Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Категории познания.




Субъект познания – носитель чел. творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.Вроли субъекта познания выступают индивид, соц. группа, человеч. общ-во.

Четыре гносеологические программы:

1. Наивно-реалистическая (Ламетри,Гольбах,Дидро,Фейербах)

-субъект познания трактуется как антропологический субъект, т. е. естественноприродный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы

2.Гносеол. программа идеалистического эмпиризма (Юм,Беркли,Мах,Авенариус)

- субъект познания интерпретируется как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления).

3.Программа трансцендентальной гносеологии(Кант)

- мир вещей и объектов не есть некая внеположенная субъекту реальность, не зависящая в своем существовании от воли и сознания субъекта. Наоборот, объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта.

 

4. Социокультурная программа

представлена в двух ее основных версиях:

а) в объективно- идеалистической философии Гегеля

б) в марксистской диалектико-материалистической гносеологии.

В рамках этой программы обосновывается принципиально новое понимание субъекта, познания. Он трактуется как социально-исторический субъект. Согласно такой трактовке, субъект познания есть продукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности. Совокупность этого опыта интерпретировалась Гегелем как историческая последовательность форм объективного духа. В марксистской философии она понималась как объективация форм социальной практики и культуры. Таким образом, человек становится субъектом познания лишь постольку, поскольку он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает определенный набор культурных традиций, социальных норм и ценностей.

Объект познания – то в сфере природной, социальной и дух. реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное

В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют:

экзистенциально-феноменологическую

биопсихологическую

аналитическую

герменевтическую и др.

Каждая из этих программ по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает задачи и цели познания, обосновывает такие модели сознания, которые не сводятся к их рационально-теоретическим или эмпирико-сенсуалистическим проекциям.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты