Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Четвертый вопрос. Восприятие времени. Время как система отсчета. Восприятие длительности и восприятие скорости.




Восприятие времени не имеет проксимального стимула. Когда мы говорим о восприятии времени – оно есть определенное расстояние между событиями и это расстояние обычно называют длительность. Длительность – это реальность, позволяющая субъекту адаптироваться к окружающей среде. Если последовательность стимулов трудно поддаётся организации, распределена случайно, то восприятие длительность очень затруднено.

Человек может ко всему адаптироваться. К ношению инвертирующих очков, наблюдению мира через псевдоскоп. И только к изменению событий во времени человек не в силах адаптироваться. Если человек наблюдает собственное движение с отсрочкой во времени, движение разрушается.

Посмотрим что такое длительность. Одна ситуация – это незаполненные интервалы времени и здесь вводится понятие порога – это время перехода от одномоментности события к последовательности двух стимулов (сколько времени требуется для того, чтобы различать два стимула). Оказывается, что такой временной порог длительности равен 10 мс для тактильных и слуховых стимулов, 100 мс для зрительных стимулов и 50-100 мс для разнородных модальностей. Это одна ситуация. Теперь другая ситуация заполненные интервалы времени. Это тоже своеобразный порог, переход от одномоментной стимуляции, которая воспринимается как звучащая один момент, к стимуляции длящейся, продолжительной. Здесь у нас такие данные. От 50-100 мс для слуховой модальности и 110-120 мс для зрительной модальности.

Интервалы бывают короткие нейтральные и длинные. Короткие – это восприятие границ интервала, а не интервала самого по себе. Здесь усредненные данные равняются примерно половине секунды. Нейтральный интервал определяется так, что его границы и сам интервал воспринимаются как единство. Здесь от половины до одной секунды. И наконец, длинные интервалы – это такие, где преобладает восприятие самого интервала и необходимо усилие, чтобы объединить две границы в одно психологическое настоящее.

По времени мы определяем расстояние между объектами. Есть тау и каппа эффект. Оба эффекта относятся к зависимости между временем и расстоянием. Тау эффект описан исследователями Нельсоном и Кингом. На руку делаются три касания, которые представляют собой равносторонний треугольник. Чем больше делают одно из трех касаний по длительности, тем психологически больше соответствующая сторона.

Каппа эффект касается внешних наблюдений. Соответствие между расстоянием между лампочками и времен предъявления света. Можно подобрать такие расстояния между лампочками, чтобы они казались на одинаковыми.

Скорость полностью зависит от СО. Если будет увеличиваться СО для одного светового источника, то будет эффект, согласно которому чем больше СО, тем ниже воспринимаемая скорость. Константность скорости относится к константности движения, а та в свою очередь имеет прямое отношение к монокулярному или двигательному параллаксу. Параллакс заключается в том, что общая СО – это некая ядерная фронтальная плоскость, за которой мы воспринимаем движение как движение в ту же сторону, а ближе к которой – как движение в противоположную сторону.

В циферблате часов, где каждая цифра обведена специально прямоугольником, движение стрелок будет более заметно, п.ч. задана СО. Общий итог темы заключается во взаимосвязи восприятия пространства, движения и времени.

Тема 33. Восприятие как процесс. (наверх)

Будет два больших вопроса.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты