КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема лекции № 2 Каменный и бронзовый век на территории КазахстанаЦель лекции – рассмотреть основные аспекты исторического развития древнейших человеческих групп, населявших территорию Казахстана в периоды каменного и бронзового веков (антропогенез, социогенез, культурогенез).
Ключевые слова – антропогенез, социогенез, культурогенез, палеолит, мезолит, неолит, «неолитическая революция», андроновская культура, матриархат, патриархат.
План лекции 1) Каменный век Казахстана 2) Бронзовый век Казахстана
Тезисы лекции Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика. Социогене́з (социогене́зис; новолат. sociogenesis от лат. societas — общество и др.-греч. γένησις — происхождение) — многозначный термин. · Социогенез в социологии и социальной антропологии — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества. · Социогенез в социальной психологии — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. · Социогенез (редкое значение) — учение о происхождении общества. Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.
1) Каменный век Казахстана Каменный век – самый первый и продолжительный период в мировой истории, в том числе истории Казахстана. Он представлен исключительно вещественными историческими источниками, обнаруженными в результате археологических раскопок. За основу периодизации каменного века взяты изменения в технике обработки камня. Традиционно каменный век делится на три основных периода: 1. Палеолит – древнекаменный век (от греческих слов палайос-древний, литос-камень) – 2,5 млн. лет-10 тыс. лет до н.э. 2. Мезолит (мезос-средний) – среднекаменный век – 10 тыс.- 6 (5) тыс. лет до н.э. 3. Неолит (нео-новый) – поздне/новокаменный век- 6 (5) -3 (2) тыс. лет до н.э. Иногда еще выделяется энеолит (меднокаменный век) как промежуточный период между каменным и бронзовым веком. В течение этого периода произошли очень серьезные изменения в антропологическом типе человека его материальной, духовной культуре: 1) Формирование современного антропологического типа человека - человек разумный. Основные этапы антропологической эволюции человека в период каменного века: 1. Человек умелый (хомо хабилис), 2. Человек выпрямленный (хомо эректус), 3. Человек разумный (хомо сапиенс) 2) Прогресс в технике изготовления орудий труда из камня и других подручных материалов 3) Переход от присваивающего хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему (земледелие, скотоводство) 4) Эволюция общественных отношений, переход от первобытного стада к семейной (родовой) общине, начало формирования племен и племенных объединений. Господствующий тип общественного устройства в период каменного века – матриархат 5) Зарождение и дальнейшее развитие духовной культуры (первобытные религиозные культы, живопись, музыка и т.д.) В исторической науке существует понятие «неолитическая революция», которое включает в себя серьезный изменения в жизни человека того времени а именно-переход от присвоения к производству, появление керамики и текстиля, новых форм общности-племен и племенных объединений. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о существовании древнейших человеческих групп на территории Казахстана в эпоху каменного века. Самые древние из находок, обнаруженных в Казахстане в результате археологических исследований, датируются примерно 700-м тысячелетием до н.э. Первые следы пребывания человека на территории Казахстана найдены в Южном Казахстане. Постепенно человек расселялся и в другие районы и уже в эпоху бронзы практически вся территория Казахстана была достаточно плотно заселена.
2) Бронзовый век Казахстана (18-8 века до н.э.) Бронзовый век Казахстана можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают скотоводческо-земледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия. В этническом и культурном отношений – время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры. Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность, протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии. Важными ее центрами были части центрального, восточного и северного Казахстана. На западе Казахстана параллельно андроновской существовала близкая ей срубная культура. На юге андроновская культура соседствовала с родственной ей тазабагьябской в Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики. Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. Между тем, общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения. Происхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее сложным является вопрос об определении этнической принадлежности населения. Существуют несколько мнений. Большинство (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты, Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, ономастики, археологических материалов. Буквально, в последние годы у языковедов-тюркологов, этнологов, историков появилось ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без какой-либо примеси монголоидных черт. У андроновцев было скотоводческо-земледельческое хозяйство. Жилищами у них были землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено, что жили они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями – стенами с деревянными частоколами и рвами, башнями. Аркаим – считают протогородом той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с ушками. В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные академиком А.Маргуланом к бегазы-дандыбаевской культуре. Культура получила название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется бегазы-дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят и принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государства. Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При этом основой для укрепления социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежало собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами - инициацией. С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак. Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое имя, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности. Изменения в хозяйстве андроновцев нашли отражения в их социальной структуре общества. В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы.
Вопросы для контроля: 1. Что такое «неолитическая революция»? 2. К какому периоду истории относится смена матриархата патриархатом? 3. Где на территории Казахстана были впервые обнаружены протогородские поселения? 4. Где на территории Казахстана были обнаружены древнейшие следы пребывания человека? Литература: 1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993 2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992 3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998 4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993 5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998 6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996. 7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997. 8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001. См. также список основной и дополнительной литературы
|