Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Государство. Предыстория Египетского государства относится к 5–4 тысячелетиям до н.э




Предыстория Египетского государства относится к 5–4 тысячелетиям до н.э. Первоначально в долине и дельте складываются номы – территориальные общины, связанные с местными ирригационными сис­темами. Ном состоял из нескольких поселков, объединенных вокруг укреп­ленного города, в котором находился храм бога-покровителя и резиденция правителя-первосвященника. Затем, согласно преданию, 22 нома долины и 20 номов дельты объединились в два больших государства – Верхний и Нижний Еги­пет. Вероятно, эти государства, соперничая и враждуя, существовали рядом около тысячи лет, пока царь Верхнего Египта Мина не подчинил себе дельту. Около XXX в. до н.э. страна объединилась под властью одного царя, ставшего основателем первой династии фараонов. С этого полу­легендарного события начинается история Египетского государства. За­вершается она с падением последней, ХХХ династии в 4 в. до н.э. Некото­рые историки связывают конец египетской государственности с завоева­нием страны персами в 525 г. до н.э.

Тип государственности, получивший название «восточная деспотия», принял в Египте классическую форму.

Египет нуждался в сильной государственной власти: сооружение оросительной системы и поддержа­ние ее в рабочем состоянии требовало соединенных усилий тысяч, десят­ков и сотен тысяч людей по всей стране.Государство взяло на себя (не могло не взять в силу природных условий этой цивилизации!) организацию хозяйственной жизни. Исторический опыт говорил египтянину: слабое госу­дарство – это кризис оросительных систем, голод, жестокие внутренние смуты и вторжения иноземцев.

Пирамиду государственной власти венчала священная фигура царя. Веруя в магическую силу слова, которым можно причинить вред человеку, египтяне никогда не произносили личное имя своего монарха, иносказа­тельно именуя его фараоном, что значит «великий дом». Фараон носил ряд громких титулов: око Гора, избранник Солнца, царь Верхнего и Нижнего Египта, Золотой Орел, Сильный Правдой. По представлениям египтян он рождался от солнечного бога Ра, во время правления был живым воплоще­нием бога Гора, а после смерти становился богом Осирисом. Он стоял на грани мира людей и мира богов, все жертвоприношения в больших и ма­лых храмах страны свершались от его имени. Вопреки обычаям своего на­рода, цари женились на родных и единокровных сестрах, имели гаремы. Безграничная власть ко многому обязывала: подданные видели в фараоне блюстителя Маат – правды, справедливости и порядка. Они верили в его власть над силами природы. Когда наступало время паводка, фараон опус­кал в реку свиток, содержавший приказ о начале разлива. Он прокладывал на пашне первую ритуальную борозду, срезал первый сноп на общегосу­дарственном празднике жатвы и приносил благодарственную жертву бо­гине урожая Рененут. На тридцатом году царствования, а затем каждые три года устраивался праздник Хеб-сед, целью которого было магическое вос­становление сил состарившегося монарха. Важными элементами ритуала были пробежка фараона по двору храма и возведение обелиска джеда, фаллического символа, олицетворявшего его мужскую силу.

Власть фараона опиралась на огромную армию чиновничества, хо­рошо обученного, дисциплинированного, иерархически организованного. Административное деление страны на номы сохранялось и в объединенном Египте, поэтому государственный аппарат состоял из чиновников трех уровней – столичного, номового и местного. Вездесущее чиновничество держало под контролем все сферы обществен­ной жизни. Жизнь страны во многом зависела от характера отношений между цен­тральной и номовой властью. При сильных фараонах, умевших подчинить себе номархов, страна процветала, строилась, расширяла свои границы. С ослаблением царской власти и усилением номов начиналась анархия и экономический упадок. Оппозиция центру нередко исходила от жречества главных храмов. В истории Египта отчетливо прослеживается своеобраз­ный ритм взлетов и падений, чередование периодов стабильности с перио­дами распада.

Существуют различные способы периодизации египетской истории с расхождениями в датах иной раз в сто лет, что не удивительно для столь отдаленного от нас времени. Здесь приводится кратчайший обзор истории государства на Ниле.

Раннее царство(XXX–XXIX вв. до н.э.) – время правления полулеген­дарных I и II династий, объединения страны и формирования основ циви­лизации.

Древнее царство(XXVIII–XXIII вв. до н.э.) – эпоха стабильной мо­нархической власти. Началось строительство пирамид, создается одно из чудес света – пирамиды Хеопса, Хафра и Менкаура (IV династия). Столица находится в Мемфисе, на стыке Верхнего и Нижнего Египта.

Первый переходный период:страна распадается на полуавтономные области и около двух веков переживает упадок.

Среднее царство(XXI–XVIII вв. до н.э.): государство объединяется фараонами, происходившими из Фив. Ведутся грандиозные строительные работы в районе Фаюмского оазиса, ставшего политическим и культурным центром страны.

Второй переходный период характеризуется в памятниках древнееги­петской литературы как время пустующих полей, разрушенных храмов и оскверненных гробниц. Из Азии вторгаются кочевые племена гиксосов, ко­торые правят Египтом около полутора веков.

Новое царство(XVI–XI вв. до н.э.): возглавившие изгнание гиксосов Фивы становятся столицей возрожденного государства. Благодаря победо­носным войнам фараонов Тутмесов в Сирии, Палестине, Нубии Египет превращается в империю, берущую дань с покоренных народов. Правление Рамсеса II, Великого, продолжавшееся 67 лет – время наивысшего могуще­ства государства и расцвета его культуры. Возводятся грандиозные храмы в Фивах, Абидосе, Мемфисе. В конце эпохи устанавливается власть жречества.

Позднее время(I тысячелетие до н.э.) – эпоха упадка государства, по­степенно теряющего свою независимость. Цари XXII–XXVI династий были ливийцами или эфиопами. В правление XXVI династии предприни­мается попытка восстановления древних порядков и традиций (Саисское возрождение). Завоеванный ерем Камбизом, в VI в. до н.э. Египет стано­вится персидской сатрапией. После освобождения от персов правят по­следние, слабые и кратковременные XXIX и XXX династии, а с завоева­нием страны Александром Македонским в 323 г. до н.э. история Египта фараонов завершается.

При Птолемеях, преемниках Александра Македонского, новая столица страны Александрия была центром эллинистической (греко-египетской) культуры. В I в. до н.э. Египет входит в состав Римской империи в качестве провинции с особым статусом. В VII в. сюда пришли арабы, сде­лавшие страну частью мусульманского мира.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты