Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Л Е К Ц И Я № 22. Основные положения эволюционной теории познания




Гносеология,или теория познания— это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия до­стоверности знания, формы и уровни познания, его социокуль­турные факторы и ряд других проблем.

Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология— учение о бытии как таковом и диалек­тика— учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой и методологией. При изучении личности поз­нающего субъекта теория познания опирается на данные психо­логии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большой и разнообразный материал для обобщающих выводов ей поста­вляют математика, кибернетика, синергетика, естественные и гу­манитарные науки и др.

Гносеология вооружает исследователя знанием общих зако­номерностей познавательного процесса, чем специально не за­нимается ни одна частная наука. Она дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познавательного отно­шения в целом, о его формах, уровнях, исходных предпосылках, о социально-историческом контексте познания, о единстве ког­нитивного и ценностного и т. д.

В середине XIX в. возникает и развивается новое направление в философии — диалектический материализм, внутри которого по­лучили разрешение многие проблемы теории познания, сформу­лированные в ходе предшествующего развития философии. От­метим некоторые существенные моменты в новой теории познания.

Главным образом следует обратить внимание на то, что кон­цепция диалектического материализма выходит за рамки тради­ционного в философии абстрактно-теоретического мышления, и вводит практику в основу теории познания. Этот шаг был сде­лан уже на раннем этапе развития диалектического материализ-


ма. К. Маркс сформулировал ряд принципиальных положений. «Общественная жизнь, — писал он, — является по существу прак­тической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики». В практику в первую очередь вхо­дит материальное производство.

Введение практики в качестве критерия истины позволило философии диалектического материализма отказаться от распро­страненной среди философов претензии на абсолютную истину как главную цель создаваемой философской системы. Филосо­фия диалектического материализма, отказавшись от вечных, аб­солютных, неизменных истин, которые были идеалом и целью познания для прежних философских систем, не отказывается от задач истинного познания мира, но она только ориентирует уче­ных на постоянное развитие, углубление и расширение наших представлений о мире. Предостерегает их от того, чтобы частные успехи в познании и возникающие при этом теории объявлять вечными, неизменными, абсолютными.

Классификация знаний в философии диалектического мате­риализма и соответственно классификация истин строится сле­дующим образом.

В первую очередь решается вопрос об источнике наших знаний.

Другой момент в теории познания связан с проблемой полно­ты, глубины и точности отражения объектов исследования.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты