Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Эразм о воспитании и образовании




Эразм считал значимым вопрос раннего развития ребенка. Задача родителей, по его мнению, состоит в том, чтобы следить за развитием ребенка, потому как многие физические и психические отклонения можно легко устранить с помощью верного питания и ухода. Обучая ребенка, необходимо дать ему научное образование и начинать обучение с трех лет. Маленький ребенок очень восприимчив к языкам, поэтому начинать следует с них. Обучение должно проходить в виде игры. Тренировка памяти очень важна при обучении и ей следует уделять особое внимание, так как это повлияет на дальнейшие успехи воспитанника.

Эразм Роттердамский был резко против школьного воспитания, он предпочитал ему воспитание в семье. Ребенок имеет право воспитываться и родителями, и государством. Детство вне воспитания — это преступление.

С 1518 по 1533 Эразм Роттердамский работал над своим главным этико-педагогическим сочинением «Разговоры запросто». Этот труд состоит из диалогов, в котором образование рассматривается как процесс, связанный с формированием нравственной личности. Еще при жизни Эразма этот труд удостоился особой популярности. В 1559 году книга оказалась в папском «Списке запрещенных книг».

Прижизненных изданий книги насчитывалось около сотни, а затем, в течение двух с половиной веков, она использовалась всеми школьниками Европы и других стран. Книга также служила и любимым развлекательным чтением для взрослых. В ней Эразм высмеивает католическое духовенство, схоластику, формализм в обучении. В диалогах изображаются жадные клирики, которые заняты поисками богатых приходов, «толстобрюхие обжоры» – монахи, предающиеся пьянству и разврату. В начале XX в. в Англии « Разговоры запросто» выходили в виде учебника, приспособленного для нужд современной школы.

В диалоге «Внушение наставника» изображается разговор мальчика и его наставника. Наставник упрекает своего ученика, что он очень плохо воспитан. «Можно подумать, что ты родился не при дворе, а на дворе, - на скотном дворе, я имею ввиду, - до того скверно ты воспитан»[98]. Если у мальчика хорошее происхождение, то ему подобают и хорошие манеры. При разговоре с уважаемым человеком, мальчик должен стоять прямо с веселым и, вместе с тем скромным лицом. Взгляд должен быть робким и устремленным на собеседника. Руки и ноги должны быть неподвижны. Воспитанный мальчик не должен размахивать руками, топтаться на месте. Платье должно выглядеть пристойно. Все вместе должно производить впечатление врожденной скромности и застенчивости. Далее в диалоге мальчик пытается попробовать реализовать эти наставления. Наставник сначала говорит, что все еще «худо», потом постепенно у мальчика все начинает получаться. Наставник продолжает свои поучения. Лучше помалкивать и много не говорить. Слушать необходимо внимательно и не быть рассеянным. На вопросы нужно отвечать кратко и вразумительно. При разговоре нужно как можно чаще повторять титул собеседника и время от времени кланяться, особенно после того, как закончен ответ. Уходя, лучше попросить извинения, но лучше дождаться, когда отпустят. «Когда говоришь, не торопись, не запинайся, не бормочи, но произноси слова отчетливо, ясно, членораздельно»[99]. Проходя мимо уважаемого человека, например, мимо городского правителя, доктора, и вообще кого-то из старших, нужно не забыть снять шляпу и преклонить колено. То же самое необходимо делать, проходя мимо храма или изображения креста. Сидя за столом, мальчик должен быть весел, но вести себя прилично, постоянно помня, что подобает его возрасту, а что нет. «Руку к блюду протягивай самым последним. Если предлагают пышное угощение, скромно откажись; если настаивают – прими и благодари»[100]. Брать надо небольшую порцию и пить тоже умеренно. Но если даже пить совсем не хочется, лучше все равно немного отпить. При беседе нужно улыбаться, но не заговаривать первым. С бедными товарищами нужно быть приветливым. «Никого не старайся унизить, ни перед кем ни выставляйся, своим не хвастайся, чужим не пренебрегай»[101]. Соблюдая эти правила, мальчика всегда будут хвалить и никто не позавидует. Всегда нужно помнить о времени и не засиживаться за столом. Если пир затягивается, то лучше извиниться и уйти.

В первой части диалога «Перед школою» идет разговор между двумя учениками Сильвием и Иоганном. Иоганн спешит в школу, несмотря на то, что до начала урока еще много времени. Он очень боится своего учителя, который за любую провинность бьет своих учеников. Сильвий говорит, что учителя не будет в школе, вместо него будет Корнелий, но и тот не лучше. Этим диалогом Эразм Роттердамский пытается показать вред и неправильность телесных наказаний. Они не помогут ученику что-то запомнить, он наоборот будет бояться своего учителя, и все знания будут вылетать из его головы от страха. «Успокойся, соберись с духом. Страх отшибает память»[102].

В другом диалоге «Аббат и образованная дама» изображается разговор аббата Антрония и Магдалии. Аббат, посетивший даму, видит в убранстве ее дома много книг. Он говорит ей, что это неприлично и для девицы, и для замужней дамы. Магдалия очень удивляется, когда аббат говорит, что у женщины должны быть только французские книги для развлечения. Греческие и латинские книги дамам читать не подобает. У женщин и так немного ума, а от книг его становится еще меньше. Нужно вести приятную жизнь, не заботясь о мудрости, ведь мудрость совсем не женское дело. Антроний говорит, что образование не стоит таких трудов, так как все равно умирать, лучше жить в веселье и ни о чем не заботиться. В этом диалоге заметно, что Эразм показывает аббата глупым и невежественным, который заботится только о том, чтобы приятно провести время. Священников он часто описывает как ленивых и невежественных людей, не желающих заниматься самообразованием и не дающих это делать окружающим. Антроний запрещает своим монахам учиться, потому что они перестают его слушаться и у них появляются свои мысли. Антроний считает, что мудрость не главное в жизни и ее не заберешь с тобой на тот свет. Также в этом тексте поднимается проблема женского образования. Эразм Роттердамский призывал давать женщинам образование, но в эпоху Ренессанса это не было распространенным явлением. Тем самым он показывал невежественность общества и его нежелание меняться к лучшему. «Надо приучаться к лучшему, и то, что было диковиной, войдет в обычай, что было горько, станет приятно, что казалось непристойным, станет пристойным»[103].

Диалог «Искусство запоминания» это рассуждение о трудности запоминания. В диалоге Эразмий спрашивает у Дезидерия о некоем искусстве запоминания, которое позволяет освоить все науки за 14 дней. Дезидерий не верит этому и говорит, что труд не должен быть в тягость, потому как приобретается такая ценность, как знания. Нужно в первую очередь убедить себя полюбить знания и восхищаться ими. Затем нужно приучать ум к сосредоточенности, к тому, чтобы «находить удовольствие прежде всего в полезном, а не в приятном»[104]. Все, что является достойным, поначалу сопряжено с трудностями, но они сменяются привычкой. Эразмий рассказывает, что усваивает знания быстро, но они быстро вылетают из головы. Дезидерий отвечает, что подобную проблему можно решить, если быть усердным и стараться вникать в смысл того, что изучаешь. В заключение Дезидерий говорит, что искусство запоминания – это старательность, любовь и усердие.

В дальнейшем мы можем видеть, как правила воспитания и образования, выработанные Эразмом Роттердамским, будут использованы педагогике Джоном Локком. В его педагогических воззрениях можно выделить несколько идей, имеющих определенно сходство с теми, которые ранее были высказаны Эразмом Роттердамским. Локк, как и Эразм, считал, что школьное образование неприемлемо, и джентльмен должен воспитываться дома. Как и Эразм, он придавал большое значение физическому воспитанию, полагая, что необходимо с раннего детства закалять ребенка и добиваться того, чтобы он легко мог переносить усталость и разные невзгоды. Как Эразм и Монтень, Локк призывает не применять грубости и насилия. Различие состоит в том, что Локк допускал телесные наказания в случае упорного непослушания.

Также Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера ребенка.

Многие взгляды Локка являлись реформаторскими для своего времени, и он высказывался против существующих школьных программ и критиковал методы обучения. Он обвинял современные ему школы в том, что они дают мертвые, непонятные знания только с целью тренировки разума, что они стали непроницаемы для новых веяний. В «Мыслях о воспитании» он критикует формальное образование, полученное им самим и господствовавшее во всех латинских школах Англии того времени.

Локк подчеркивал необходимость изучения детской психологии, что является частью современного отношения к проблемам воспитания и начального образования. Таким образом, традиции гуманистического воспитания, идущие от Эразма Роттердамского, развитые в трудах Дж. Локка, могут быть по достоинству оценены не только в своем сугубо историческом значении, но и имеют значение для современной педагогической системы.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты