Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.




Крестьянская изба – срубное жилище.

Значение при строит. жилища - выбор места (не строили на перепутье дорог, местах захоронений, выбирали с помощью ритуалов - пускали икону по реке). Важен - выбор дерева. Дерево - доступный материал - возводились различные типы построек: жилища, хозяйств-е сооруж., укрепления, храмы. Дерево - «живое» сущ-во (рубка с определенными обрядово-магическими действиями). Не применяли деревья с изъянами или аномалиями, сухие деревья (мертвые, лишенные жизненных соков), росшие на могилах, заброшенных дорогах (вела на тот свет), молодой лес, старые могучие «священные» деревья. Предпочиталась сосна, иногда и ель. Осина - проклятое дерево - не применялась. Дуб - материал дорогой и применялся выборочно (для подпечных фундаментов и др.).

С древних времен русским мастерам были известны срубная,столбовая и каркасная конструкции. В центре и на Севере - срубная констр. – в основе сруб или клеть из горизонтальных рядов бревен образуют 4 стены. Стены сполбовых построек из сплошных рядов вертикально поставленных и вкопанных в землю бревен. В каркасной - промежутки между вертикальными каркасными бревнами зашивались горизонтальными рядами досок.

В разных частях России существовали свои региональные традиции в конструкции построек. Большинство из них сформировались на основе избы-пятистенки (с 10-11 до 17-18 вв.), пятая стена делила сруб на избу и сени.

Север - 2ярусн дом с 2скатной крыш с подклетом для хоз-х целей и крыт двор.

В Центр.– 2ярусные, двор не крытый, примык к боков стороне, подклет невыс.

На Юге – избы низкие без подклета, двор по периметру хоз. постройки с 4-хскатн крышей на расстоянии от дома с летней печью или кухней.

В Сибири – усадьбы-крепости, высокая деревянная изба, амбар на расстоянии с глухим массивным забором.

пространство избы делилось на несколько зон или «углов», составляющих определенную иерархию:

- «Красный» («святой») угол – парадное помещение с полкой-«божницей»;

- «бабий угол» или «куть» - пространство около печи;

- «подпорожье» или «кут» - мужское простр (для занятий хозяина ремеслом).

Главным предметом в избе - стол. Лавки- вдоль стен по всему периметру избы, заканчивающиеся «коником» у двери, функциональная деталь постройки.

Дом олицетв - окружающий мир (как и мир - целостный ансамбль). В его устройстве отраж. космологич представления чел-ка (противопост «своего» (обжитого) и «чужого» (враждебного - с нечистой силой) - оберегающая сила дома). В жилище человек - композицион центр (антропоцентризм). Изба - ансамбль (во внутренней и внешней, в вертикальной и горизонтальной структуре). Основа вертикальной структуры – троичность: крыша (внутри – потолок) символизировала небо, связывала дом с небесами (в древнем – не было потолка); из слухового окна под крышей на фронтоне лился основной поток света. Снаружи декор фронтона изобилует солярн символикой: образ коня – свет, солнце, бог Перун. Причелины вдоль фронтонов крыши с их несложным геометрическим орнаментом символ. воду, ее запасы на небесах – «хляби небесные». Солнце изображалось на резных досках, свисающих с правого и левого скатов крыши (восходящее и закатное) и под коньком (полуденное). Окно светелка оформлялось солярной символикой, его конструктивные детали – курицы – делались в виде силуэтов птиц.

Средняя часть - жилое простр-во (дом и его обитатели- с окружающая среда, с миром природы). Краснае окна, украшенные снаружи наличниками с солярной символикой и вышитыми полотенцами изнутри (лазейки внешних таинственных сил- должны быть защищены охранно-магическим декором, также связывали с окруж-м миром, были источн. света),.

С распространением крыши на стропилах появляется лобовая доска (широкая, прикрывала место стыка сруба и фронтона) - граница небесного и земного мира, покрывавшаяся глухой резьбой (зооморфные, растительные – природа, окружающий человека мир). Образы лобовой доски взаимодействовали с солярной символикой наличников и как бы привлекали в дом свет, благополучие, плодородие и богатство. В жилищах Рус. Севера чаще вертикальные ритмы - идея взаимодействия с небом. Декор домов лаконичен и сосредоточен в верхней части постройки (солярная символика).

В средней полосе и Поволжье - горизонтальные ритмы (взаимодействие с окружающим миром). Декор домов Поволжья (обилие глухой резьбы) - образцы воплощения древних мотивов народн иск-ва, стилист-х приемов корабельной резьбы и заимствований из классической каменной арх-ры.

В интерьере жилого пространства, декора почти не была (кроме Урала и Сибири – активно использовалась роспись). Декор жилища - с помощью тканей, предметов ДПИ, предметов обстановки. Образы архитек-го декора повторяются в декоре предметов - объединяет жилище в ансамбль. Основа ансамбля интерьера - горизонтальная иерархия пространства. В красном углу (божий, святой) – обитал Бог, собиралась вместе семья (торж. события), помещался стол (как престол в церкви). В противоположность красному углу была печь (древний языческий центр жилища; запечное и подпечное пространство – обиталище домового). В вертикальной структуре интерьера – особое значение пола и потолка (границы с обиталищем злых духов – подполье и чердак). Важное смысловое значение матицы – символически делившей пространство избы: пройдя под ней, человек попадал как бы из прихожей в парадное помещение. Подполье – подземный мир, полон духов.


2. Традиц. крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. иск-ва.

Крестьянскую одежду классифицируют по признакам:

¾ Региональному (южнорусский, северорусский комплексы и др.)

¾ Локальному (местные разновидности региональных комплексов);

¾ Половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);

¾ Степени зажиточности владельца;

¾ Сословной принадлежности (однодворцы, казачество и др.);

¾ Соц-бытов (раб, будн, праздн, обряд-е: свадеб, погреб, траурн, поживн);

¾ Практическому назначению (нательная, горничная, верхняя одежда).

Рубаха - основа любого костюмного комплекса. По крою несколько типов: с прямыми поликами (в сарафанном комплексе); косыми (поневный). Шили длинными – от ворота до пола. Будничная - украшалась неширокой тканой полоской, праздничная – имела широкий красный «забранный» подол на всех 4 полотнищах (особенно рукава - красными).

Южнорусский поневный комплекс: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, передник, наплечная одежда, украшения, кичкообразный головн. убор, обувь, В композиции комплекса - принцип симметрии, наличие 2х согласов-х центров средоточия декора: наверху (головной убор и плечевой пояс) и внизу (подол поневы, рубахи и низ передника). Овальный силуэт, горизонтальности расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи – подчеркнутая массивность. В основе поневы 3 полотнища черной, синей, реже красной домотканой шерстяной клетчатой ткани. Полотнища сшивались частично или полностью и образов. прямоугольник, верхняя часть собиралась под обшивку, типы: распашная (спереди полы не соединялись и оставляли открытой часть рубахи); понева-юбка (шилась из 4-5 полотнищ); понева с прошвой (вставлялась ткань другой фактуры, нежели сама понева). Передник - поверх рубахи с поневой (интенсивность узора нарастала к подолу). По констр.: туникообразн.; высокий передник; короткий прямой передник. Навершник - «шушпан», «насов», «сукман», «коротай». Были и распашн., в Тамб, Рязанск.-короткие на лямках – «бастроги». В декоре - сочетание горизонт. и вертикальн полос отделки, в контраст по цвету фону.

Северорусский сарафанный комплекс составляет: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения и дополнения, обувь. Композиционный центр декорировался особенно пышно (верхняя часть костюма – головной убор и плечевой пояс).

Важной частью была душегрея (наплечная одежда) – из когроткого сарафана с рукавами («холодник») или без рукавов «обжим»), коротенькая безрукавка на лямках («перышки», «боры», «епанечка») с трубчатыми складками на спине. Для отделки использ. золотную бахрому, блестки, бисер.

Головные уборы: девичьи (перевязки, накосники, венец) и женские:

¾ Повойник – похож на чепчик, имеет множество видов, закрывал волосы, надевали под парадный головной убор и самостоятельно – дома;

¾ Кика – нарядный убор из 3 частей: кика (чело) – из бересты, кожи, покрыт. дорогой тканью, возвышалась над лицом, сзади стягивалась завязками; сверху кики – сорока – чехол из дорогой ткани; сзади – позатыльник;

¾ Убрус – платок, сложен. в виде 3угольн. (поверх кики, повойника или зимн. шапки), складыв. под подбород, 2 его украшен. конца спадали на грудь;

¾ Кокошник–из тверд. матер-ла, обтянут золотой тканью, расшит жемчугом.

Символика головного убора - представление крестьян о мирозд., связывалась с его верхним ярусом. Часто мотивами орнамента головных уборов были солярные знаки, птицы и древо жизни.

Обувь – лапти, по способу плетения (прямое, косое и смешан.) - «рачки», «коверзни», «ходоки», «ступни», «бахилы». По количеству полос лыка (при плетении), их называли 5риками, 6риками, 7риками.

Дорогая праздничная обувь крестьян - коты (массивные кожаные туфли), с аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками, закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах.

УКРАШЕНИЯ. Обязат часть празднич нарядов женщин и девуш: ушные, височные, шейные, рук и поясов. Обереговое и декоративн назнач.

Ушные: серьги (медные, серебряные, золотые подвески различной формы со вставными гранеными цветными стеклышками. Север – жемчужные, юг – на ремешках через уши надев гусиные «пушки» (белые шарики из гусин пуха), подвеш. у висков или как украшения головных уборов.

Височные: селезневые перышки «кудерьки» (юг), «кружки» и «наушники» (подвески из пучков конского волоса)

Шейные: разноцветные дутые стеклянные бусы, бусы-«янтари» (из янтаря темного оттенка), бисерные и металлические цепи, «гайтаны», «монистры», цветные ленты, жемчужные ожерелья.

Поясные: 1лопастные (Воронежск) и 2лопастные прямоуг подвески (располог сзади), украшен. бусами, бисером, пуговицами, шерст бахромой.

Традиционная крестьянская одежда –это определенная форма народн иск-ва. Отражает бытовой уклад, традиции и обычаи народа, воплощавшиеся в символике, украшениях, орнаменте.

Мужской костюм рус. крестьян однотипен: рубаха, пояс, порты, верхний и нижний кафтаны, головной убор и обувь – лапти, сапоги. Рубахи из льняного, конопляного холста, украшен подол и ворот, оплечья и рукава полосами красноузорного тканья, вышивки. Косоворотка –с разрезом на левой стороне груди. Порты, неширокие штаны.

Детская - по крою и орнаменту повторяла взросл (из дешев мат-лов и из меньше деталей). Дети - длинные подпоясанные рубахи из льняного или коноплян полотна. Подростки: и длинные рубахи, и комплексы из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты