Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Христиана Вольфа (1679-1754).




Изучив в Йене математику, философию и богословие, Вольф

обеспечил себе в 1703 г. право преподавания в Лейпцигском уни-

верситете. При поддержке Лейбница в 1706 г. он получил долж-

ность профессора на кафедре математики в Галле. Его лекции,

которые затрагивали не только математику, но и философские

проблемы, имели большой успех. Эта популярность, а также ра-

ционалистическая, антисхоластическая направленность его лек-

ций привели к его увольнению из университета. Он нашел прибе-

жище в Марбурге, однако после восхождения на престол Фридри-

ха Великого он, по его приглашению, возвратился к профессор-

ской деятельности в Галле.

Вольфу принадлежит заслуга разработки немецкой психоло-

гической терминологии, заменившей прежнюю, латинскую. Само

слово «психология», как уже говорилось выше, стало в Европе

общеизвестным после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психо-

логия» (1732) и «Рациональная психология» (1734). На долю первой

выпало описание фактов, наблюдение за явлениями. Перед рацио-

нальной же психологией была поставлена задача путем дедукции

выводить явления психической жизни из сущности и природы ду-

ши. Для объяснения выдвигалось понятие о способности.

Вольф является автором теории, получившей название «психо-

логия способностей». Позитивная роль этой теории обусловлена

тем, что в ней сделана попытка дать научное объяснение различ-

ным психическим качествам человека. Ведущими положениями

психологии способностей были рационалистический подход к по-

знанию и идея спонтанной активности души. Спонтанная, не за-

висящая от каких-либо воздействий и изначально присущая душе

активность становится ее главной характеристикой, которая при-

дает активность и всем душевным процессам, прежде всего про-

цессам познания.

Способности, о которых писал Вольф, рассматривались им как

проявления этой активности, причем главной считалась способ-

ность представления, выступающая в виде познания и желания.

Вслед за Лейбницем Вольф писал о том, что душа развивает за-

ложенные в ней образы вещей: смутные - на уровне чувственного

познания, ясные и отчетливые - на уровне разума. Однако эти

представления не статичны, с каждым представлением, считал

Вольф, сопряжено стремление. Если с представлением объекта свя-

зывается мысль об удовольствии, душа стремится удержать это

представление. При мысли о неудовольствии возникает противо-

положное стремление.

Вольф педантично описал различные классы психических яв-

лений, разделив их на иерархически расположенные группы. Воз-

никал своеобразный «анатомический театр человеческой души» -

для каждой из групп предполагалась соответствующая способ-

ность как ее причина и основание.

В учении о способностях отразились достижения западноевро-

пейской психологии, связанные со стремлением построить объек-

тивную психологию, подобную физике Ньютона, найти разумное

обоснование всех психических процессов.

Вольф полагал, что мозговые процессы, коррелирующие с пред-

ставлениями, порождают мышечные движения, которым соответ-

ствуют желания и волевые импульсы. Таким образом, в одном

ряду как бы выстраивается нигде не прерывающаяся цепь физиче-

ских событий, а в другом - психических. Эти ряды неразрывно

связаны между собой. Ранее такой принцип параллелизма был

выдвинут Лейбницем, преемником которого считал себя Вольф.

Однако Лейбниц в соотношении души и тела видел лишь частный

случай взаимосвязи монад во Вселенной, Вольф же соотносит

психические и физические процессы внутри самой монады. Тем

самым душа-монада отделялась от Вселенной и получала в каче-

стве коррелята уже не безграничное многообразие мира, а единич-

ное тело. Так психофизическая проблема (вопрос об отношении

психических явлений к природе в целом) была превращена Воль-

фом в психофизиологическую (вопрос об отношении психических

явлений к мозгу).

Однако главным объектом критики стало в дальнейшем учение

Вольфа о способностях. Сам Вольф возводил его к учению Ари-

стотеля о потенциальном и актуальном знании. Но у Аристотеля

актуализация способностей была связана с усвоением внешних по

отношению к этой способности объектов, от которых она неотде-

лима. У Вольфа же представления об объектах суть самопорожде-

ния нематериальной сущности. При отделении способности от

реального взаимодействия организма с объектом она неизбежно

становится самостоятельной, ничем не обусловленной силой. Из

научного понятия она превращается в мифическое, с чем боролись

и Лейбниц, и сам Вольф.

Но, отвергая понятие о способностях, которое было подверг-

нуто решительной критике И. Ф. Гербартом, немецкая психология

оставляла в неприкосновенности другую идею Вольфа - о спон-

танной активности души, порождающей в силу собственных твор-

ческих потенций весь мир представлений и стремлений. Идея пси-

хической причинности перешла от Лейбница через Вольфа, Канта и

Гербарта к Вундту, писавшему о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.

В трудахИ. Канта (1724-1804) «Критика чистого разума» (1781),

«Метафизика морали» (1785) и других его работах понятие аппер-

цептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об

априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала процесса

познания, видах знания. Распространив механическое понимание

причин психической активности на процесс познания, Кант, ис-

ходя из законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут

возникать только под действием внешнего толчка, побуждения.

Сами по себе они пассивны, а потому нуждаются во внешней ак-

тивности, которая и становится стимулом процесса восприятия.

Такой подход позволял объяснить, каким образом у человека

формируется понятие о форме, цвете или назначении конкретных

предметов, так как звук или тактильное прикосновение может стать

внешним побуждением к ощущению. Однако такие понятия, как

время или пространство, так же как и другие отвлеченные пред-

ставления, не имеющие непосредственной связи с внешними воздей-

ствиями, оказывались вне этого закона и не могли быть объяснены

как результат обобщения данных чувственных впечатлений. Это и

привело Канта к мысли о существовании априорных знаний.

Все познаваемое (как внешние предметы, так и внутренние пе-

реживания) ученый разделял на «явления» и «вещи в себе». Явления

можно познать, а вещи в себе непознаваемы при помощи ощуще-

ний и, следовательно, недоступны для познания вообще, так как

другого пути, кроме опытного, Кант, как и все сенсуалисты, не

признавал. Истинное познание явлений происходит главным об-

разом при экспериментальном исследовании, которое более точно

и достоверно, чем обычное наблюдение. Развив эти мысли, выска-

занные еще Бэконом, Кант пришел к выводу об ограниченности

данных, которыми располагает психология. Он связывал это с

тем, что в психологии, в отличие от естествознания, невозможно

экспериментальное исследование. Кроме того, данные естество-

знания обобщаются и приобретают большую достоверность бла-

годаря математике, психические же факты, существующие в непо-

вторимом потоке времени, нельзя подвести под строгие матема-

тические законы. Исходя из этого Кант пришел к тому же выводу,

что и Юм, - психология, хотя и является самостоятельной наукой,

не может быть наукой точной и достоверной. Наблюдая и анали-

зируя разные сферы психического - познание, волю и чувство,

психология вооружает человека определенными знаниями, кото-

рые он может использовать в реальной жизни. Предназначение

психологии - описание проявлений психической жизни, но не их

объяснение.

Такой подход к месту психологии в системе наук продолжался

почти столетие. Он же стимулировал в XIX в. поиски объективных

способов исследования психики, которые и привели к появлению

экспериментальной психологии, а также к ориентации на естество-

знание, имеющее статус точной науки.

Вещи в себе, которые не доступны исследованию, представляют

собой то самое априорное знание, которое усваивается человеком

без опоры на чувственный опыт, благодаря активности души, о

которой писал еще Вольф. Эти априорные знания касаются не

только внешних, но и внутренних феноменов, например понятия

«Я», которое невозможно вывести только из данных рефлексии.

Спонтанная активность души, также не постигаемая чувством, не

только позволяет понять многие вещи, но и структурирует, упоря-

дочивает тот опыт, который человек получает благодаря ощуще-

ниям. Так в теории Канта появляется понятие трансценденталь-

ной апперцепции, т. е. психической активности, благодаря которой

человек осознает мир и себя постоянными и целостными. Понятие

трансцендентальной апперцепции в несколько модифицированном

варианте заняло в дальнейшем достойное место во многих психо-

логических концепциях.

Важное значение для психологии имели и работы Канта, свя-

занные с изучением морального развития человека. Говоря о дости-

жениях науки, ученый подчеркивал, что при всех ее успехах две

вещи остаются загадочными и непостижимыми - это звездное не-

бо над головой и моральный закон внутри нас. Главный этиче-

ский принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей ак-

туальности и в наше время - человека нельзя рассматривать как

средство для достижения цели, он сам есть цель. Этот подход не

только признает аморальным любое манипулирование людьми, их

стремлениями и переживаниями, но и ставит перед человеком зада-

чу соответствовать своему высокому предназначению. Кант считал,

что существует обязательный для всех людей этический закон, ко-

торому они должны следовать не из стремления к выгоде, но из

желания соответствовать идеалу человека. Этот закон, получивший

название морального императива, гласил, что человек должен по-

ступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководству-

ется, могли стать всеобщими.

Работы Вольфа и Канта, так же как в XVII в. труды Лейбница,

стимулировали исследование важных для психологии проблем

(индивидуальных особенностей, природы активности человека,

формирования у него целостной картины мира и себя), заклады-

вая в то же время и особый характер подхода к этим проблемам в

немецкой психологии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты