Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Жак Балле




К сверхъестественному можно относиться по-разному: безапелляционно отрицать или бездумно принимать. У меня — свое отношение. Это слово я разделяю на «сверх» и «естественное». То есть я вижу здесь элемент: «сверх» того, что просто естественно, и для меня все встает на свои места. Естественное же существует, не вызывая ни у кого сомнения, а «сверх» того, что существует, требует внимательных исследований и соответствующих объяснений. При отсутствии объяснения, вытекающего из фактов, лучше оставить вопрос открытым, нежели сделать вид, что не существует и самих фактов. Только и всего.

Есть и другой подход к сверхъестественному — мистический, оккультный, ничего не объясняющий, требующий веры в таинственные силы, природу которых рационально осмыслить невозможно. Те, кому импонирует мистика, обычно склонны приукрашивать и перевирать все, что им удалось увидеть или услышать из области «сверхъестественного». Такой подход никому пользы не принесет: факты остаются нерасследованными, а очевидцы (из мистически настроенных) как бы блуждают в наркотическом тумане.

Сторонники трезвого, практического подхода к сверхъестественным явлениям стоят за беспристрастную регистрацию имевшихся фактов и за попытки их рационального объяснения. Это и моя позиция. Сказанное можно проиллюстрировать следующими примерами. Некоторые артисты оригинального жанра (как сейчас именуют людей, демонстрирующих на эстраде феноменальную зрительную и слуховую память, гипноз, телекинез, идеомоторные манипуляции с добровольцами из зрителей, хождение по раскаленным углям, явления каталепсии и т. п.) зарабатывают хлеб свой насущный демонстрацией того, что большинство зрителей относит к сверхъестественному, то есть к тому, что находится «сверх» их (зрителей) возможностей. И это верно. Повторить увиденное зрители не могут, но часто не потому, что им этого не дано, а потому, что они этого не пробовали и пробовать не собираются. Таким образом, показываемое «сверхъестественное» так и остается зрелищным развлекательством публики.

Представим себе, что артист оригинального жанра демонстрирует публике телекинез: перемещает предметы на плоскости без прикосновения к ним. Предметы, повинуясь какой-то силе, начинают двигаться, разбегаясь или сбегаясь. Несколько зрителей, приглашенных на сцену, пытаются обнаружить, в чем фокус, занимаются поисками тонких нитей или спрятанного магнита — иначе говоря, разыскивают незамысловатый реквизит фокусника. Но ничего этого нет! Налицо сверхъестественное (пока что) явление — телекинез, о котором не столько спорят, сколько просто отрицают.

Пример второй. Артист все того же оригинального жанра снимает обувь, показывает зрителям свои ничем не защищенные пятки и начинает прогуливаться по раскаленным углям, пританцовывая и улыбаясь. Причем мы видим на сцене одного артиста, но на нашей планете есть целые племена, обладающие этой «сверхъестественной» способностью! Что это? Повторение подвига Гая Муция Сцеволы, который, если верить античному преданию, сам опустил правую руку в огонь, желая показать презрение к боли и смерти? Вовсе нет. Вопрос о презрении к боли и смерти не стоит. Так что же доказывает артист (или, например, жители острова Фиджи), прогуливаясь по пылающим углям, а то и раскаленным листам железа? Уж никак не силу воли, подавляющую боль. Ноги ведь целы, никаких следов ожогов...

Писательница Л. Шапошникова, много путешествовавшая по Индии, рассказывала, что она не поленилась осмотреть несколько десятков стоп огнепроходцев и не обнаружила ни малейших травм. Что это? Чудо сверхъестественное?

Сверхъестественно для большинства, но вполне естественно для некоторых умеющих применять особый психонастрой, нечто вроде экстаза неповреждаемости, при котором организм генерирует загадочный теплоизоляционный слой, надежно изолирующий ткани ступни от испепеляющего жара. Л. Шапошникова рассказывала, что после танца огне-проходцев на освободившуюся огненную дорожку бросали горючие предметы: ветки, сигареты, платки и т. п. И все они начинали немедленно гореть.

Теперь вернемся к телекинезу. Исходя из моих наблюдений, самое правдоподобное объяснение — это проявление действия силового статического электричества, генерируемого руками артиста. И в самом деле, если руки артиста (оригинального жанра) предварительно окунуть в воду или просто смочить (а такой эксперимент проводился), то эффект телекинеза исчезает. Я отнюдь не исключаю какого-либо иного объяснения, я просто его не вижу. Важно другое: способность к телекинезу сверхъестественна для большинства людей, но естественна для некоторых. Я не буду называть фамилий — они достаточно хорошо известны любознательным читателям.

Итак, если посмотреть на телекинез и огнепроходство не с точки зрения зрителя, а с позиции инженера, то не возникает ли чего-то иного, кроме удивления виденным? Представим себе, что мы именно такие зрители, имеющие соответствующую техническую и теоретическую подготовку плюс любознательность. Не является ли коронный номер телекинеза — «подвешивание» предмета между ладонями (пачка сигарет, шарик для настольного тенниса) — ключом к разгадке тайны гравитации, который дает нам возможность генерировать руками некое поле, нейтрализующее земное притяжение? Что же требуется для изучения этого феномена, кроме невооруженной наблюдательности? Требуется наблюдательность, вооруженная приборами. А результат может быть самый неожиданный.

При хождении по огню (по раскаленным углям, камням, металлу) наблюдательность также нуждается в приборах. Отчего бы с согласия огнепроходцев не прикрепить к их «несгораемым» пяткам специально подобранные термодатчики, которые не мешали бы ходьбе и давали сведения о том, что происходит на самом деле и что представляет собой этот биотермослой, надежно предохраняющий ступню от температуры, пригодной для хорошего шашлыка? Такое исследование могло бы привести к созданию принципиально нового подхода к решению проблемы теплозащиты и теплоизоляции. И ведь для этого так мало нужно — всего лишь не эстрадный, а инженерный подход к «сверхъестественным» явлениям, к так называемым феноменальным возможностям человеческого организма.

Пока же этого серьезного подхода нет, а есть афиши, оповещающие граждан, что там-то и тем-то демонстрируются «психологические опыты». Приходите развлекаться!

Попытаемся представить себе некоего усредненного человека, не проявляющего каких-либо отклонений от своей усредненности. Может ли подобный человек с нормальной психикой и приличным состоянием здоровья выявить у себя какие-то необычные способности, скрытые возможности своего организма? Оказывается, может. Лучшим доказательством тому служат примеры.

Ныне выступающего артиста оригинального жанра В. А. я знаю несколько лет. Познакомились мы еще до того момента, когда его фамилия появилась на афишах госэстрады. В свое время он, как, впрочем, и большинство наших граждан, восторгался талантом Вольфа Мессинга, его умением улавливать желания и мысли зрителей. Наиболее сложные номера программы оставляли у зрителей уверенность в том, что телепатия (то есть передача мысли) все же существует, несмотря на множество опровержений со стороны как официальной науки, так и представителей прессы, солидаризирующихся с мнениями авторитетов.

Так вот, этот самый В. А. вознамерился повторить все, что делал Вольф Мессинг и что казалось зрителям сверхъестественным. И что же? Повторил. Хотя и не обрел того очарования таинственности, которым обладал покойный Вольф Григорьевич. Сейчас в программе В. А. так и записано: психологические опыты.

Далее. Тот же любознательный В. А., прочитав про фиджийских и болгарских огнепроходцев, вознамерился походить по раскаленным углям. И что же? Пошел, предварительно психологически подготовившись к этому. А подготовка, по его словам, заключалась всего лишь в одном — в создании в себе непоколебимой уверенности в том, что он пройдет по ним и при этом не обожжет пяток.

В. А. видел, как и все любознательные граждане, фрагменты фильмов о разной разности в части необыкновенных возможностей человека, о телекинезе, умении «видеть» ладонями, способностях факиров и йогов Индии ложиться голым телом на гвозди и осколки стекла. В. А. решил попробовать в качестве ложа разбиваемые на глазах зрителей бутылки. Получилось. И в этом случае понадобился самонастрой, обеспечивающий максимальное расслабление мышщ, что и гарантировало неповреждаемость кожи спины, которой он ложился на битое стекло, да еще с нагрузкой из двух человек, встававших ему на грудь. Решил попробовать и телекинез, потер руки, настроился и — о чудо! По столу покатились карандаш, пробки, спички и т. п.

Освоил В. А. и гипноз и теперь может запросто вводить добровольцев-зрителей в каталептическое состояние, при котором их тела не прогибаются, находясь в горизонтальном положении и имея точками опоры лишь затылок и лодыжки ног.

Сказанное о В. А., намеренно развившем в себе такие необычные (сверхъестественные) возможности, иллюстрирует утверждение о том, что большинство человечества живет и доживает свою жизнь, будучи уверенным в отсутствии у себя таких возможностей, потому что их и быть не может. А зря! Чем больше любознательных экспериментаторов, тем больше статистически устойчивых фактов проявления феноменов, а это — поле для жнивья представителям науки, готовым сколь угодно долго ждать доказательств, преподносимых любителями-экспериментаторами.

Из интересных экспериментов гипнолога Р. следует, что его пациенты под воздействием гипнотического внушения могут серьезно улучшить свои показатели в живописи и музыке. Здесь уже мы имеем дело с воздействием извне.

Но если уж вести разговор по большому счету, то необходимо признать, что с талантом надо родиться, так же как и со способностями к тому или иному делу, поскольку построить солидное здание можно только на фундаменте своей наследственности. Однако сказанное не должно обескураживать ищущих. А вдруг такой фундамент у абитуриентов в Институт сверхъестественного заложен? Надо пробовать свои силы. Кто знает, какой фактор воздействия на человека может сыграть решающую роль! Например, самочувствие человека явно зависит от нюансов погоды. Кто сказал, что человек никогда не подберет более действенных средств для пробуждения своих скрытых возможностей?

Надеясь привлечь к экспериментам со сверхъестественным свежие силы и выполняя многочисленные пожелания моих друзей, я хочу поделиться (и наиподробнейше) всеми своими «секретами» вторжения в мир неведомого и рассказать о «сверхъестественном», с которым мне пришлось встретиться и которое, я твердо верю, превратится со временем в просто естественное. Должен повторить, что и мне, исполнителю того, о чем пойдет речь дальше, подчас не хватает ни фантазии, ни точки опоры для подбора объяснений некоторым наблюдающимся явлениям. Льщу себя надеждой, что мои опыты и рассказы о них поведут ищущих по тропам в неведомое, в несусветную реальность.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты