Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ




(Заключение)

 

Задача же эта такова, что она никогда не может

быть разрешена отдельным человеком.

Ф. Энгельс [102,Т.19,с.206].

Будь полезен государству:

учись или умирай.

В.Г. Белинский [10,Т.1,с.362].

В общественном развитии большую роль выполняют различные факторы. Первоначально единственными были природные силы, в том числе сила стада предлюдей (первобытной орды) и остальных животных. Пользуясь этой силой, наши предки не только выжили, но и стали людьми. Основой прогресса их жизни были, прежде всего, физиологические силы, начиная с их мускульной силы. Затем всё большее значение приобретали социальные, в том числе духовные, факторы.

Социальные факторы являются основными в развитии человечества. Исходной формой этих факторов можно считать нравственность. Нравственность - важный регулятор, обеспечивающий выживание общества на основе сложившегося порядка. Она развивалась медленно и в большой мере зависела от обстоятельств жизни людей. Она отражала общечеловеческие интересы, как и интересы социальных групп людей. Гуманизация нравов делала их объединяющим фактором цивилизации. На основе нравов возникли и другие социальные факторы общественного развития.

Религия была определённой формой осуществления нравственности. До тех пор, пока сохраняется низкий уровень жизни людей, религия имеет позитивное значение в их жизни, что не отрицает использования её в своих корыстных интересах реакционными кругами общества.

Силовой фактор сохраняет значение в жизни общества, начиная с мускульной и включая превращенную его форму - власть, право, закон.

Основным фактором общественной жизни стали интересы людей. Интересы одновременно объединяют и разъединяют индивидов в зависимости от обстоятельств. Особенно возросла роль интересов в эпоху господства частной собственности. В этих условиях альтруизм человеческих отношений был существенно потеснён эгоизмом, чистоганом. Эгоизм - ведущая сила эксплуататорских обществ и сохраняет это конституирующее значение до настоящего времени. Сообразуясь с нравами, интересы перекраивают их для обоснования выгод эксплуататорских слоев, классов общества. Сегодня интересы правят миром людей. Без учёта интересов не может быть плодотворным ни одно общественное мероприятие. Соблюдение интересов народа - главное условие стабильности общественной жизни, прогрессивного её развития. В то же время пока определяющими являются эгоистические интересы эксплуататоров. Антагонизм интересов трудового народа и эксплуататоров стал основным противоречием современной эпохи. Борьба ведётся не на жизнь, а на смерть. Социальный прогресс не исключает временных поражений сил добра, отстаивающих интересы трудящихся. В то же время несомненна победа гуманных сил цивилизации. И главным средством их победы могут быть только духовные факторы общественного развития.

Высшей формой социальных факторов можно считать духовные. Сейчас нет определенности в понимании самой сущности духовного. В литературе высказывают самые различные взгляды по этому вопросу. Психика не сводится только к духовному, которое представляет всего лишь один элемент психики, сознания людей. Духовное соответствует нравственности, интересам, но не сводится и к ним. Простейшей формой духовного можно считать просвещенность людей, их эрудицию. На её основе произошло возрождение общества и она всё еще является основным элементом современных идеологий. Просвещенность принимала различные формы, в том числе в искусстве, живописи и т. д. Просветительство проявляется в миросозерцании, миропонимании, мировоззрении. Особенно важное значение просветительство приобрело с осознания принципа Ф. Бэкона: «Знание - сила». И до настоящего времени этот лозунг не потерял своего значения.

Относительность простых форм духовности стала давно камнем преткновения для общественного прогресса. Знание из силы всё более становится тормозом, превращается в догматические доктрины, идеологии, которые сдерживают общественный прогресс. Догматизация знаний, доктрин ведёт к ортодоксальному вырождению общества, к разрыву интереса и идей в общественном развитии. Всё это давно поставило проблему выхода на первый план интеллекта и интеллектуального обоснования эрудиции, просвещенности. Интеллектуальность возможна только на определённом уровне эрудиции. В то же время вне интеллекта нельзя достигнуть адекватной современным потребностям эрудиции, развить научное мировоззрение людей.

Интеллект состоит в способности самостоятельного мышления людьми, научного моделирования всех объектов реальности, теоретического осмысления их. Интеллект есть движущее ядро просвещенности, эрудиции и средство его развития. Однако интеллектуальность всё еще проходит долгие муки родов и не стала нормой общественного сознания.

Просвещенность, эрудированность порой оказываются не достаточными. «Мудрое слово в устах малоумного становится безумием» [72,Т.8,с.231]. В таком случае человек начинает действовать так, как ему сказали надо было действовать прошлый раз и, чаще всего, он действует невпопад. Полузнание - опаснее незнания. При жизни «чужим умом», приходится обижаться на других, а не на себя. Воспитание предполагает не только передачу знаний, но и, прежде всего, развитие их способности мышления.

Интеллектуальность развивается с древности и всё шире распространяется. В настоящее время назрела необходимость очередного качественного скачка в этом направлении - необходимо обеспечить большинство людей соответствующим современным потребностям интеллектом. Без этого общество не выживет в современную эпоху.

Реакционные силы ведут психологическую, информационную «войну» против прогрессивного мира. Противостоять им и тем более выиграть «войну» можно только в том случае, если обеспечить интеллектуальную революцию. Движущей же силой интеллектуализации общества на современном этапе общественного развития могут быть только интересы трудового народа. Приверженность интересам эгоистической эксплуатации может быть достаточной для развития эрудиции, информированности людей. Приверженность же интересам трудящихся, одержимость борьбы за их интересы является исходным моментом для общественного прогресса на современном этапе. Только при таком условии истина, правда становится главным орудием борьбы за общественный прогресс, движущей силой современности. Идейность - высшая форма духовности, просвещенности. Она возникает на основе эрудиции и интеллекта и становится для них ведущей силой.

Использование возможностей идейности зависит от овладения лежащим в её основе интеллектом во всех его формах. С древности известна идея лозунга: «Мышление - могущество (мощь)». Духовность становится идейностью только при овладении интеллектуальностью. Вне интеллекта духовность превращается в фанатизм, который чаще всего оказывается реакционной силой.

Идейная, в противоположность эгоистической, идеология служит трудящимся. К ней можно прийти, только усвоив все накопленные обществом знания [88.41.303-305], развив способность мышления, поняв закономерности общественного прогресса и поставив себя на службу интересам трудящихся. Идейные люди должны решить поставленные прошлыми мыслителями проблемы, прежде всего, сделать общедоступным само мышление. Для этого надо преодолеть господствующие ошибки в понимании мышления как сумму догм, как эрудицию, которую якобы следует просто воспринять и тем самым решить сегодняшние проблемы. Нет политических, экономических, педагогических приёмов, способов, алгоритмов мыслительных действий, а имеются такие их комплексы, системы, которые применимы и в политике, и в экономике, и в педагогике. Овладение же ими возможно только на основе систематического, длительного овладения этими приёмами, методами, алгоритмами.

Исследователи осознают проблемы интеллектуального развития общества, но пока наука еще не решила их. Философия, обществоведение в целом, в том числе педагогика, должны решить многие проблемы интеллектуализации общества для того, чтобы назвать мышление каждого человека в качестве основы его индивидуального и общественного прогресса. И только это может спасти общество, превратив духовность в действительный и действенный фактор современной общественной жизни. Духовность отличается от других факторов общественного развития тем, что ее можно освоить быстро, обеспечивать ею всех, не отнимая этого ресурса от остальных членов общества.

Свет гениальности отдельных личностей возникал преимущественно стихийно. Проблема состоит в том, чтобы гарантировать всё большему числу людей идейность на основе интеллекта. Тем самым будет использована самая великая сила современности - прогресс разума ведёт к овладению обществом бесконечной мощи [23,Т.VIII,с.10] и создаёт условия для превращения мышления в высшее наслаждение [29,Т.1,с.145].

Движение вперёд не может быть вне должного восприятия всех прогрессивных идей прошлого. Сегодня надо быть и сократиком (идти на смерть за свои убеждения), платоником (считать идеи главным фактором успеха), аристотелевиком (овладеть мышлением в качестве фактора самосовершенствования), бэконистом (доверять, прежде всего, здравому рассудку своего чувственного восприятия), картезианцем (придавать должное значение рациональному восприятию мира), кантианцем (синтетически овладевать всеми возможностями духовного познания мира), гегельянцем (сделать диалектику основой системного понимания мира), марксистом и ленинцем (ставить идейность на службу народу, трудящимся). Нужно быть последователем всего прогрессивного опыта всех безымянных творцов общественного порядка, цивилизации, сознания. И пусть у каждого предшественника были и теневые стороны жизни, но всё это не является основанием отказа от позитивного в их учениях, переоценки позитивного при включении их вклада в общественный прогресс. И пусть «собаки лают» на караван из прошлого в будущее, груженный всем позитивным духовным наследством.

Условна современная перегородка между последователями Маркса и Ленина и их оппонентами. Весьма часто имеет место перемена флагов и возникает ситуация «свой среди чужих и чужой среди своих». Настоящие исследователи могут ошибаться, а апологеты только иногда правы.

Диалектическое мышление позволяет давать «развернутую истину» [102,Т.1,с.7], т. е. обеспечивать истинность самого исследования. «Истина - есть процесс» [88,Т.29,с.183]. Но истинный процесс исследования может быть только диалектическим, т. е. создавать «диалектически расчленённое целое» [102,Т.31,с.112].

Разработка системы категорий диалектического мышления должна быть такой, чтобы диалектическое мышление стало нормой понимания всех объектов. Такая разработка предполагает активизацию почти всех известных категорий познания, овладения ими. В результате овладевающий диалектическим мышлением должен усвоить много новых для него терминов, которые обычно не используют люди в повседневной жизни. Как не трудно такое восприятие новых слов, терминов, но без этого не может быть мышления вообще. На этот аспект развития новых теорий обращал внимание Энгельс в предисловии к «Капиталу» Маркса [102,Т.23,с.31-32].

Развитие диалектического мышления начинается со стереотипных рецептов диалектического метода, включает овладение операциями алгоритма диалектической логики и заканчивается творческой его формой.

Диалектическое мышление может стать действительностью только на основе интеграции методологических, методических, дидактических разработок. Более того, для ускорения овладения им народом необходима диалектизация информации всех средств передачи сведений, искусства, всей жизни.

Туфелька-инфузория не умирает, а каждый раз удваивается в неизменном качестве. Смена поколений - условие для духовного обновления, если этому соответствуют обстоятельства и люди становятся личностями. Историки духовной жизни могут ярко и неповторимо передать этот драматический аспект общественной жизни. Основой для такой интерпретации будут дихотомия добра и зла, мудрости и невежества и т. п. Назовем лишь один факт из истории русской культуры для иллюстрации. В становлении русской школы живописи особое значение имела духовная борьба «передвижников» за обновление: предшественники рисовали не хуже, но их произведения не соответствовали идее возрождения «русского духа», были во многом безыдейными. Бунтовщики победили и создали уникальное явление духовной жизни - реалистическую живопись ХIХ - ХХ века. Она и сегодня работает на общественный прогресс народа, имеет непреходящее значение.

Прогресс духовной жизни обеспечен большим числом самопожертвований энтузиастов, идейных людей. Все эти факты иллюстрируют необходимость борьбы за новое. Старое не уступает без боя и сегодня. Борьба за новое также тяжела, как это было и раньше. И значение этой борьбы не меньше, а, пожалуй, больше, чем ранее. На этом фоне надо познать старую, острую, драматичную, актуальную проблему интеллектуальной революции как давно назревшую необходимость качественного скачка интеллектуализации общественной жизни посредством её диалектизации - становлении нормой диалектического мышления. Диалектический ликбез - исходное для диалектизации всей жизни и интеллектуальной революции вообще.

«Взгляд, согласно которому будто бы идеями и представлениями людей созданы условия их жизни, а не наоборот, опровергается всей предшествующей историей, в которой до сих пор результаты всегда оказывались иными, чем те, каких желали, а в дальнейшем ходе в большинстве случаев даже противоположными тому, чего желали. Этот взгляд лишь в более или менее отдалённом будущем может стать соответствующим действительности, поскольку люди будут заранее знать необходимость изменения общественного строя (да будет так позволено сказать), вызванную изменением отношений, и пожелают этого изменения, прежде чем оно будет навязано им помимо их сознания и воли» [102,Т.20,с.639]. Эпоха социального творчества началась с идейности, воплотилась в реальную жизнь многих людей с Октябрьской революции, но и сегодня ей недостаёт диалектического интеллекта. Отсюда и ее крах в СССР.

Возможности интеллекта всегда ограничены. Поэтому всегда надо исходить из относительности интеллекта. «Фактически каждое мысленное отображение мировой системы остаётся ограниченным, объективно - историческими условиями, субъективно - физическими и духовными особенностями его автора» [102,Т.20,с.36]. Субъективность творчества не отрицает возможного наличия в продуктах его труда объективно-истинных элементов. Основами творчества могут быть все методы, накопленные обществом за предшествующий период времени, начиная с метода проб и ошибок.

Развитие мышления происходит по-разному и достигает различного уровня у субъектов. Можно развивать его прочтением всех исторических работ и, тем не менее, не быть способным мыслить. Можно вообще не читать исторических работ, а, тем не менее, освоить мышление и успешно его применять. Высшая форма мышления возникает тогда, когда забывают конкретные правила в качестве знаний и, тем не менее, фактически их применяют в мышлении. Так владеют грамматикой большинство образованных людей. Так надо развивать способность мышления [91,Т.2,с.236].

несознательно - сознательно - подсознательно

Только развитие диалектических способностей людей позволит им понимать друг друга, однозначно ставить цели, достигать единства совместных действий. Многие главные негативные явления реального социализма были порождены тем, что диалектика не перешла с уровня учения на уровень теории, а поэтому господствует полузнание диалектики, что опаснее её незнания. В результате этого нормой стала деструктивная диалектика, т. е. отсутствие диалектического мышления и господство эклектики.

Овладение диалектическим мышлением предполагает восприятие всех его категорий, типов мыслительных операций с ними. Когда говорят сейчас, например, «умножение», то каждый образованный человек воспринимает однозначно порядок мыслительных действий, который он должен выполнить. Аналогично надо овладеть всеми важнейшими элементами мыслительных действий, на основе которых происходит диалектическое понимание объектов. Для этого нужно иметь строгую, стройную систему понимания самого мышления, чего пока еще нет. Поэтому первоочередная задача овладения диалектическим мышлением состоит в том, чтобы создать систему категорий диалектического мышления, педагогически проэкспериментировать её с тем, чтобы затем рекомендовать её в качестве руководства к действию.

 

Система категорий диалектики

┌────────────┼───────────┐

создать ® познать ® применять

(исследователи) (педагоги) (практики)

Общество находится на первой стадии - создания системы категорий диалектического мышления. Предложенная работа - одна из гипотез. Концепцию диалектической логики необходимо совершенствовать по всем возможным направлениям представителями всех наук. Свой вклад в развитие диалектики должны внести и педагоги в процессе экспериментального обучения ей, апробируя её. Возможны не только количественные, но и качественные её изменения. Именно так развивалась математика и обучение ей, использование её. И иначе не может быть с иными формами интеллекта, в том числе логикой и диалектикой.

Не считаю данное пособие истиной в последней инстанции и буду признателен за критику. В отношении данной гипотезы следует использовать древний принцип:

 

"ПОДВЕРГАЙ ВСЁ СОМНЕНИЮ".

 

ЛИТЕРАТУРА

(Ссыл­ки на про­из­ве­де­ния Пла­то­на, Аристотеля, Библию

да­ны тра­ди­ци­он­но для этих работ - ука­за­но

про­из­ве­де­ние и но­мер фраг­мен­та текста).

 

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М. : Русский язык, 1975.

2. Ай­ван­хов О.М. Сек­су­аль­ная си­ла или кры­ла­тый Дра­кон. - М.: 1993.

3. Аль­бин. Учеб­ник пла­то­новс­кой фи­ло­со­фии /Пла­тон. Диа­ло­ги. - М.: Мысль. 1986.

4. Альтшулер Г.С. Алгоритм изобретений. - М.: Московский рабочий, 1973.

5. Анохин П.К. Системный механизм высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1975.

6. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969

7. А он и не думает отмирать // Знание - сила, 1976, №10.

8. Аристотель. Соч. в 4-х Т. - М.: Мысль, 1976.

9. Арлазаров М. История одного истребителя //Знание-сила, 1977, №8.

10. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. - М.: Госполитиздат, 1948.

10а. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт. 1991.

11. Биб­лейс­кая эн­ци­кло­пе­дия. В 2 Т. - М., 1991.

12. Библио­те­ка Фло­рен­тия Пав­лен­ко­ва. Био­гра­фи­че­ская Се­рия. Т. 9. - Че­ля­бинск.: Урал, 1995.

13. Большая советская энциклопедия. 2-е и 3-е изд. - М.

14. Боно Э. Рождение новой идеи /О нешаблонном мышлении. - М.: Прогресс, 1976.

15. Буш Г. Аналогия и техническое творчество. - Рига, 1981.

16. Буш Г. Диалогика и творчество. - Рига, 1985.

17. Бэ­кон Ф. Со­бр. Со­ч. В 2 Т. - М., 1978.

18. Ва­си­ль­е­ва Т.В. Пла­то­новс­кий во­прос се­го­дня и завтра. // Во­про­сы

фи­лосо­фии, 1993, №9.

19. Вартанян Э.А. Путешествие в слово. - М.: Просвещение, 1987

20. Веденев А.А. Моделирование элементов мышления. - М.: Наука,1988.

21. Величко А.В. и др. Лексика научной речи для студентов-иностранцев гуманитарного профиля. - М.: Русский язык, 1985.

22. Венинджер М. Модели многогранников. - М.: Мир, 1974.

23. Веселовский В.Н. Философское значение законов сохранения материи и движения. - М.: Мысль, 1964.

24. Взгляд Пла­то­на на на­уку фи­ло­со­фии. - СПб, 1837.

25. Вильямс Р., Маклин К. Компьютер в школе. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985.

26. Вип­пер Р.Ю. . Ис­то­рия древ­не­го ми­ра. - М., 1993.

27. Власова И.В. и др. Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука, 1989.

28. Волков А.А. Хабаров И.А. Шестая мировая загадка. - М.: Советская Россия. 1984.

29. Воспоминания о Марксе и Энгельсе. - М.: Политиздат, 1983.

30. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М. 1977.

31. Гадамер Х.Г. Истина и метод./ Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1988.

32. Гас­па­ров М.Л. За­ни­ма­те­ль­ная Гре­ция. - М., 1995.

33. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. // Соч. в 3 Т. М.: Мысль, 1975.

34. Гегель Г.В.Ф.// Соч. Т. IХ. - М. , 1935.

35. Гегель Г.В.Ф.// Соч. - М.: Мысль , 1972.

35а. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - М.: Мысль, 1998/

36. Гендин А.М. О предмете и методологических основах социалистической прогностики //Вопросы методологии истории науки. - Иркутск, 1973.

37. Гер­цен А.И.// Собрание со­ч. В 2 Т, Т. 1, - М., 1985.

38. Гетё. Фауст. - М.: Гос. изд-во лит-ры, 1955.

39. Глядков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. - М.: Наука, 1982.

40. Гусев О. Вместо кисти ... воздух //Правда, 18 января 1980.

41. Дай­са­ку Икэ­да. К двадцатилетию пер­во­го ви­зи­та в Россию. К ренессансу на­де­жды и ве­ры в со­су­ще­ство­ва­ние. ‑ М., 1994.

42. Дан­те А. Бо­же­ствен­ная ко­ме­дия. песнь 116, стро­ка 24. - Минск, 1987,

43. Декарт Р. //Соч. В 2 Т. - М.: Мысль, 1989.

44. Декарт Р. Избранные произведения. - М. 1950.

45. Диалектика в науках о природе и человеке //Труды III Всесоюзного совещания по философским вопросам естествознания. Человек, общество и природа в век НТР. - М.: Наука, 1983.

46. Диалектика отрицания отрицания. - М.: Политиздат, 1983.

47. Диалектика и научное познание / Ученые записки. Т.122. - Ташкент, 1974.

48. Диалектика и научное мышление. - М.: Наука, 1988.

49. Диалектический материализм /Под ред. А.П. Шептулина. - М.: Высшая школа, 1974.

50. Диалектическая логика /Серия 5 работ. - Алма-Ата.: Наука, 1986.

51. Дильс Г. Античная техника. - М-Л., 1934.

52. Дмитриев Г. История с транзистором //Техника - молодежи, 1989, № 3.

53.Единство и преемственность в преподавании общественных наук. - М. : Высшая школа, 1982.

54. Ермолаев В. Изобрели ... колесо // Правда, 1977, 17 августа.

55. Жариков Е. и др. Творчество в научном познании. - Минск , 1976.

56. Зайцев Ю.П. А всё-таки они не вертятся //Химия и жизнь, 1978, № 9.

57. Зна­ме­ни­тые гре­ки и рим­ля­не.//Сб./Ав­то­ры и со­ста­ви­тели

М.Н. Бот­вин­ник, М.Б. Ра­би­но­вич. - СПб., 1993.

58. Зяблов В. Бывают ли открытия случайными // Знание - сила, 1977, № 9.

59. Индуктивная логика и формирование научного знания. - М.: Наука, 1987.

60. История советской психологии труда. - М.: Изд-во моск. ун-та, 1983.

61. История диалектики. ХIV-ХVIIIв. в. - М.: Мысль, 1974.

62. Иль­ен­ков Э.В. Фи­ло­со­фия и ку­ль­ту­ра. - М.: По­ли­ти­здат, 1991.

63. Кант И.// Соч. В 6 Т. - М.: Мысль, 1963.

64. Кант И. Соч. В 8 Т. - М.: ЧОРО, 1994.

65. Карманов В. //Комсомольская правда. 1 сентября 1985.

66. Категориальные основы научного познания. - Куйбышев,1988.

67. Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. - М.,1983.

68. Кедров Б.М. Метод Маркса и единство современных наук // Марксизм и наша эпоха. - М.: Политиздат, 1986.

69. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязи естественных наук. - М.: Наука, 1967.

70. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания.

-М.: Госполитиздат, 1963.

71. Кедров Б.М. Классификация наук. - М.: Мысль, 1961.

72. Ключевский В.0. Соч. в 8-ми Т. - М.: Госполитиздат, 1956.

73. Клайн М. Математика. Утрата определённости. - М.: Мир, 1984.

74. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. О диалектическом и историческом материализме. - М.: Политиздат, 1984.

74а. Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. - М. : Наука, 1988.

75. Коз­лов А.А. Фи­ло­софс­кие этю­ды. - Ки­ев, 1880.

76. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 1-е и 2-е изд. - М.: Наука, 1975.

77. Конкин М.И. Закон отрицания. - М.: Изд-во моск. ун-та , 1960.

78. Краткие очерки истории философии. - М.: Соцэкгиз, 1960.

79. Крокодил, 1980, № 31.

80. Крупская Н.К. Воспоминания о Ленине. - М., 1957.

81. Ксе­но­фонт. Вос­по­ми­на­ния о Сократе. - СПб., 1876.

82. Ксе­но­фонт. Вос­по­ми­на­ние о Сократе. - М.: На­ука, 1993.

83. Кто есть кто в Ан­тич­ном ми­ре. - М., 1993.

84. Ку­кар­цев М.А., Ко­ло­мо­ец Е.Н. Ан­тич­ная фи­ло­со­фия. - Ива­но­во, 1996.

85. Кун Н.А. Ле­ген­ды и ми­фы древ­ней Гре­ции. - М., 1957.

86.Кэр­ролл Р. Па­ле­он­то­ло­гия и эво­лю­ция по­зво­ноч­ных. - М.: Мир, 1992.

87. Левин-Дорш А., Кунов Г. Первобытная техника. Госиздат, 1924.

88. Ле­нин В.И. //Пол. Со­бр. соч. - М., 1978.

89. Лихтенштейн Е.С., Михайлов А.И. Редактирование научной

технической литературы и информации. - М.: Высшая школа, 1974.

90. Логика и риторика. Хрестоматия. - Минск, 1997.

91. Локк Д. //Соч. В 3 Т.- М.: Мысль, 1988.

92. Ло­сев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Пла­тон. Аристотель. - М.: 1993.

93. Лу­ки­ан из Са­мо­са­ты. Из­бран­ная про­за. ‑ М.: Прав­да, 1991.

94. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высшая шкода, 1988.

95. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1988.

96. Пульс реформ. Юристы и политологи размышляют. - М.: Прогресс, 1989.

97. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М.: Мысль, 1979.

98. Ма­ре­ев С.Н. Встре­ча с фи­ло­со­фом Э.И. Иль­ен­ко­вым. - М., 1994.

99. Марков В.А. Проблемы сохранения. Современная наука. Философско-методологический анализ. - Рига, 1980.

100. Марков В.А. Диалектическая взаимосвязь категорий изменения и сохранения /Методологические вопросы современной науки в свете ленинских идей. - Рига, 1981.

101. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М. : Политиздат, 1956

102. Маркс К., Энгельс Ф.// Со­бр/ со­ч/, 2-t изд.

103. Мейен С. Мудрость науки и загадки жизни //Знание-сила. 1980, №12,

104. Мельников В.Н. Логические задачи. - Киев, Высшая школа, 1989.

105. Металогические исследования. - Тбилиси, 1985.

106. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение.1984.

107. Методика составления информационно-поисковых тезаурусов в научно-отраслевых отделах. - М.: ВИНИТИ, 1985.

108. Методические рекомендации по использованию "единого лексического минимума русского языка для национальных школ". - М.: НИИ преподавания русского языка в национальной школе, 1985.

109. Миллер Д.А., Джинди П.М. Как дети учат слова // В мире науки. 1987, №11.

110. Минто В. Индуктивная и дедуктивная логика. - СПб, 1902.

111. Ми­фо­ло­ги­че­ский словарь. - М., 1991.

112. Мон­тень М. Опыты. В 3‑х кн. ‑ М.: Го­лос. 1992.

113. Мохоря Е.П. Принцип сохранения и его исходное понятие. Методологические вопросы современной науки. - Кишинев, 1978.

114. Мохоря Е.П. Диалектика сохранения и изменения. - Кишинев, 1986.

115. Мышковский Я.И. Жилища разных эпох. - М.: Стройиздат, 1975.

116. Наука и жизнь, 1984, №2.

117. Нер­се­сянц В.С. Со­крат - М.: На­ука, 1984.

118. Обществоведение. 14-е изд. - М.: Политиздат, 1976.

119. Обухова В. О сущности и границах действия триадической формы отрицания отрицания. Автореферат к.ф.н. - Л., 1975.

120. Откройте словарь // Учительская газета, 1989, 31 января.

121. Первушин В.А. Вопросы метода экономической науки. - Новосибирск, 1973.

122. Пернацкий В.И. Материалистическая диалектика. Элементы и система. - Иваново, 1974.

123. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1989.

124. Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен и до наших дней. - М. : Наука, 1982.

125. Пир. Фи­ло­софс­кая по­эма люб­ви. Опыт по­эти­че­ско­го из­ложения ­

Пла­то­на Алек­сан­дра Не­ча­ева. - СПб, 1894.

126. Платон. Избранные диалоги. - М. 1965.

127. Пла­тон. Пир. Бе­се­да о люб­ви. /Пе­р. И.Д. Го­ро­дец­кого. - М.: Ди­ле­тант, 1908.

128. Пла­тон. //Полн. собр. соч. В 15 Т. -Пе­тер­бург, 1922.

129. Пла­тон.// Собр. соч. В 4 Т., Т.1. - М.: Мысль, 1990.

130. Платон.// Соч. В 3 Т. ‑ М. : Мысль, 1970.

131. Пла­тон. Диа­ло­ги. - М. : Мысль. 1986.

132. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984.

133. Плу­тарх. За­сто­ль­ные бе­се­ды. - Л. 1990.

134. Плу­тарх. Ал­ки­ви­ад. В кн.: Из­бран­ные жиз­не­опи­са­ния: В 3 Т, Т. 1. - М.: Прав­да, 1990.

135. Половинкин А.И. Законы строения и развития познания. - М.: Волгоград, 1985.

136. Попова С. Помощник хозяек // Знание - сила, 1984, №1.

137. Попова С. Карандаш. Так ли он прост? // Знание-сила, 1985, №7.

136. Пре­се А. Пир Пла­то­на. - СПб, 1904.

139. Прогностика. Общие понятия. Терминология. - М. 1977.

140. Психология: Учебник для техникумов физической культуры. -М., 1984.

141. Пушкин А.С. // Соч. в 3 Т. - М.: Худ/ лит, 1974.

142. Развитие материи как закономерный процесс. - Пермь, 1978.

143. Ракитов А.И. Историческое познание. - М., 1982.

143а. Рассел Б. История Западной философии. - М.: ИЛ., 1959.

144. Репин И. Избранные письма в двух томах. 1867-1930. - М.: Искусство, 1969.

145. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. - М. : Просвещение, 1989.

146. Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы его структуры //Вопросы философии. 1983, №2.

147. Свидерский В.И. О диалектике и структуре в объективном мире и в познании. - М.: Соцэкгиз, 1962.

148. Селье Г. От мечты к открытию. - М.: Прогресс, 1987.

149. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. - Л.: Наука, 1968.

150. Система: философская категория и реальность. - М.: Мысль, 1976.

151. Скрягин Л. Якоря. - М.: Транспорт, 1979.

152. Словарь иностранных слов. 15-е изд. - М.: Русский язык, 1988.

153. Сло­варь ан­тич­но­сти. Пе­р/ с не­м. - М.: Про­гресс, 1993.

154. Словарь иностранных слов. 15-е изд. - М.: Русский язык, 1988.

155. Словарь-справочник: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.

156. Слово о науке. - М.: Знание. 1978.

157. Собеседник. 1984, №10.

158. Советский энциклопедический словарь. - М. 1980.

159. Солнечные, лунные и звёздные часы. - М., 1988.

160. Столяров И. Совершенствование преподавания политической экономии //Экономические науки. 1978, №10.

161. Столяров И.А. Наука о развитии. - М. Политиздат, 1965.

162. Со­чи­не­ния Ксе­но­фон­та. В пя­ти вы­пус­ках. Вып. 5. - Ми­та­ва, 1880.

163. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998.

164. Ж. Де Сталь. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. - М. : Искусство, 1989.

165. Сухомлинский И.П. Избранные педагогические сочинения. - М: Педагогика, 1979.

166. «Суд над Сократом». Составитель А. Кургатников. - СПб. Алетейя. 1997.

167. Сэги И. Методы почвенной микробиологии. - М.: Колос, 1983.

168. Талызин Н. Мы сокращаем расстояния // Комсомольская правда, 1976, 5 апреля.

169. Техника и наука, 1985, М.

170. Тойн­би А.Д. По­сти­же­ние ис­то­рии. /Пер. с англ. - М. : Прогресс, 1991.­

171. Толстой Л.Н. Война и мир. - М.: Детгиз, 1956.

172. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М.: ВЛАДОС. Русский двор. 1997

173. Уайт­хед А.Н. Из­бран­ные ра­бо­ты по фи­ло­со­фии. - М. : Про­гресс. 1990.

174. Уёмов А.И. Аналогия в практике научного исследования. - М.: Наука, 1970.

175. Успенс­кий П.Д. Тер­ти­ум ор­га­нум. - СПб. 1922.

176. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 Т. - М.: Педагогика, 1989.

177. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1988.

178. Философская энциклопедия. - М.

179. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1972.

180. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. 1989.

181. Философия и жизнь //Вопросы философии, 1987, №8.

182. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1972.

183. Хо­лод­ковс­кий Н.А. Во­ль­ганг Ге­те. Его жизнь и ли­те­ра­тур­ная де­яте­ль­ность. - СПб., 1902.

184. Хайрулин Г.Т. О понятийном аппарате педагогики //Советская педагогика. 1991, №5.

185. Хрес­то­ма­тия по ис­то­рии за­ру­беж­ной пе­да­го­ги­ки. - М.: Просве­ще­ние. 1981.

186. Цицерон. Философские трактаты. - М.: Наука, 1985.

187. Челпанов Г.И. Учебник логики. 1946.

188. Черноушек М. Психология жизненной cреды. - М.: Мысль, 1989.

189. Чечельницкая Е.К. О двух подходах к объективному основанию систематизации категорий //Вопросы философии и социологии. - Л.: Изд-во ленингр. ун-та. 1971.

190. Чупин П.П. Философские основы методики и логики научного познания. - Свердловск. 1975.

191. Шпагин М. История конверта //Наука и жизнь, 1981, №1.

192. Шпагин М. По старинному рецепту //Наука и жизнь, 1981, №7.

193. Шпаковская Т. Д., Петров А.В. Маленькие секреты большой стирки. - М.: Химия, 1989.

194. Щербаков Ю.А. Диалектическое единство сохранения и изменения как способ существования материи: Автореферат к.ф.н. - Л., 1977.

195. Яковлев Б. Рисование как общеобразовательный предмет. - М., 1986.

195. Яскевич Я.С. В поисках идеала строго мышления. - Минск, 1989.

196. Яхот О. Очерк марксистской философии. - М.: Политиздат, 1968.

197. 225 лет Ака­де­мии ху­до­жеств СССР. Ка­та­лог вы­ставки: В 2 Т. - М.: 1985.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты