Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Введение. Связь между участием в различных религиозных группах и состо­янием здоровья уже давно является предметом исследований (James

Читайте также:
  1. C. Введение антирабической сыворотки
  2. I ВВЕДЕНИЕ
  3. БДСМ – Введение в теорию Доминирования
  4. БИБЛЕР В. С. МЫШЛЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСТВО (ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИКУ МЫСЛЕННОГО ДИАЛОГА). - М., 1975
  5. Введение
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. Введение
  9. ВВЕДЕНИЕ
  10. ВВЕДЕНИЕ

 

Связь между участием в различных религиозных группах и состо­янием здоровья уже давно является предметом исследований (James, 1902, Durkheim, 1961(1912); Jung, 1933). В социологических исследо­ваниях эта связь неоднократно изучалась, главным образом, путем оп­роса (Stack, 1983; Peterson and Roy, 1985; Witter Stock Okun and Haring; Idlev, 1987). В области социологии религии, антропологии и психиат­рии углубленные клинические и этнографические исследования пока­зали, что участие в некоторых религиозных группах или практиках мо­жет иметь лечебный эффект (Kiev, 1964; Frank, 1973; Kleinmann, 1980; Ness, 1980; Pattison, 1980; Griffith, Mahy and Young, 1986). Описывае­мые здесь исследования являются продолжением традиции изучения эффектов воздействия исцеляющих ритуалов на состояние здоровья представителей различных религиозных групп.

Духовное или ритуальное религиозное целительство в последние несколько десятилетий получило широкое распространение в западных индустриальных обществах (Frank, 1973; Wallis and Morley, 1976; Bird and Reimer, 1982) и продолжает также оставаться важнейшей состав­ной частью систем здравоохранения в развивающихся странах (Kleinmann, 1980). В большом числе публикаций описываются систе­мы и ритуалы духовного целительства (Csordas, 1983; Easthope, 1985; Skultans, 1976; Griffith, Mahy and Young, 1986; Garrison, 1974; Pattison, Lapins and Doerr, 1973; Ness, 1980; Peacock, 1984; McGuire, 1988) и их роль в новых религиозных движениях (Fichter, 1975; Ellwood, 1979; Westley, 1983).

_____________

* Данный материал был представлен на ежегодной конференции американских социоло­гов религии (Вашингтон, 10 августа 1990 г.).

- 115 -

Обещание исцеления телесных, ментальных и духовных недугов привлекает людей в те группы, которые практикуют ритуалы исцеле­ния в большом разнообразии их вариантов. Одним из подходов к ис­следованию эффектов воздействия исцеляющих практик является на­блюдение в течение определенного времени за участниками религиоз­ных групп с целью оценки связанного с исцелением опыта. Хотя были предприняты определенные социологические исследования такого рода, направленные на выявление отношения представителей религиозных групп на процесс исцеления (Kleinmann, 1980; Sneck, 1981; Neitz, 1988; Poloma, 1984, 1987; McGuire, 1988), немногие из этих исследований оказались результативны или предполагали использование стандарти­зованных методов оценки состояния здоровья. В то же время достаточ­но широко, в том числе в популярной литературе, публикуются отчеты людей о полученном ими опыте исцеления (Levin and Corell, 1986). Несмотря на их определенную ценность, они не позволяют ни доста­точно полно выявить влияние исцеляющих ритуалов на представите­лей различных религиозных групп, ни определить связь между исцеля­ющими практиками и состоянием здоровья людей.



Клейнман и Санг (Kleinmann and Sung, 1979) и Клейнман (Klein­mann, 1980) описали «клиническую реальность» опыта болезни и ис­целения, увиденную глазами участников исцеляющих ритуалов. Иссле­дуя опыт исцеления, Клейнман описал, как исцеляющий ритуал помог людям справиться с болезнью, дистрессом и неблагоприятными вне­шними обстоятельствами. Отчеты участников исцеляющих ритуалов о болезни и выздоровлении, излагаемые с использованием культурально значимых символических систем тайваньской шаманской традиции, позволили очевидцам исцеляющего процесса сконструировать свою систему взглядов (Kleinmann, 1980). Однако данные последующих на­блюдений за состоянием участников ритуалов ограничиваются всего несколькими примерами; кроме того, названные исследователи не при­меняли никаких стандартизованных методов психологической оценки, для того чтобы подтвердить изменения в состоянии здоровья.



Аналогичным образом Финклер (Finkler, 1981) изучала постоян­ных участников мексиканских спиритуалистических групп. Она обна­ружила, что, несмотря на то, что симптомы болезней иногда даже уси­ливались, участники групп были склонны отрицать или минимизиро­вать ощущение дискомфорта. Фактически имела место общая тенденция

- 116 -

реструктурирования восприятия проявлений болезни. Эти выводы были, главным образом, основаны на данных качественного анализа, посколь­ку сбор данных и анализ результатов использования стандартизован­ных тестов (Корнельского медицинского опросника) имели кросс-сек­ционный, а не систематический характер.

Гриффин и его коллеги (Griffin et al., 1986) использовали стандар­тизованные психологические тесты (симптоматический опросник Хопкинса) для систематической оценки эффектов воздействия баптистско­го ритуала «оплакивания», который можно рассматривать в качестве разновидности исцеляющего ритуала. Эти исследователи обнаружили наличие значимых, измеряемых изменений в проявлении психологи­ческих симптомов у участников ритуалов. Тестирование проводилось непосредственно перед ритуалом и после него. Недостатками этого ис­следования можно считать небольшой размер группы, короткий отре­зок времени исследования, а также отсутствие попыток связать резуль­таты тестирования и субъективным восприятием своего состояния уча­стников ритуалов.

Являясь продолжением данной линии исследований, проведенная нами работа предполагала оценку как субъективных, так и объектив­ных индикаторов состояния здоровья и психического состояния рес­пондентов. Данное исследование проводилось на выборке из 170 чело­век, активно посещающих группы духовного целительства, располо­женные в одном из крупных городов Атлантического побережья США. В качестве индикаторов, связанных с исцелением изменений, выступа­ли: 1) отчеты респондентов о процессах и феноменах исцеления; 2) со­стояние здоровья, определяемое на основе самоотчетов; 3) данные про­ективных тестов. Все эти индикаторы анализировались с целью выяв­ления связи между заявлениями респондентов о достигнутом исцелении и сохраняющихся во времени психосоциальных изменениях. Основны­ми вопросами, на которые мы стремились ответить в процессе наших исследований, были следующие: в какой мере можно оценить субъективное. благополучие респондентов, являющееся одним из показателей состояния их здоровья? Какие индикаторы связанных с исцелением изменений обладают наибольшей чувствительностью? Результаты дан­ного исследования могут быть использованы для того, чтобы попытаться найти ответ на общий вопрос: какова природа исцеления, происходя­щего в ритуальном контексте?

- 117 -


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 6; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Клинический комментарий | Характеристика групп духовного целительства
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты