламской догматики «нет Бога, кроме Аллаха» дополняется ими принципом «нет сущего, кроме Бога», выступающим ничем иным, как формулой мистического пантеизма. По учению суфиев, земным воплощением божественной сущности могут стать души самих верующих. В соответствии с этим суфии разрабатывают концепцию «совершенного человека», которому при соблюдении определенных требований открывается путь к непосредственному общению с Богом. Это общение возможно в особых экстатических состояниях, которые невозможно описать словами или объяснить. С суфизмом связано и своеобразное монашество ислама —дервиши, проводившие жизнь в бедности, экстатических молитвах, странствиях и непрестанном чтении священных текстов.

В первую очередь арабы стремились дать идеалы нового образа жизни, морали, социальные и политические регуляторы. Не случайно в исламском мире было распространено поверье, что даже чернила, которыми написаны слова святого текста, смытые и добавленные в еду, способны принести человеку исцеление от болезней. Даже способу начертания слов придавалось самое большое значение — отсюда такое развитие искусства каллиграфии на Востоке.

Исторически первой школой исламского теоретического богословия стало учениемутазилитов. Его основоположником был уроженец Ирака ВасылИбн-Ата.Исходя из вечности, единства и сверхприродности Бога, он подверг критике антропоморфные представления о божественных атрибутах (свойствах), так как такими качествами и свойствами могут обладать только конечные и преходящие объекты. Его осмысление вопросов, связанных с природой Бога, соотношения Его с миром, было во многом подобно отрицательному (апофатическому) богословию и выводило исламскую теологию на высокий теоретический уровень. Мутазилиты отвергали догмат абсолютного предопределения, который, по их мнению, лишил бы человека ответственности за свои поступки и возложил на Аллаха ответственность за существующее в мире зло. Этому догмату они противопоставляли тезис об абсолютной справедливости Бога.

Мусульманская средневековая философия была неразрывно связана с развитием богословских вопросов, она была четко определена в контексте исламской духовной культуры и в системе наук своего времени. Для ее обозначения существовало специальное понятие — фалсафа.Вместе с тем уникальность и своеобразие мусульманской средневековой философии связаны с тем, что она оказалась в целом сориентированной на античные образцы, принципы, учения и идеи, причем наибольшим авторитетом признавался Аристотель, получивший титул «первого учителя», а сами средневековые мусульманские философы вошли в историю мировой философской мысли под названиемвосточные перипатетики. Правда, сразу следует отметить, что в философской мысли восточных перипатетиков не менее глубоко были освоены и неоплатоники. Ведь считавшиеся на Ближнем Востоке классическими аристотелевскими произведениями «Теология Аристотеля» и «Книга о причинах», на самом деле были: первая — выдержками из «Эннеад» Плотина, вторая — книгой Прокла «Первоосновы теологии». Таким образом, философское наследие великого Стагирита было воспринято через призму его неоплатонистических комментариев. Таким вот сложным синтезом богословия, неоплатонизма и перипатетики является мусульманская средневековая философия.

К числу классиков мусульманской средневековой философии в первую очередь следует отнестиаль-Кинди,аль-Фараби,Ибн Сину, Ибн Рушда, однако есть еще ряд мыслителей, научные и философские достижения которых оставили глубокий след в человеческой культуре. Этоаль-Хорезми(IX в.), переводы трактатов которого уже в XII в. на латынь положили начало усвоения европейцами позиционной системы счислений, так называемых «арабских чисел», а также алгебры как самостоятельной математической дисциплины.

Родоначальником мусульманской средневековой философии по праву считаетсяаль-Кинди(800—879).Прежде всего, он утверждает принцип неразрывной взаимосвязи философии с естествознанием и особенно с математикой. Вслед за Аристотелем мыслитель определяет философию как науку о сверхчувственных сущностях, о всеобщих определениях бытия (качестве, количестве, материи, форме, движении, времени, пространстве). Однако, по его убеждению, наряду с миром материальным, миром ограниченным в пространстве и конечным во времени, существует и сверхматериальная реальность — мир Бога, обладающий другими атрибутами. И в этом плане философия выступает как бы предельно возможным человеческим знанием о действительности и человеческим знанием пределов конечного мира, проявления в нем божественных атрибутов. «Метафизика» Аристотеля рассматривается альКинди как развернутое доказательство единственности Бога, того, что Он — действующая и целевая причина всего сущего. Тем самым утверждается ценность философского знания, его

неразрывная взаимосвязь с теологией (что было очень важно для мышления средневековых людей как на Востоке, так и на Западе), необходимость философии для научного познания. Другой крупный средневековый мыслитель аль-Фараби(870—950)по своему происхождению был тюрк. Глубокий и энциклопедический характер философских познанийаль-Фарабипозволил ему не только привести в целостную систему философское наследие Аристотеля, но и дать подробнейшие комментарии ко всем книгам «Органона». Центральное место в философском творчестве аль-Фарабизанимала логика. Он не только глубоко усвоил логическое учение Аристотеля, но и смог дополнить его и развить далее.

Развивая универсальную философскую систему знаний, аль-Фарабидает свою известную классификацию наук. Ее первый раздел составляют науки о языке, второй — логика, третий

— математика, куда входит целый ряд других дисциплин, таких как астрономия и т. д. И, наконец, четвертый раздел состоит из двух частей — естественной науки, или физики, и метафизики. В метафизике аль-Фарабичетко разделяет гносеологию (теорию познания) и онтологию (учение о бытии). Большие заслугиаль-Фарабив области философии были очевидны уже его современникам и в знак их признания он получил почетнейший титул «Второй учитель».

Творчество Ибн Сины (980—1037)представляет собой вершину средневековой философии. Ибн Сина (в европейской транскрипции — Авиценна) был по национальности таджиком, с детства проявлял редкую одаренность и уже в 17 лет стал высококвалифицированным врачом и даже вылечил от тяжелой болезни эмира Бухары. Его литературное наследие огромно, оно насчитывает более 300 работ. Главным философским произведением Авиценны является «Книга исцелений», состоящая из 18 томов. Он написал и сокращенный вариант своего энциклопедического труда — четырехтомную «Книгу спасения», а также еще более сокращенный его вариант — знаменитую «Книгу знаний». Другим фундаментальным трудом Авиценны стал всемирно известный «Канон врачебной науки» в 5 томах, на многие века ставший одним из главных медицинских пособий как на Востоке, так и на Западе.

Важнейшим моментом философского учения Ибн Сины является его пересмотр традиционного толкования об исключительно волевой природе сотворения Богом мира (догмат креационизма), выступающего основным постулатом как в исламском, так и христианском богословии. По учению Авиценны, в сотворенном мире опредмечивается не столько волевая, сколько интеллектуальная потенция Бога, поэтому через познание мира и самого себя открывается путь познания Бога и спасения. Причем, доказывал мыслитель, другого пути у наделенного разумом человека для спасения и нет. Отсюда и название его знаменитого произведения — «Книга спасения», и особая роль, которую он отводит рациональному познанию, науке, логике.

Крупнейшим восточным перипатетиком, впрочем оказавшим огромное влияние и на западную средневековую философию, является Ибн Рушд, известный европейцам как Аверроэс. Он родился в Кордове в 1126 г. в очень знатной семье, был приближенным халифа, занимал в государстве высокие посты. Из-занепримиримого отношения к нему ортодоксальных богословов и под их давлением он одно время был лишен своих должностей и сослан. Умер Ибн Рушд в 1198 г.

Делом жизни для Ибн Рушда стало глубокое освоение философии Аристотеля, и в этом он достиг замечательных успехов, недаром была распространенной поговорка: «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля». Одной из центральных проблем философских размышлений Ибн Рушда стала проблема соотношения знания и веры, философии и теологии. Это было связано с тем, что в период, отделявший его от Ибн Сины, сформировалась одна из ведущих школ мусульманской теологии — школа мутакаллимов, занявшая непримиримую позицию по отношению к философии к наследиюаль-Фарабии Ибн Сины.

Необычной предстает наша Вселенная в богословском учении мутакаллимов. Свои онтологические построения они основывали на своеобразной интерпретации античного

атомизма. Только Аллах не дискретен, един и непрерывен. Природе же в целом, а также пространству и времени присущи пустота и дискретность. Поэтому между атомами принципиально невозможны объективные, необходимые, причинные взаимодействия иотношения, а только случайные. Следовательно, любые предметы нашей действительности не обладают постоянной природой. Сами атомарные субстанции, делимые до бесконечности, существуют лишь благодаря божественной воле, которая каждое мгновение дает им жизнь и каждое мгновение способна все изменить как угодно, которая определяет даже самые мельчайшие события в нашем мире. Даже образ быстротекущей воды из учения Гераклита не в состоянии передать быстроизменчивость и случайность всего в нашей Вселенной, иллюзорность многих наших представлений о ней.

Понятно, что таким онтологическим построениям противостоял восточный перипатетизм, отвергавший полную зависимость, вторичность, окказиональность (беспричинность) нашего мира, утверждавший его укорененность в бытии, рассматривавший самодостаточность и неустранимость материальной действительности как наиболее фундаментальные принципы ее устройства и взаимосвязи с Богом. Наиболее наглядно антиперипатетическая позиция мутакаллимов выразилась в книге «Опровержение философов» крупнейшего средневекового богослова аль-Газали(1059—1111).Защищая от критикиаль-Газалифилософию, Ибн Рушд пишет одну из своих главных работ «Опровержение опровержения», в которой не только подвергает критическому логическому анализу сочинениеаль-Газалии указывает на используемые им софистические приемы, но и дает свое решение проблемы соотношения философии и богословия.

Ибн Рушд, не подвергая сомнению истинность ортодоксальной догматики, выступает против отлучения философии от Богопознания. И у теологии, и у философии, доказывает Ибн Рушд, Бог выступает высшей сущностью и главной ценностью из всего познаваемого, однако богословие и философия различаются по способам и формам познания. В текстах священных писаний, в догматике существует как внешний, поверхностный, так и внутренний, сокровенный смысл, который недоступен непосредственно. Его правильное понимание очень не простое дело. И здесь, чтобы не уклониться от истины, раскрыть этот сокровенный смысл, необходимы наука, философия, рациональное познание с их логической выучкой, умением отделять истину от заблуждения и т. п. Поэтому богословие ифилософия, вера и рациональное знание, убеждает Ибн Рушд, не противоречат, а необходимы друг другу. Оба этих пути ведут к истине.

Главным итогом философских исканий Ибн Рушда по проблеме взаимоотношения философии и богословия и стала его знаменитая концепция «двойственного пути к истине». Обессмертившая его имя, она первоначально не нашла соответствующего отклика в исламской средневековой духовной культуре, однако эта концепция оказала огромное влияние на западноевропейскую средневековую философию, сыграв в ее истории важнейшую методологическую роль.

Исламская культура не только вобрала в себя достижения вовлеченных в орбиту ислама народов, но и испытала существенное влияние мировой культуры в целом. Вместе с тем ее роль и влияние в свою очередь вышли далеко за пределы стран и регионов, исповедующих ислам

 

Образование, искусство и литература в средневековом Китае.

 

Империя Тан. В начале VII века в Китае утвердилась династия Тан, управлявшая страной около 300 лет. Единое государство возглавлял император с неограниченной властью: он считался «Сыном Неба». В его распоряжении была большая армия и много чиновников.

Империя Тан стремилась подчинить себе соседей. В зависимость от Китая на время попали Корея и Вьетнам, китайская армия овладела Великим шелковым путем вплоть до Средней Азии. После поражения от арабов в середине VIII века Китай потерял над ним полный контроль. Но торговля по этому пути с Ираном, Средней Азией и Византией продолжалась.

Китай вел и морскую торговлю со странами, расположенными по берегам Индийского океана. В приморских городах в Китае свои постоянные поселения создавали арабы и персы. Для облегчения перевозок внутри страны был сооружен Великий канал длиной 1700 км. Он соединил могучие реки Янцзы и Хуанхэ, связал их с юго-восточным морским побережьем, а позже его протянули далеко на север. Канал использовали и для орошения полей.

Сначала земля в Китае считалась собственностью императора. Крестьяне получали от государства небольшие наделы. Они платили налоги в казну, работали на строительстве дворцов, крепостей и храмов. Позднее военачальники и чиновники начали присваивать земли с живущими на них крестьянами и облагали их тяжелыми оброками. Возникали имения с сотнями крестьянских дворов. Многие крестьяне бежали из родных деревень в горы и леса, где собирались в большие отряды.

Крестьянская война в конце IX века. В 874 году на северо-востоке Китая началось восстание. Крестьянские отряды объединились в большую армию во главе с торговцем солью, смелым и решительным Хуан Чао. Армия крестьян прошла страну с севера на юг и взяла штурмом большой торговый порт Гуанчжоу (Кантон), где произошли кровавые стычки повстанцев с жившими в порту иностранцами.

Отсюда повстанцы направились к столице Китая — городу Чанъань. Их армия достигла 500 тысяч человек. При ее приближении императорские войска разбежались, а император со своим двором покинул столицу.

Вступив в Чанъань, восставшие объявили Хуан Чао императором. Он отменил тяжелые налоги и приказал выдавать бедноте хлеб из императорских амбаров. Повстанцы перебили знатных людей и высших чиновников, а их богатства и ценные вещи поделили между бедняками.

Императору удалось собрать войско, и оно осадило Чанъань. В городе начался голод, и повстанцам пришлось уйти из столицы. Власти призвали себе на помощь жестоких кочевников с севера; в народе их прозвали «черными воронами».

Лишь в 884 году повстанцы потерпели поражение. Они были рассеяны, а их вождь покончил с собой. Но и после этого еще долгие годы крестьяне продолжали партизанскую войну в различных частях империи, отстаивая свои права на землю.

Империя Сун. Завоевания монголов.В течение полувека в стране не прекращались междоусобицы. Ослабленная восстаниями и воинами, династия Тан была свергнута На севере Китая сменилось пять династий: это время было названо «Период пяти династий и десяти царств». В 960 году в Китае утвердилась династия Сун. Ее правление прошло в борьбе с соседями и народными восстаниями.

В начале XIII века на северной границе Китая появились племена монголов. Монголы сначала жили на территории нынешней Монголии Они были кочевниками-скотоводами, занимались охотой и рыбной ловлей. Монголы делились на племена и роды. Среди родичей возвысились знатные. Во главе племени стоял хан — военный вождь, передававший власть по наследству в своей семье.

В 1206 году съезд представителей монгольских племен выбрал правителем всех монголов Чингисхана. Он был искусным полководцем и в своем окружении нашел немало талантливых военачальников.

Чингисхан создал большое, дисциплинированное войско, в основном конное, которое направил в далекие завоевательные походы. Войско было четко организовано: оно делилось на подразделения в 10 тысяч воинов («тьма» — во главе с «темником»), каждое из которых делилось на тысячи (с «тысяцкими»), сотни (с «сотниками») и десятки. Такое деление, в известном смысле напоминавшее римскую армию, делало войско монголов хорошо управляемым и мобильным (подвижным).

Арабский историк писал о завоеваниях монголов: «Не было от сотворения мира катастрофы, более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до скончания веков». И в самом деле, вторгаясь в страны с древней культурой, монгольские всадники вытаптывали возделанные поля, грабили и разрушали города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей, прежде всего ремесленников, превращали в рабов. Детей, особенно мальчиков, монголы брали в свои семьи, чтобы вырастить их в своих традициях и восполнить число воинов, которых им нужно было очень много.

В 1211 году войско Чингисхана обрушилось на Северный Китай. В течение четырех лет оно овладело частью империи Цзинь вместе со столицей Пекином. Монголы переняли у китайцев осадные орудия, научились брать штурмом крепости. В следующие годы Чингисхан и его полководцы совершили поход на запад: были завоеваны Средняя Азия, Поволжье, Северный Кавказ и часть Закавказья, часть Ирана.

На всех завоеванных территориях Чингисхан принуждал боеспособных мужчин вступать в свою армию, которая становилась многочисленной и многоязычной. Но командирами были только монголы, и из них же состояли самые боевые и преданные хану отряды. После смерти Чингисхана монголы завоевали Восточную Европу и двинулись на запад, но, уже истощив свои силы и встретив упорное сопротивление, отступили.

Завоевание Китая монголы продолжали еще около 70 лет. Они заняли столицу империи Сун и с конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пекине. Монгольская знать захватила в Китае много земель. Постепенно великие ханы перенимали китайские порядки и допускали к управлению образованных китайцев.

В середине XIII века Монгольская держава распалась на четыре государства — улусы. В них правили потомки Чингисхана — Чингисиды. Они перестали признавать власть великого хана.

Освобождение Китая от власти монголов. В середине XIV века в Китае поднялось восстание против монголов. Оно было названо по отличительному знаку повстанцев восстанием Красных повязок . Борьбу начали крестьяне, к ним присоединились горожане. Началась освободительная война, которая продолжалась около 20 лет.

Повстанцы совершили поход на север и заняли Пекин. Последний монгольский император с остатками войска бежал в северные степи. В 1368 году Китай добился независимости.

После освобождения от власти монголов в Китае наступил хозяйственный подъем. Заново были отстроены разрушенные города. Земли, отнятые у монгольской знати, поделили на участки и передали в пользование крестьянам. Все, кто возделывал заброшенные земли, на три года освобождались от повинностей.

Художественные ремесла. Китай славился производством шелка. Из шелка шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На шелке вышивали сцены из сказок, картины родной природы.

Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси особых сортов глины. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Производство фарфора требовало большого опыта, знаний и мастерства, оно, как и производство шелка, хранилось в строгом секрете. Много изделий из фарфора вывозил Китай в далекие страны: Византию, Багдадский халифат, европейские государства, где они очень высоко ценились.

Замечательные произведения мастера изготовляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покрывали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.

Изобретения. Китайцы научились печатать книги раньше европейцев: мастера изготовляли их, вырезая текст на деревянных досках, причем каждый новый текст приходилось вырезать на новой доске.

В XI веке был изобретен разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Но это изобретение не нашло тогда широкого применения в Китае и вообще в странах Дальнего Востока, так как для печатания книг требовались тысячи иероглифов.

В VIII веке в столице Китая стала выходить ежедневная газета «Столичный вестник». В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газету размножали с вырезанного на досках текста.

В Китае был изобретен порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. Порохом начиняли зажигательные снаряды. В XIII веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в XIV веке — металлические пушки, которые заряжались каменными и железными ядрами.

Китайские моряки раньше других начали применять в мореплавании компас, изобретенный еще в древности. Из Китая компас вывезли на запад арабы, а от них его заимствовали европейцы.

Образование и научные знания. Для управления огромной страной нужно было много грамотных людей. Только сдавшие сложные экзамены могли стать чиновниками и войти в особое сословие служилых дворян. Чиновников готовили в городах в специальных школах.

Средневековый Китай продвинулся дальше европейцев в ряде отраслей науки. Астрономы измерили длину градуса меридиана. Задолго до европейцев они открыли пятна на Солнце, а в XIII веке создали календарь, в котором длительность года расходилась с истинной величиной лишь на 27 секунд. Китайцы представляли вселенную в виде яйца, где Земля напоминает желток, а небо — вращающуюся вокруг него скорлупу; к небу прикреплены Солнце, Луна и звезды. Астрономы знали причины солнечных и лунных затмений, умели их предсказывать.

Врачи хорошо знали лечебные свойства растений. Издавна они применяли корень женьшеня для лечения от переутомления и дряхлости. Большим достижением китайской медицины были прививки от оспы. Для лечения многих болезней применяли иглоукалывание и прижигание.

Китайцы тщательно изучали историю своей страны. Они говорили: «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Во времена правления каждого императора собирали и хранили его указы и другие документы, чтобы в будущем облегчить труд историков. Ученые составляли подробную, многотомную историю правления прежней династии.

Китайские путешественники побывали в Средней Азии, Индии и Индонезии, описали жизнь и обычаи многих народов.

Китайцы хотели овладеть морским путем вдоль южных берегов Азии. В начале XV века император снарядил 7 экспедиций во главе с опытным мореплавателем Чжэн Хэ. Китайский флот в составе 50—60 кораблей с 30 тысячами моряков, воинов и купцов посетил Зондские и Молуккские острова, Индию, Иран, юг Аравии. Во время одного из плаваний корабли добрались до восточного берега Африки. Были составлены подробные карты морского побережья Юго-Восточной и Южной Азии.

Литература и искусство.VIII—IX века были «золотым веком» китайской поэзии: в это время творили около 2 тысяч поэтов. В XIV веке расцвело искусство исторического романа. Особой известностью и любовью пользовались романы «Троецарствие» и «Речные заводи». Их читают и в наше время.

Китайские постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы строили пагоды — буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев.

После освобождения Китая от власти монголов был полностью перестроен Пекин. В центре квадратной территории был возведен Храм Неба. Это здание, имеющее в плане круг - знак Солнца или неба, с синими остроконечными крышами в форме конусов, напоминает о непрерывном движении природных стихий. В пагодах помещали статуи и рельефы — изображения божества. Образы Будды, его учеников и последователей отличаются ясностью и чистотой, они представляют красоту человека-мудреца в его величии и спокойствии.

В средневековом Китае главным видом искусства была живопись. Художники получали образование в специальных школах, а в столице была открыта академия живописи. Здесь часто устраивали выставки картин лучших художников.

Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. Они изображали пейзажи — виды природы, которые китайцы называли «горы и воды». В танское время природу представляли сказочным миром, красочным, праздничным и светлым. Потрясения, пережитые страной в сунское время, внесли в пейзажи щемящую грусть, воспевание тишины и покоя. Природа предстает как единственное надежное прибежище человека в мире войн, мятежей и бедствий.

Пейзаж всегда был тесно связан с человеком, выражал его чувства; через состояние природы передавалось и настроение мастера. Кроме пейзажей, художники писали также плоды, нежные цветы и листья, зверей и птиц. Такие картины назывались «цветы и птицы». В картинах большую роль играли красиво выписанные и расположенные иероглифы.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты