Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Откуда пришли шумеры




 

Сразу нужно сказать, что сколько-нибудь точ­ного ответа на этот вопрос мы не имеем. За сто­летний период развития шумерологии высказыва­лись самые различные гипотезы о родстве шумер­ского языка. Так, еще отец ассириологии Раулинсон в 1853 году, определяя язык изобретателей клино­писи, называл его «скифским или тюркским». Он именовал шумеров «вавилонскими скифами» и по­лагал, что самоназванием их было «аккадцы» (эту же ошибочную версию одновременно выдвинул и Ленорман). Некоторое время спустя Раулинсон уже был склонен сопоставлять шумерский язык с мон­гольским, но к концу жизни уверился в тюркской гипотезе. Основания для этого были следующие: во-первых, в шумерском и турецком к неизменяе­мому глагольному корню присоединяются с разных сторон префиксы и суффиксы; во-вторых, в обоих языках слово «бог» звучит похоже: шумер. дингир и тур. тэнгри. Что касается строя, то впоследствии выяснилось: шумерский и тюркский имеют одина­ковые морфологические особенности, но это никоим образом не свидетельствует об их родстве - про­сто они относятся к разряду агглютинативных язы­ков. Второй аргумент, вроде бы убедительный, не находит дальнейших подтверждений в языковой лек­сике: кроме слова «бог», других похожих слов в шумерском и турецком не имеется. Несмотря на не­убедительность шумеро-тюркского родства для лин­гвистов, эта идея все еще пользуется популярно­стью в тюркоязычных странах, в кругу лиц, заня­тых поисками знатных древних родственников.

После тюркских шумерский язык сравнивали с финно-угорскими (также агглютинативного строя), монгольским, индоевропейскими, малайско-полинезийскими, кавказскими, суданскими, сино-тибетски­ми языками. Последняя на сегодняшний день гипо­теза выдвинута И. М. Дьяконовым в 1997 году. По мнению петербургского ученого, шумерский язык может находиться в родстве с языками народов мунда, проживающих на северо-востоке полуострова Индостан и являющихся древнейшим доарийским субстратом индийского населения. Дьяконов обна­ружил общие для шумерского и мунда показатели местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа, общий показатель родительного падежа, а также не­которые сходные термины родства. Его предполо­жение может быть отчасти подтверждено сообще­ниями шумерских источников о контактах с землей Аратта - аналогичный населенный пункт упомина­ется и в древнеиндийских текстах ведического пе­риода.

Сами шумеры ничего о своем происхождении не говорят. Древнейшие космогонические фрагменты начинают историю мироздания с отдельных горо­дов, и всегда это тот город, где создавался текст (Лагаш), или священные культовые центры шуме­ров (Ниппур, Эреду). Тексты начала II тысячелетия называют в качестве места зарождения жизни ост­ров Дильмун (совр. Бахрейн), но составлены они как раз в эпоху активных торгово-политических кон­тактов с Дильмуном, поэтому в качестве историче­ского свидетельства их воспринимать не стоит. Ку­да серьезнее сведения, содержащиеся в древнейшем эпосе «Энмеркар и владыка Аратты». Здесь гово­рится о споре двух правителей за поселение в сво­ем городе богини Инанны. Оба правителя в равной степени почитают Инанну, но один живет на юге Двуречья, в шумерском городе Уруке, а другой - на востоке, в стране Аратта, славящейся своими искусными мастерами. Притом оба правителя носят шумерские имена - Энмеркар и Энсухкешданна. Не говорят ли эти факты о восточном, ирано-ин­дийском (конечно, доарийском) происхождении шу­меров? Еще одно свидетельство эпоса: ниппурский бог Нинурта, сражаясь на Иранском нагорье с некими чудищами, стремящимися узурпировать шу­мерский престол, называет их «дети Ана», а между тем хорошо известно, что Ан - самый почтенный и старый бог шумеров, и, стало быть, Нинурта со­стоит со своими противниками в родстве. Таким об­разом, эпические тексты позволяют определить ес­ли не сам район происхождения шумеров, то, по крайней мере, восточное, ирано-индийское направ­ление миграции шумеров в Южное Двуречье.

Уже к середине III тысячелетия, когда создают­ся первые космогонические тексты, шумеры начисто забыли о своем происхождении и даже о своем отличии от остальных жителей Двуречья. Сами они называли себя санг-нгиг - «черноголовые», но точ­но так же именовали себя на своем языке и месопотамские семиты. Если шумер хотел подчеркнуть свое происхождение, он называл себя «сыном тако­го-то города», то есть свободным гражданином го­рода. Если он хотел противопоставить свою страну чужим странам, то ее он называл словомкалам (этимология неизвестна, пишется знаком «народ»), а чужую — словом кур («гора, загробный мир»). Таким образом, национальная принадлежность в самоопределении человека в то время отсутствова­ла; важна была принадлежность территориальная, которая зачастую объединяла происхождение чело­века с его социальным статусом.

Откуда же, спросите вы, в таком случае взялось слово «Шумер» и по какому праву мы именуем на­род шумерами? Подобно большинству вопросов в шумерологии, этот остается открытым и по сей день. Как мы уже знаем, несемитский народ Месопотамии был назван так своим первооткрывателем Ю. Оппертом на основании ассирийских царских надпи­сей, в которых северная часть страны названа «Ак­кад», а южная «Шумер». Опперт знал, что на севе­ре жили, в основном, семиты, а их центром был го­род Аккад, - значит, на юге должны были жить люди несемитского происхождения, и именоваться они должны шумерами. И он отождествил название территории с самоназванием народа. Как выяснилось впоследствии, это оказалось неверно. Что же каса­ется слова «Шумер», то существует несколько вер­сий его происхождения. Согласно гипотезе А. Фалькенштейна, слово это является фонетически изме­ненным топонимом Ки-эн-ги(р) - названием местности, в которой находился храм общешумерско­го бога Энлиля. Впоследствии название топонима распространилось на южную и центральную часть Двуречья и уже в эпоху Аккада в устах семитских правителей Двуречья исказилось до Шу-ме-ру (впер­вые в надписи Римуша). Датский шумеролог А. Вестенхольц предлагает понимать «Шумер» как иска­жение словосочетания ки-эме-гир15 — «земля бла­городного языка» (так называли свой язык сами шумеры). Существуют и иные, менее убедительные гипотезы. Таким образом, наше именование несе­митского населения Южного Двуречья «шумеры», идущее от Опперта, является в значительной сте­пени условным, поскольку основано на ложном ото­ждествлении названия этноса и названия населяе­мого им ландшафта. Тем не менее, оно является единственно возможным ввиду того, что сам этот народ никак не выделял себя из среды других оби­тателей Двуречья.

В российской ассириологической литературе можно встретить варианты «Сумир», «сумерийцы», «шумерийцы», но наиболее прижилось одинаковое именование территории, народа и страны - «Шу­мер» и «шумеры». Этого именования мы и будем придерживаться далее.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты