КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 1. Понятие права.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Правоведение. Установочная лекция. Автор – доцент кафедры правового и документационного обеспечения управления Института социологии и права РГППУ, кандидат философских наук, доцент Самарин Вадим Геннадьевич. Вопрос 1. Понятие права. Приступая к рассмотрению сущности права, следует отметить, что право неразрывно связано с государством. Государство– это всеобщая универсальная основанная на власти политическая организация, предназначенная для решения вытекающих из природы общества общих и специальных задач. Проанализируем существенные признаки государства, представленные в определяющем понятии. Согласно определению, главным признаком государства является организация – целевая социальная группа. Это означает, что организация представляет собой объединение людей, имеющих собственные цели, однако имеется и цель, объединяющая людей вместе, в целостную группу. Существуют различные виды организаций. Наиболее известно их деление на формальные и неформальные. Формальные организации строят свою деятельность на основе жёстко закреплённых ролевых предписаний, как правило, представляет собой пирамиду, уровни которой связаны отношениями власти и субординации. Неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации, не является жёстко структурированной, вектор её направленности может меняться. Государство является формальной организацией, ведущей свою деятельность в политической сфере общественной жизни – сфере управления обществом. Известны и другие виды политических организаций (политические партии, политические движения и т.д.), но именно государство является самой мощной, самой влиятельной, обладающей наибольшими возможностями политической организацией. Вла́сть— возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Любое государство основывает свою деятельность на власти. Сущность власти выражается в отношении «господство-подчинение». Государство как формальная политическая организация не едино, а состоит из множества подгрупп. Взаимодействия между этими подгруппами происходят таким образом, что какие-то из них являются господствующими, («начальниками»), другие же – подчинёнными, выполняющими указания «начальников». Более того, в государственной иерархии одна и та же подгруппа в одном отношении может выступать в качестве «начальника», издавать распоряжения для нижестоящих, а в другом отношении – быть подчинённым, исполнителем распоряжений «начальников». Всеобщность государства означает, что все народы мира, включая те, которые и сейчас находятся на примитивном уровне развития, рано или поздно пройдут через стадию государственности. Универсальность государства выражается в том, что оно может решать самые разные задачи. Это могут быть задачи, касающиеся всего общества, всех сфер общественной жизни, всех социальных групп. Но, вместе с тем, государство может решать и задачи, связанные с отдельными сферами общественной жизни (например, только с экономикой, только с политикой и т.д.) и отдельными социальными группами (например, с пенсионерами, работниками горной промышленности, сотрудниками МВД, трудоспособным населением и т.д.). Государство обладает целым рядом конституирующих (т.е. создающих его) признаков. Эти признаки являются атрибутивными, неотъемлемыми. Иначе говоря, без этих свойств государство не может существовать. К числу конституирующих признаков государства относятся: 1. Население. 2. Территория. 3. Система органов, осуществляющих государственную власть. 4. Административное деление. 5. Деление государственной власти (и её органов) на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. 6. Суверенитет – состояние независимости при осуществлении внутренней и внешней политики. 7. Наличие единого экономического пространства, в рамках которого государство ведёт свою экономическую политику, и, в частности, реализует монополию на налоги и сборы. 8. Наличие государственной атрибутики (гимна, герба, флага, столицы). 9. Система права. Таким образом, право является одним их признаков, конституирующих государство, и не существует права без государства, а государства – без права. Сам же термин «право» неоднозначен. Можно выделить 2 значения понятия «право». Право в широком смысле слова (или естественное право) – это понятие, обозначающее высшие ценности человека как рода (добро, справедливость, порядок, разум, истина, красота и др.). В данном значении понятие права используется не только в юриспруденции, но и в философии и обыденном сознании. Право в узком смысле слова (или позитивное право) – это способ регулирования общественных отношений, для которого характерны: 1) нормативность; 2) выражение свободы личности; 3) формальная определённость в официальных источниках; 4) общеобязательность и неперсонифицированность; 5) возможность использования государственного принуждения. Данное значение понятия права является узкоспециальным. Остановимся подробнее на существенных признаках, представленных в определении права в узком смысле слова. Прежде всего, отметим, что регулирование общественных отношений происходит посредством обязываний, запретов и дозволений (т.е. предоставлений возможностей). Право в настоящее время является самым влиятельным, но не единственным способом социального регулирования. К числу иных способов регулирования общественных отношений принадлежат: · Мораль – способ регулирования общественных отношений, основанный на каноническом различении добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. У права и морали имеется ряд общих признаков: нормативность, выражение свободы личности, общеобязательность и неперсонифицированность. Отличия же права и морали состоят в следующем. Во-первых, если нормы права в писаном виде закреплены в специальных документах (ниже их перечень будет приведён), то нормы морали, как правило, закреплены лишь в общественном и индивидуальном сознании. Исключение составляют нормы, находящиеся на стыке права и морали и представленные в профессионально-этических и моральных кодексах (например, Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, Кодекс профессиональной этики адвоката, Профессиональный кодекс нотариусов РФ, Кодекс профессиональной этики журналиста, Кодекс профессиональной этики эксперта УМО и т.д.). Во-вторых, право опирается на принудительную силу государства, мораль же может опираться только на силу авторитета общественного мнения. · Обычаи - общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих, по сути, достаточно подробное описание самого поведения. В обществе имеется исключительное многообразие обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях. В отличие от права или морали обычаи представляют собой не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в устоявшихся вариантах. · Религиозные нормы –правила поведения, зафиксированные в священных книгах. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Подчинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья (добровольное исполнение христианином определённых "дел благочестия", предписанных ему духовником за грехи в результате предшествовавшей исповеди. К ним относятся каждодневная продолжительная молитва и поклоны, паломничество по святым местам, дополнительный [сверх предписанного церковным уставом] пост, денежная или иная жертва на церковные нужды и др.), анафема (т.е.отлучение от церкви), попадание в ад, страшный суд, лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь Бога и требуют помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение, Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, например, десять заповедей из Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.). · Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организация и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы общественных организаций (профсоюзов, политических партий, клубов разного рода и т.п.). Корпоративные нормы достаточно специфичны. Так, они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей; распространяются на членов данного сообщества; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); обеспечиваются предусмотренными организационными мерами. По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они "принадлежат" структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних. В связи с изложенным важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах, которые хотя действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Другими словами, в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например, порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит. Таким образом, действуя в системе социального нормативного регулирования, право является только одним из элементов этой системы. В условиях правового демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами — необходимое условие его эффективности. Далее, обратимся к тем существенным признакам права, которые в определении для удобства изложения были отмечены номерами. 1) Нормативность. Этот признак указывает в конечном счёте на то, что право состоит из норм. С точки зрения философии норма – это естественное состояние объекта. С точки зрения количественных наук (таких, как статистика и количественная социология) норма – это признак, присущий большинству элементов совокупности. Юриспруденция использует оба определения нормы и рассматривает нормы права как правила поведения, как вид социальных норм, особенностью которых является «прохождение» через сознание и волю человека. 2) Выражение свободы личности. Свобода – это способность выступать в качестве субъекта, быть активным, деятельным, творцом; способность к самореализации. Обладателями такой способности могут быть Бог и человек, но в данном случае мы будем вести речь только о человеке. Право определяет для человека границы обязательного и необязательного, запрещённого и незапрещённого, дозволенного и недозволенного и. следовательно, правомерного (т.е. соответствующего праву) и неправомерного (т.е. не соответствующего праву) поведения. С точки зрения права, человек может воплощать свою свободу только в рамках правомерного поведения. Мера же этой свободы была выражена в философско-правовых теориях Нового времени: человек может быть свободен в той мере, в какой он не ущемляет свободу другого. 3) Формальная определённость в официальных источниках – это закреплённость права в писаном виде в специальных документах – нормативно-правовых актах (конституциях, законах, кодексах, указах, постановлениях, уставах, правилах, решениях судов, прецедентах и др.). Очень вероятно, что последний термин непонятен, поясним его значение. В переводе с латыни термин «прецедент» означает «предшествующий». В юриспруденции применяется понятие «судебный прецедент» - это решение суда, принятое по конкретному делу и являющееся образцом для рассмотрения подобного рода дел. В англо-саксонской правовой семье судебный прецедент является основным источником права. Российская Федерация принадлежит к романо-германской правовой семье, где основным источником права является закон. Однако в современном мире происходит интенсивное взаимодействие правовых культур, поэтому прецеденты в определённых ситуациях используются и в российской правовой культуре. 4) Общеобязательность норм права состоит в том, что все лица, на которых рассчитаны нормы права (курсив мой, это дополнение очень важно), должны соблюдать требования этих норм. Количество норм прав, которые расчитаны на всех лиц, находящихся на территории государства, сравнительно невелико. Это – нормы конституционного права. Гораздо больше норм, рассчитанных на ту или иную категорию населения, социальную группу (работников машиностроения; военнослужащих; студентов высших учебных заведений; достигших 16-лнетнего возраста; жителей г. Екатеринбурга и т.д.) Таким образом, общеобязательность норм права выражается не в том, что «все обязаны всё соблюдать», а в том, что лица обязаны соблюдать те нормы права, которые на них рассчитаны. Оборотной стороной общеобязательности является неперсонифицированность норм права. Она состоит в том, что нормы права не имеют индивидуального персонального адресата, а рассчитаны всегда на какую-то совокупность индивидуальных или коллективных субъектов. Так, я лично не могу в силу данного свойства права рассчитывать на то, чтобы мне был адресован отдельный закон, хотя название его звучит очень красиво: «Федеральный Закон Российской Федерации « Об обеспечении качества жизни Вадима Геннадьевича Самарина». Я могу рассчитывать на изменение качества своей жизни и на его правовое регулирование, входя в какую-либо социальную группу: работников образования, сотрудников МВД, пенсионеров, жителей г. Екатеринбурга и т.д. На лекциях мне неоднократно напоминали о том, что В.В.Путин подписал Указ, адресованный ушедшему в отставку Б.Н.Ельцину. Действительно, 31 декабря 1999 года исполняющий обязанности Президента РФ В.В.Путин подписал Указ №1773 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". Следует отметить, что это – не закон, а указ – акт, могущий быть и ненормативным (ненормативный правовой акт имеет односторонний характер и адресуется конкретным лицам). Логический же анализ названия данного Указа приводит к выводу, что адресатом его был не лично Б.Н.Ельцин, а все Президенты Российской Федерации, прекратившие свои полномочия, и члены их семей, которые были, есть и будут. Поэтому данный Указ имеет нормативный характер. В силу исторических обстоятельств 31 декабря 1999 года Б.Н.Ельцин был единственным Президентом РФ, ушедшим в отставку. Но даже на момент подписания этого Указа его адресатом было не одно лицо, а социальная группа. Аналогично складывается ситуация применительно к юридическим лицам. Не может быть закона, который был бы адресован исключительно Российскому государственному профессионально-педагогическому университету. Этот университет может изменить качество своего правового бытия, входя в определённую совокупность: образовательных учреждений РФ, образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ, образовательных учреждений Свердловской области, федеральных государственных автономных образовательных учреждений и т.д. Мне могут возразить: существует же Федеральный Закон РФ от 10.11.2009 N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Хочу обратить внимание, что этот закон адресован не одному, а двум лицам. Кроме того, следует учесть, что указанные в его названии высшие учебные заведения стали первыми федеральными университетами и было необходимо правовое регулирование их деятельности. Остальные же федеральные университеты в момент вступления данного закона в юридическую силу находились в стадии формирования. Несомненно, что на смену этому закону придёт другой, адресатами которого станут все федеральные университеты РФ. 5) Возможность использования государственного принуждения. Для обеспечения действенности права государство может использовать принудительную силу, что, кстати, закреплено в праве. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.). Таким образом, мы выяснили, что термин «право» используется в двух значениях. В широком смысле слова он обозначает высшие ценности человека как рода (добро, справедливость, порядок, разум, истина, красота и др.). В узком смысле слова право - это способ регулирования общественных отношений, для которого характерны: нормативность; выражение свободы личности; формальная определённость в официальных источниках; общеобязательность и неперсонифицированность; возможность использования государственного принуждения.
|