Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Неклассическая философия Запада: философские воззрения Шопенгауэра и Ницше.




Рассмотрим общую ориентацию философии неклассической, или постклассической. Утвердившийся капиталистический строй, порвав феодально-сословные путы и зависимости, с одной стороны, открыл безграничные возможности для самореализации личности, развития ее сил и способностей, а с другой - углубил социальное неравенство, придав феномену отчуждения личности новые, более сложные и изощренные формы. Торжества «царства разума» не получилось, прежние иллюзии рушились, обнаружилась нужда в концепциях, которые не только отразили бы судьбу личности в этих изменившихся условиях. но и отстаивали бы ее право на собственную независимость и неповторимость. Как увидим, этот основной гуманистический смысл неклассической философии обусловил и более глубокое понимание самой природы человека - интерес к целостности и спонтанности его духовной сферы, позитивная разработка роли в ней иррациональных (точнее - нерациональных) структур, прослеживание «переливания» этих структур в структуры рациональные, логически контролируемые, и обратно, увязывание деятельности сознания человека непосредственно с его личным опытом и шире - со всем реальным миром его жизни вообще. Линию на примат иррациональных структур человеческого «духа» в развернутой форме реализует А. Шопенгауэр (1788-1860). За исходное он принимает волю как слепую, бессознательную жизненную силу, которой придается космический характер. Весь мир предстает как бесконечная цепь объективаций мировой воли; на стадии органической природы она проявляет себя как «воля к жизни»; индивидуализируясь, в человеке реализуется как «личность». Как первичная реальность, т. е. сущность вещей, воля, помимо «неразумности», характеризуется у Шопенгауэра целостностью, динамизмом, конфликтностью, «ненасытностью», вечной неудовлетворенностью достигнутым, это «голая и голодная агрессивность». Поскольку у воли нет никакой разумной цели, она - носительница зла и саморазрушения, несет человеку бесконечные страдания и делает невозможным его счастье. Это была крайняя форма отрицания, неприятия мира углубляющегося отчуждения и обесчеловеченности, в XIX в. только намечавшегося, а в XX в. ставшего реальностью (особенно - при тоталитарных режимах). Во многом предвосхитив и осудив этот мир, Шопенгауэр видел выход из него на путях индивидуального этического спасения: надо порвать с «волей к жизни», вынуждающей подавлять в себе естественные порывы и обрекающей человека на «существование», а не на подлинную жизнь. Частично это удается, по Шопенгауэру, в художественном творчестве, более полно - при подавлении в себе любых желаний, позволяющем обрести полный покой (мыслитель здесь опирался на буддистских мудрецов). Ф. Ницше (1844-1900) исходит из Шопенгауэра, разделяет его идею «бессмысленности» мира, но установке на абсолютный покой противопоставляет активизм. Принцип «воли к жизни» он трансформирует в «волю к власти», проявления которой обнаруживает во всех процессах «жизни» как физических, так и духовных. Центральная проблема, занимавшая Ницше,- это поиск такого идеала человека, который в максимуме выразил бы подлинные «жизненные» ценности. Ницше - родоначальник «философии жизни», ключевая категория у него - «жизнь», понимаемая как целостный органический (в биологическом смысле) процесс постоянного движения, становления и «вечного возвращения», у нее нет сознательной цели, это непрерывная и хаотическая «борьба за власть», пронизывающая собою весь мир; критерии истины и лжи, добра и зла тут неприложимы. В позитивном плане мы имеем у Ницше прежде всего борьбу со сциенизмом, абсолютизирующим в системе ценностей культуры роль науки, предупреждение о грядущей угрозе «массового общества» с его «массовой культурой». В более же широком смысле -'острый критицизм, протест против тусклого конформистского существования, активное самоутверждение через самоотрицание - через решительный отказ от традиционных убеждений и привычных идеалов, если их рамки стали тесными, не отвечающими требованиям жизни, что нам в наше переходное время особенно необходимо. Отдельные высказывания Ницше, вырванные из контекста, давали основание для использования его и в иных целях (нацизм), но это шло вразрез с общей гуманистической направленностью учения этого философа. Действительность, с которой столкнулись западные философы в XX в., оказалась еще более сложной, конфликтной и динамичной, чем та, которая предстала взорам зачинателей неклассической философии, хотя трудности и проблемы, в полной мере выявившиеся в XX в., частично отразились и в их воззрениях. Это и объясняет, почему эти воззрения легли основанием во многие философские учения XX в., хотя свести к ним все содержание последних было бы ошибкой - возникали и новые проблемы, и новые идеи, и радикально переосмысливались прежние.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты