Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Теория Мальтуса и неомальтузианство.




Т.Р. Мальтус (1766-1834), известный английский экономист, священник, прославился своими работами в области демографии. Именем Мальтуса названа социально-экономическая теория - мальтузианство - широко распространившаяся в общественной мысли, особенно в политической экономии конца девятнадцатого века.

Наиболее известная работа Т.Мальтуса - “Опыт о законе народонаселения...” вышла в 1798 году. В этой работе Мальтус предпринял попытку объяснить противоречия общественного развития не социальными условиями, а “вечными” законами природы. Понимая биологически факторы как решающие в процессе воспроизводства населения, Мальтус сформулировал “естественный закон”, согласно которому, население Земли растет очень быстро - по законам геометрической прогрессии, тогда как производство продовольствия и других средств существования развиваются значительно медленнее - по законам арифметической прогрессии. По его мнению, это связано с так называемым законом убывающей производительности последовательных затрат, что, например, для земледелия оборачивается “законом убывающего плодородия почвы”. От роста населения зависит состояние общества, а этот рост, в свою очередь, определяет биологическими законами размножения. Таким образом, согласно Мальтусу и его последователям, жизнедеятельность и развитие общества оказывается подчиненным биологическим законам.

Центральным понятием мальтузианской теории общества является понятие народонаселения. Народонаселение - совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей: человечество в целом; групп стран; отдельных стран; различных региональных подразделений внутри этих стран вплоть до конкретных поселений. В социологическом плане народонаселение, его рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни общества. В экономической теории народонаселение понимается как источник трудовых ресурсов и субъект потребления. Для демографии народонаселение - это совокупность поколений людей, различающихся по численности, возрасту и полу. В демогеографии под народонаселением понимают совокупность тех же людей, расселенных и мигрирующих в пределах определенной территории.

Для того чтобы понять какую роль играет народонаселение, его прирост, темпы роста в социально - экономической реальности необходимо обратиться к конкретно-историческому анализу динамики народонаселения Земли. Рассмотрим некоторые факты. В настоящее время, население Земли превысило 5 миллиардов человек и продолжает стремительно расти. Чтобы представить себе, каковы темпы этого роста, укажем, что в начале эпохи раннего палеолита численность населения Земли равнялась примерно 100-200 тысяч человек, к началу позднего палеолита население достигло примерно 1 миллиона человек, к началу неолита - 10 миллионов, а к его концу - 50 миллионов. Увеличение темпов роста народонаселения связано с переходом от первого культурно-хозяйственного типа - охота, собирательство, рыболовство (так называемый, присваивающий тип хозяйствования) - к земледелию. Анализ археологических данных показывает, что прирост численности предков человека и первых людей в период становления общества был очень медленным. Он сдерживался суровыми естественными условиями и низким уровнем развития производительных сил. Ускорение роста народонаселения наблюдалось каждый раз при переходе к более прогрессивному типу хозяйствования. Так, переход от каменных орудий к металлическим, от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию сопровождался скачками в росте населения Земли.

К началу нашей эры численность населения Земли уже составляла 230 миллионов человек, а к началу 19 века - 1 миллиард человек. К 1930 году эта цифра возросла до 2 миллиардов человек, к 1961 - до 3 миллиардов, к 1976 - до 4 миллиардов человек. Темпы роста населения Земли непрерывно увеличиваются, достигнув в начале 70-х годов двадцатого столетия 2% в год, что дало основания говорить о “демографическом взрыве”. Эта тенденция прогрессирующего роста народонаселения и была замечена Т.Мальтусом в конце восемнадцатого века, послужив основой и импульсом создания его теории.

Мальтус утверждал, что, несмотря на “естественное” регулирование численности населения посредством таких факторов, как голод, войны, эпидемии, человечество неизбежно столкнется с наступающим “абсолютным перенаселением”. Обосновывая необходимость борьбы с этим негативным явлением, Мальтус настаивал на регламентации браков и регулировании рождаемости. При этом в его теории игнорируется естественная потребность в детях и содержится призыв к ограничению рождаемости независимо от объективных обстоятельств, которыми определяется интенсивность данного процесса. В начале 19 века сознательное ограничение числа детей охватывало лишь около одного процента всех семейных пар, к началу 20 века - 8%, к середине - 25% и в 70-начале 80-х годов - около 45%.

Классическое мальтузианство и неомальтузианство

Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о “тщетности” усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.

В двадцатом веке ввиду обнаруженной несостоятельности “арифметической прогрессии” Мальтуса (объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем темпы роста населения) У.Томпсон (США), Г.Ражо (Франция), Э.Ист (США), К.Вит-Кнудсен (Дания) и некоторые другие, стремясь отстоять основные идеи классического мальтузианства, пытались показать, что теория Мальтуса не сводится лишь к “прогрессиям”, что главным тезисом мальтузианства выступает именно “природный” характер демографического развития.

Представители классического мальтузианства второй половины двадцатого века У.Фогт (США) в книге “Люди! Призываю к спасению” (1960) и Г.Бутуль (Франция) в книге “Перенаселенность” (1964) и “Отсроченное детоубийство” (1970) видят единственную для людей возможность выхода из общецивилизационного “кризиса населения” в скорейших мерах по сокращению рождаемости, а также выступают с призывом против индустриализации и социального преобразования сельского хозяйства развивающихся стран. Г.Тейлор (США), сделав предметом рассмотрения “естественные” препятствия к росту народонаселения приходит к выводу, что среди этих факторов уже отнюдь не “традиционные” средства - войны, голод, эпидемии. Сегодня акцент сместился в сторону стремительного разрушения окружающей среды вследствие колоссально возросшего антропогенного давления на нее. Речь идет о “механизме обратной связи” в силу и с помощью которого природа как бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение.

Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку “примирить” биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, “революционное зерно” мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о “половом влечении”, отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.

Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией, в своих практических рекомендациях это течение выделяет в первую очередь биологическую сферу воспроизводства человеческого рода и отодвигает на задний план как незначимые мероприятия по преобразованию, повышению эффективности экономики, подъему уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей. Ведущие современные демографы США оценивают воздействие именно на биологический механизм рождаемости, как “основной элемент" стратегических программ по отношению к народонаселению мира, на деле игнорируя необходимые общественные, экономические преобразования.

13. Теория « демографического перехода»

Несмотря на остроту мировой демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. Что же произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода, предложенная еще в 1945 г. западным демографом Ф. Ноутстойном. В соответствии с ней уровень рождаемости и смертности в целом обусловлен не биологическими, а социальными условиями. Демографический переход означает процесс последовательных изменений рождаемости, смертности и естественного прироста населения по мере социально - экономического развития стран. Несколько упрощая вопрос, можно сказать, что, согласно этой теории, перенаселенность — это функция нищеты. Даже в наиболее консервативных исламских обществах (например, в некоторых разбогатевших нефтеэкспортирующих странах Ближнего Востока) женщины, «приобщившись к цивилизации и роскоши», не желают больше иметь много детей, ибо многодетные семьи как бы автоматически понижают их статус в обществе, мешают им сесть за руль автомобиля и т. д.

Демографический переход включает четыре отдельные фазы

Фаза 1. Высокие показатели рождаемости и смертности, что делает численность населения практически стабильной. Подобная ситуация возможна при очень слабом развитии медицины.

Фаза 2. Общество научилось контролировать заболевания, приводившие к слишком высокой смертности. Она резко снизилась, но рождаемость осталась высокой, что вызвало быстрый рост населения.

Фаза 3. Социальноэкономические преобразования в мире приводят к общему снижению рождаемости. В конце этой фазы численность населения вновь стабилизируется, поскольку снижение детской смертности компенсируется низкой рождаемостью.

Фаза 4. Низкие коэффициенты рождаемости и смертности обусловливают практически неизменный уровень населения планеты.

Анализ демографической действительности в странах современного мира показывает, что высокоразвитые страны в настоящее время приближаются к концу третьей фазы, в то время как развивающиеся находятся в лучшем случае на начальных стадиях этой фазы, в худшем — в конце второй фазы (некоторые страны Тропической Африки).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 358; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты