Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Работа звукорежиссёра в монтажно-тонировочный период.




Монтажно-тонировочный период - это этап создания кино- или видеоленты, на котором отснятым кадрам придается окончательный вид - такой, в каком фильм предстанет перед зрителями. Эта работа осуществляется в основном монтажером и группой звукового оформления (если имеется в наличии монтажная группа в полном составе) и включает следующие этапы:

1-черновой монтаж

2-разработка экспликации

3-подготовку к озвучанию

4-речевое озвучание

5-синхронное шумовое озвучание

6-запись музыки

7-монтаж фильма

8-премастеринг (премикс)

9-перезапись и печать фильмокопий

 

 

Черновой монтаж. Сначала весь материал перегоняется на носитель, с которым будет работать монтажер изображения. Составляется так называемая черновая фонограмма, по которой монтажер синхронизирует звук с изображением и монтирует картинку. Сейчас, как правило, звук монтируют под Betacam или цифровое изображение, поэтому аудиоматериал содержится в цифровом формате или в виде файлов.

Во время монтажа режиссер выбирает дубли, кино монтируется, а параллельно звукорежиссер занимается технической работой: отбирает звуковые дубли, отслушивает записанный во время репетиций или специально дописанный материал, фоновые шумы, решает, что из них можно взять, а каких фактур не хватает.
Когда появляется более-менее окончательный монтаж картинки, звукорежиссер по эпизодам определяет, что из исходного материала можно считать чистовым. Исходя из этого, становится понятно, в каких сценах можно использовать чистовую фонограмму, а какие нужно переозвучивать.

 

Разработка звуковой экспликации. Звукорежиссерская экспликация, также как и режиссерская и операторская, является необходимым элементом при создании фильма. Она не является официальным документом и нужна только самому звукорежиссеру. В экспликации звукорежиссёр прописывает все составляющие элементы звукового ряда (диктор - закадровый текст, музыка- базовые фонограммы, шумы - шумовые фактуры). Экспликация имеет градацию по эпизодам, границы - четко по кадрам. Она потребуется для дальнейшего монтажа.

 

Подготовка к озвучанию. Вместе с ассистентом режиссера, подготавливающим планы для монтажа и хронометрирующим смонтированные эпизоды, звукорежиссер составляет свой монтажный план озвучания (речевого, шумового и музыкального). Выписываются все эпизоды фильма, их хронометраж и звуковое содержание.

Фразы, которые планируется переозвучить проверяются по тексту и корректируются в том случае, если при съемке актер не совсем точно произнес реплику.

Иногда визуальный образ не соответствует голосу персонажа или у режиссера стоит сверхдраматическая задача переозвучить человека другим голосом. В этом случае приглашаются профессиональные люди, которые занимаются именно озвучанием - с такими специалистами работать намного легче.

 

Речевое озвучание. Сцены, снятые на натуре или в павильонах с плохими акустическими условиями, подлежат озвучению «под экран».

В ателье, где проходит озвучание, изображение проецируются на экран; актер следит за изображением, повторяет перед микрофоном текст, произносившийся на съемке, стараясь, чтобы он совпал с движением губ на экране. Во время репетиции синхронно с изображением воспроизводится черновая фонограмма и актер восстанавливает характер реплик, ритм, интонацию. Во время записи черновая фонограмма выключается, и актер ориентируется только на изображение (иногда пользуются головными телефонами, через которые актер слышит черновую фонограмму во время записи с одним или двумя наушниками, по желанию актера). Затем изображение и записанная фонограмма синхронизируются.

Как любая фонограмма, запись речи подвергается оценке по двум критериям: субъективному и объективному.

С точки зрения субъективной оценки, рассматривается эстетическая, художественная сторона. Объективной оценке подвергаются основные показатели качества речи: разборчивость, уровень громкости, естественность тембра. Это во многом зависит от содержания текста, мастерства исполнителей, их индивидуальных данных, акустической среды, качества записи.

Плановость звучания, звуковая перспектива, акустическая обстановка постоянно должны быть объектами пристального внимания звукорежиссера. Несоответствие слухового восприятия зрительному разрушает звукозрительный образ, поэтому звукорежиссер на озвучании стремится добиться от актеров максимальной синхронности речи со своим экранным образом.

Если на экране одновременно с героем участвует массовка со своими репликами и шумом, то такой эпизод также озвучивается отдельно. Иначе невозможно будет сделать баланс при перезаписи.

Тексты для массовки, как правило, импровизируются непосредственно перед микрофоном. Чтобы звучание массовой сцены было многообразным и выразительным, участники массовки ни в коем случае не должны говорить в одной тональности, каждый голос должен диссонировать.

При речевом озвучании уделяется большое внимание работе с микрофоном, от положения которого по отношению к актерам, зависит акустическая перспектива и качество фонограммы в целом.

 

Синхронное шумовое озвучание под смонтированное изображение. Звукорежиссер фильма, разрабатывая звуковую экспликацию, точно устанавливает, в каких кадрах должны быть зафиксированы шумовые эффекты. Некоторые шумы записываются, на натуре во время натурных съемок.

Шумовое оформление проводится обычно параллельно с речевым озвучанием и записью музыки.

Шумы, сопровождающие действия актера, подлежат синхронному озвучанию. Для работ по шумовому озвучанию прикрепляются звукооформители, которые под руководством звукорежиссера подбирают звуковые фактуры и с их помощью производят шумовое озвучание под экран. Звукооформители — это специалисты, которые должны обладать художественным вкусом, чувством ритма, хорошей памятью, способностью оперативно решать каким способом и с помощью каких приспособлений можно извлечь необходимую звуковую фактуру.

Звукорежиссер корректирует действия отдельных исполнителей, указывает, если это необходимо, на замену фактуры, требует той или иной интенсивности звучания, ритма и дистанции от микрофона.

Бывает, что режиссер хочет отвлечь зрителя от предстоящего происшествия. Тогда используя фоновые бытовые шумы, обрабатывая их звуковыми эффектами, удается резко перевести их в противоположное состояние и отвлечь аудиторию от ожидаемого действия.

В отличие от изображения, где затемнение является паузой, фонограмма фильма не имеет ни одной мертвой паузы. Все паузы в фонограмме звучащие. Поэтому звукорежиссер должен до или после съемки потребовать 2-3 минуты тишины и обязательно записать звучащий воздух помещения.

Для сцен, которые были переозвучены, потребуются фоновые шумы для создания атмосферы пространства. Желательно, чтобы фоновые шумы выбирались из тех, что были прописаны во время съемок. Кое-что подбирается в фонотеке. Совсем недавно фонотеку перевели в цифровой формат с весьма удобным интерфейсом. Теперь можно прослушать требуемый шум в компьютере, а затем отобрать и скопировать на цифровой носитель, либо отправить по внутренней сетке в монтажную.

При чистовой записи звука в этот период производится чистка фонограммы на репликах, отдельно прописываются синхронные шумы, подмешиваются к материалу. При этом может быть изменена пространственная характеристика звучания.

 

Запись музыки. Музыка в современных фильмах является одним из основных компонентов звукового ряда. На всех этапах производства фильма композитор связан с работой группы. Начиная с подготовительного периода и до сдачи фильма композитор работает над созданием музыки.

После приемки музыки подготавливается партитура, определяются исполнители оркестровых записей и солисты, уточняется состав оркестров и хоров.

После монтажа кусков фильма, подлежащих музыкальному озвучанию, назначается запись музыки. Исключением являются случаи, когда съемки идут под заранее записанную фонограмму.

Запись музыки производится как под изображение, так и без него по секундомеру. Каждый записанный дубль музыкального номера режиссер, дирижер, композитор, звукорежиссер, исполнители, музыкальный редактор прослушивают сразу же после записи, чтобы выявить его художественное и техническое качество.

В повседневной практике звукорежиссера звукозапись музыки является одним из наиболее трудоемких и в то же время одним из наиболее интересных разделов творчества. Звукорежиссер, работающий с оркестром, должен быть не только музыкально грамотным специалистом, но достаточно глубоко разбираться в вопросах музыкальной акустики. Успешная запись музыкальных произведений может быть обеспечена только в случае, если звукорежиссер знает сущность возникновения и извлечения звука различных музыкальных инструментов, а, следовательно, правильно решает задачу о размещении микрофонов перед исполнителями, что определяет конечный результат работы. Этот процесс является наиболее важным в получении фонограмм высокого художественного и технического качества.

Главным факторами, влияющими на художественное качество звукозаписи музыки, являются правильная расстановка микрофонов, применение обработок и микширование звуковых уровней.

Чтобы не нарушить эстетических принципов, нужно четко определить в каких моментах будет звучать закадровая музыка, а в каких внутрикадровая. При записи закадровой музыки фонограмма должна нести минимальное количество закадровых шумов, чтобы не была нарушена драматургия.

Монтаж фильма. На этой стадии работ в распоряжении режиссера и монтажера имеется весь отснятый зрительный материал, титры и мультипликация, фонограммы синхронных записей, речевого и шумового озвучания, записанная музыка и фонотечные шумы. При активном участии звукорежиссера они проводят монтаж фильма. В результате монтажных работ фильм должен быть подготовлен к перезаписи.

 

8. Премастринг (премикс). Разобьем элементы фонограммы условно на четыре категории: тонировка, музыка, шумы и спецэффекты. Перезапись - отдельный и очень серьезный этап, в результате которого огромное количество треков приводится в единый акустический баланс. Вопрос премиксов промежуточных фактур актуален, особенно в тех случаях, когда звукорежиссер не представляет, как будет звучать в пространстве большого экрана созданная фонограмма.

Практика создания премиксов выросла из режиссерских требований. Бытуют разные мнения, но порой премикс делают в студии, и только потом - окончательный микс на перезаписи. Дело в том, что режиссер и продюсер хотят видеть готовую картину, а также "слить" стереовариант на Betacam или на VHS. Поэтому имеет смысл сделать сведение максимально готовым, чтобы в большой студии, сертифицированной Dolby, вносить лишь какие-то изменения. Это экономит время и не нарушает общего баланса картины. Некоторые звукорежиссеры предпочитают для этого залы, ориентируясь на большое пространство.

9. Перезапись фильма.Перезапись фильма является сложным творческим и техническим процессом, завершающим все работы по монтажу и звуковому оформлению, в процессе которого речь, музыка и шумы, сводятся в одну общую фонограмму.

Во время перезаписи режиссер вместе со звукорежиссером находят окончательное творческое решение звукового оформления фильма. К перезаписи приступают после того, как смонтировано изображение. При перезаписи устанавливается соотношение между речью, музыкой, шумами, отвечающее художественному замыслу режиссера. Перезапись фильма производится звукорежиссером на сложной аппаратуре, установленной в специальном тонателье в присутствии режиссера и обслуживающего технического персонала. Современная аппаратура для перезаписи звука позволяет корректировать звучание фонограмм, как по громкости, так и по тембру.

В процессе перезаписи идет удаление следующих недостатков: неразборчивость речи; зашумленность игровыми шумами, неверное соотношение речи, музыки и шумов; заниженная модуляция; недостаток высоких частот; перемодуляция; «перегруженность» фильма музыкой и шумами; увлечение электронной музыкой, плохо передаваемой трактом фотографической записи фонограмм; использование некоторых музыкальных инструментов, создающих диссонансные звучания (например, волторна).

Плохая дикция, плохая передача высокочастотных составляющих речи, маскировка речевого сигнала другими сигналами (музыка, сюжетные шумы) и утомление слушателя являются основными факторами, резко ухудшающими разборчивость речевого сигнала. В случаях, когда недостатки речи исполнителя приводят к невнятности диалога и его неразборчивости, исполнитель должен быть озвучен актером с нормальной дикцией.

При записи фонограмм и перезаписи фильма очень важно предельное внимание звукорежиссера и режиссера к разборчивости реплик. Здесь большую помощь им должны оказывать инженеры и контролеры, прослушивающие первичные фонограммы и оригинал перезаписи.

Совершенно недопустимо сокращение запланированных сроков, отводимых на перезапись фильма. Перезапись является важнейшим этапом его создания, и любое сокращение сроков этапа неминуемо отрицательным образом скажется на качестве звучания фильма.

Раньше, при выборе музыкального оформления необходимобыло учитывать, что во многих случаях музыка маскирует речевой сигнал. В настоящее время большое внимание уделяется тембральной обработке, а маскировка сигнала не происходит, благодаря панорамированию.

Звукорежиссер участвует и при окончательном сведении и печати копий, оценке технического качества фонограммы, в сравнении с эталонным звучанием. При этом все исходные материалы (музыка, шумы, речь) оцениваются отдельно.


 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 549; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты