Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 (2 часа)




ТЕМА: М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

СОДЕРЖАНИЕ: ПОЭТИКА РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

План

1. Реалистические тенденции в России и Западной Европе в 30-ые годы XIX века:

(1) Вспомните произведения зарубежной литературы этого периода, построенные на принципах реализма;

(2) Есть ли романтические черты в этих произведениях?

(3) Сформулируйте доминанту характера главного образа-персонажа в этих произведениях.

2. Поэтика романа «Герой нашего времени»:

(1) Поэтика заглавия;

(2) Отметьте реалистические и романтические черты в романе;

(3) Сформулируйте понятие психологизма в литературе;

(4) Роман «герой нашего времени» как психологический роман.

(5) Композиция романа: соотношение сюжета и фабулы; хронотоп романа;

(6) Композиция романа: главы романы как разновидности романтической повести;

(7) Жанровая специфика произведения;

(8) Система повествователей в романе;

(9) Система персонажей в романе: способы создания образов-персонажей.

4.Социально-философская проблематика романа:

(1) Осмысление Лермонтовым его современности;

(2) Проблема взаимоотношений общества и неординарного человека;

(3) Мотив пустоты человеческого существования.

5. Роль романа «Герой нашего времени» в развитии русской литературы.

Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы :Учеб.пособ /Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.

Дополнительная литература

1) Лермонтов Ю.М. в русской критике. – Изд.2-е., доп. М., 1955.

2) Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. – С. 378-415.

3) Эйхенбаум Б.М. М.Ю. Лермонтов // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. – Т.1, Л., 1941. – С.V-LII (первой пагинации).

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 (2 часа)


ТЕМА: Н.В. ГОГОЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ: ПОЭМА «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

 

План

 

1. История создания поэмы Гоголя «Мертвые души».

2. Родовая и жанровая принадлежность произведения:

(1) «Мертвые души» и плутовской роман;

(2) «Мертвые души» и теория романа, созданная романтиками;

(3) Лиро-эпическая природа произведения: эпическое начало (объективность, временная дистанцированность, план повествования, субъект повествования); лирическое начало (субъективность, внутреннее время, лирический план, образ лирического субъекта); соотношение этих двух начал и значение их в формировании жанра;

(4) Принципы сюжетного построения;

(5) Система лирических отступлений.

3. Композиция поэмы:

(1) Замысел «Мертвых душ» и «Божественная комедия» Данте;

(2) Градация как композиционная основа поэмы (можно ли говорить о градационно выстроенной галерее образов помещиков?);

(3) Принцип параллелизма как композиционная основа поэмы (подумайте, что позволяет распределить персонажей поэмы Гоголя следующим образом: Манилов- Ноздрев-Плюшкин, Коробочка-Собакевич; какую сюжетную функцию выполняют Коробочка-Ноздрев?);

(4) Пространственно-временной способ композиционной организации поэмы;

(5) Композиционная и идейная роль «Повести о Капитане Копейкине»;

4. Система образов:

(1) Способы создания образов помещиков (экстерьер и интерьер усадьбы; портрет; роль символических деталей (например, роль «ноздри» (полости) в образе Ноздрева, горок пепла в образе Манилова и пр.));

(2) Образ Чичиков (портрет, речевая характеристика и пр.);

(3) Образы крестьян.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты