Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


М.М. Смирнов.




 

МУЗЕЙ В ГОСТЯХ У ДОМОСЕДА

«Две плащаницы XV века из собрания Новгородского музея»

В этом номере журнала мы познакомим читателей с двумя уникальными шитыми плащаницами середины XV столетия, вложенными в храмы Древнего Новгорода внуками князя Дмитрия Донского, двоюродными братьями князьями Дмитрием Юрьевичем Шемякой и Василием II Васильевичем Темным. В создании этих плащаниц нашли отражение события русской истории 30 - 50-х годов XV века, когда между потомками князя Дмитрия Донского развернулась борьба за московский великокняжеский стол.

После смерти в 1425 году князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского, великокняжеский стол должен был перейти к следующему сыну Юрию, занимавшему престол удельного Галицко-Звенигородского княжества. Однако Василий нарушил завещание отца и передал престол своему десятилетнему сыну – Василию II. На четверть столетия на Руси растянулась жесточайшая борьба Василия II со своим дядей Юрием Дмитриевичем и его сыновьями – Василием Косым, Дмитрием Шемякою и Дмитрием Красным, которые не

 

хотели признавать права на великое княжение за своим двоюродным братом. В ходе династической войны Москва неоднократно переходила из рук в руки, а великими князьями себя попеременно объявляли как сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич, так и его внуки - Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Не будем обременять читателей сложными перипетиями этой войны, отметим лишь ее характерные особенности. Невероятными представляются жестокость и коварство соперничающих друг с другом князей, связанных кровными узами. В 1434 году по приказу Василия II был ослеплен на один глаз его брат Василий Юрьевич, за что получил прозвище Косой. Самого Василия II в 1446 году по указу Дмитрия Шемяки схватили на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, отвезли в Москву и ослепили, после чего его стали называть Темным. Обе конфликтующие стороны пытались привлечь на свою сторону богатый и влиятельный Новгород. В 1434 году после победы князя Юрия Дмитриевича в Новгород бежал Василий II, но не нашел здесь поддержки. Зато благосклонность новгородцев снискал его политический противник – князь Дмитрий Шемяка, безоговорочно признанный законным князем Великого Новгорода. Именно в Новгород Шемяка отправил в 1449 году свою семью, а после поражения под Галичем Костромским в 1450 году получил здесь убежище. Казалось, многолетняя борьба

 

братьев за великокняжеский титул завершилась, однако в 1452 г. Дмитрий Шемяка предпринял последнюю попытку получить права на великое княжение, окончившуюся неудачно. В 1453 г. Шемяка внезапно скончался и был погребен в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Уже в XV столетии возникла летописная версия об отравлении его по приказу Василия Темного. И если одни летописцы ограничились замечанием о неестественной смерти Дмитрия Шемяки, то другие – открыто утверждали, что он был отравлен «лютым зелием», присланным из Москвы великим князем. В летописях подробно повествуется о том, что был подкуплен повар Дмитрия Шемяки по имени Поганка, подсыпавший отраву в княжескую еду. Проведенная в 1987 году по инициативе Валентина Лаврентьевича Янина, занимавшегося изучением пантеона новгородского Софийского собора, судебно-медицинская экспертиза останков Дмитрия Шемяки подтвердила предположение о его отравлении мышьяком.

Посмертная судьба князя Дмитрия Шемяки оказалась не менее печальна. С середины XV столетия был введен строгий запрет московским князьям принимать родственников прóклятого и отлученного от церкви еще в 1447 году князя Дмитрия Шемяки, а также его зятя

 

 

Александра Чарторыйского. В 1616 году, во время оккупации Новгорода войсками Якоба Делагарди, шведские солдаты в поисках клада вскрыли в Георгиевском соборе Юрьева монастыря гробницу Дмитрия Шемяки. Его останки были ошибочно приняты за мощи старшего брата Александра Невского – князя Федора Ярославовича, умершего тринадцатилетним в день своей свадьбы, и торжественно перенесены в Софийский собор, где и находятся до настоящего времени.

Великий князь Василий II Васильевич Темный, утвердившийся на великокняжеском престоле после победы над Дмитрием Шемякой, в 1456 году совершил поход на Новгород и принудил заключить Яжелбицкий договор. Новгородцы были приведены к покорности великому князю на небывало тяжелых условиях: выплата десяти тысяч рублей, отмена вечевых грамот, замена новгородской печати печатью великого князя, а также прекращение всяких отношений с родственниками и сторонниками Дмитрия Шемяки. О степени раздражения новгородцев можно судить по тому, что в один из приездов Василия Темного в Новгород в 1460 году на вече обсуждался вопрос об убиении великого князя.

Описанные выше события имеют непосредственное отношение к созданию двух шитых плащаниц

 

Новгородского музея. Оба памятника подписные, содержат точные даты их вкладов и имена дарителей. На

более ранней из них вкладная надпись вышита на кайме и сообщает о том, что плащаница вложена в 1444 году в Георгиевский собор новгородского Юрьева монастыря великим князем Димитрием Юрьевичем, его женой Софьей и сыном Иваном. В среднике плащаницы вышито изображение лежащего на гробном камне умершего Христа и четырех склонившихся ангелов с рипидами. Это редкий для древнерусских плащаниц вариант сцены оплакивания Спасителя – здесь отсутствуют Богоматерь, Иоанн Богослов и другие персонажи евангельской истории, а подчеркивается символический, сакральный смысл происходящего – священное служение ангелов у тела Христа. За исключением деталей, выполненных золотыми и серебряными нитями, плащаница вышита яркими разноцветными шелковыми нитями. В первой половине XIX столетия, при архимандрите Фотии, памятник подвергся значительным чинкам и переделкам: появилась кайма черного шелка с изображением поясных фигур святых в

 

медальонах, заново была вышита вкладная надпись, повторившая древнюю. Создание столь крупного шитого произведения (размер плащаницы 125 х 183 см) было делом чрезвычайно дорогостоящим, поскольку все материалы вышивки были привозными – служившие фоном шелковые ткани, золотые, серебряные и шелковые нити. Столь драгоценный вклад в Юрьев монастырь, несомненно, можно рассматривать как благодарность Дмитрия Шемяки Великому Новгороду, оказавшему поддержку князю и давшему приют ему и его семье после окончательного поражения.

Вторая плащаница была вложена в 1456 году в Софийский собор великим князем Василием Васильевичем, его женой Марией, сыновьями Иваном и Юрием. Об этом повествует надпись, вышитая золотыми нитями между фигурами коленопреклоненных ангелов перед гробом Спасителя. Грандиозные размеры софийской плащаницы – 154 х 193 см – свидетельствуют о том, что при ее создании несомненно учитывался масштаб интерьера

 

 

кафедрального собора Древнего Новгорода. На плащанице вышит краткий вариант «исторического» извода «Положения во гроб». В центре изображен лежащий на гробном камне мертвый Христос; слева – сидящая на скамье Богоматерь, которая поддерживает запрокинутую голову Спасителя; справа – склоненная фигура апостола и евангелиста Иоанна Богослова, поддерживающего покровенными руками ноги Христа. Вокруг гроба представлены ангелы с рипидами и два летящих скорбящих ангела; за ложем изображен киворий с лампадой; вверху - личины померкших светил (солнца и луны); в углах – символы евангелистов; фон усыпан звездами и крестами в кругах. На кайме плащаницы вышиты херувимы, серафимы и текст Херувимской песни, которая поется на литургии в Великую Субботу при Великом Входе: «Да молчит всяка плоть человеча …».

Шитье на великокняжеской плащанице исполнено в основном золотыми и серебряными нитями по синей шелковой ткани. Гибкий и виртуозный линейный рисунок, изысканное сочетание мерцающего блеска драгоценных нитей и узорного переливчатого шелка фона, блестящее владение техническими приемами вышивки позволяют отнести Софийскую плащаницу к лучшим памятникам московского шитья середины XV столетия.

 

 

Читатель, вероятно, обратил внимание на дату вклада плащаницы великим князем Василием Темным - 1456 год, когда был заключен Яжелбицкий договор, ставший важной вехой на пути подчинения Новгорода Москве. Не случайно, в надписи на Софийской плащанице Великий Новгород уже именуется «вотчиной великих князей». Таким образом, роскошный вклад Василия Темного в Софийский собор стал даром победителя – великого князя, упрочившего свою власть после смерти Дмитрия Шемяки и заставившего Новгород подписать невыгодный для него Яжелбицкий мир.

Напомним читателям, что плащаница с изображением мертвого Христа, лежащего на гробном камне, символизирует погребальные пелены Спасителя и используется в Страстном богослужении, чин которого изменялся на протяжении нескольких столетий. В современной практике Русской Православной Церкви в конце вечерни Великой пятницы происходит торжественный чин изнесения (выноса) плащаницы из алтаря на середину храма, где ее полагают на Гроб Господен. Затем после каждения священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы. На утрени Великой субботы открывается величественное крестное шествие с плащаницей вокруг храма, изображающее погребение Христа, после которого она возвращается на Гроб

 

Господен. Плащаница находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трехдневное нахождение Спасителя во гробе. По окончании полуночницы, в ознаменование Воскресения Христова, плащаницу переносят в алтарь и полагают на престол, где она остается сорок дней, до отдания Пасхи, то есть заключения празднования Воскресения Христа (перед Вознесением). Исходя из символики и богослужебного использования плащаниц в средние века на них вышивалась сцена оплакивания мертвого Христа ангелами и персонажами евангельской истории – Богоматерью, апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Никодимом, Иосифом Аримафейским и женами-мироносицами.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты