КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика теорий происхождения государства.ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА: 1. Теологическая теория – является одной из самых древних. Ее создатели считали (Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кост-Флоре), что государство вечно существует в силу божественной воли; а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. 2. Патриархальная теория была распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме. У истоков стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. 3. Теория договорного происхождения государства – У мыслителей XVII - XVIII вв. Г.Гроций, Б. Спиноза, А Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, например люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, это состояние «войны всех против всех». По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей 4. Учение о государстве Гегеля – он утверждал, что государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство - есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. 5. Теория насилия (завоевания) – возникла и получила распространение в конце XIX – начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). 6. Материалистическая (марксистская) теория происхождения государства. Ф. Энгельс работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Эта теория связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. 7. Теория гидравлическая (ирригационная) происхождения государства концепция К. Витфогеля – происхождение государств в странах Древнего Востока: Др. Египте, Шумере, Др. Китае и др. странах. Основной причиной возникновения государств является объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений (каналов, домб, водоподъемников). 8. Органическая теория (Г. Спенсер, Блюнчли, Вормс) Г. Спенсер – предпринял попытку биологизации общества, государства и права – перенесение законов развития животных на общественные явления. 9. Психологическая теория (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фромм, З. Фрейд) обосновывали происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, осознания массой своей зависимости от власти, биопсихологическими, сексуальными инстинктами. 10. Теория «инцеста» (Клод Леви-Строс) разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения) являлись исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства.
2. Первобытное общество: экономика, структура, власть, управление, социальные регуляторы и формы их выражения. Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества являлась родовая община. Властьв первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род. Власть была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д. Несложные отношения первобытного общества регулировались Обычаями –исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.
|