КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность политических институтов в теории нового институционализма. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Появление нового институционализма, как особого направления политических исследований, связано с выходом в 1984 году статьи Джеймса Марча и Йохана Ольсена «Новый институционализм: организационный фактор в политической жизни». Эти авторы первые заметили тенденцию, которая наметилась еще в конце 1970-ых, когда все больше исследователей начали приходить к выводу, что институты «имеют значение».
Причины возникновения нового институционализма: 1. Недостатки бихевиорализма и теории рационального выбора, в рамках которых, изучению институтов не уделялось должного внимания. Результаты многих исследований показали, что политические институты зачастую обладают большей объяснительной способностью, чем социальные, экономические и иные переменные. 2. Возрождение интереса к институтам в экономике, социологии и других социальных науках. Активное развитие междисциплинарных исследований, связанных с изучением различных общественных институтов и их взаимного влияния;
Основные принципы нового институционализма: • Синтетический характер: стремление объединить достоинства традиционного институционализма, бихевиорализма и ТРВ, отказавшись от крайности этих теоретических направлений. Ориентация на выявление механизмов, взаимодействия различных факторов влияющих на политику (Институты, мотивы индивидов, социальный контекст). • Использование современных методов исследования политики, созданных в рамках бихевиорализма и ТРВ. • Переход к более широкой трактовке понятия «Социальный институт». Особое понимание термина. Сущность понятия «институт» в теории нового институционализма. Дуглас Норт: «Институты - это правила игры в обществе или созданные человеком, ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношение между людьми. Институты - это все формы ограничений, которые придают определенную структуру человеческим взаимоотношениям.
Значимые признаки социальных институтов: 1. Институт - это социально разделяемые понятия, правило является социальным институтом, если не отдельный индивид, а все члены данного общества располагают знанием, что это правило существует и применяется ко всем индивидам данного общества, то есть это правило разделяется данным обществом. 2. Институты - это практически применяемые освоенные правила взаимодействия индивидов, например, как социальным институтам относятся только «работающие» правовые акты, реально на практике организующие взаимодействие между людьми. 3. Институты - это правила, ограничивающие индивидов и одновременно предоставляющие им возможности взаимодействия с другими членами общества. Например, существуют правила, согласно которому государственным языком в США является английский. Необходимость соблюдения этого правила ограничивает свободу прибывших в США иностранцев, но одновременно существенно расширяет их возможности по взаимодействию с гражданами США. 4. Институты - это правила формирующие ожидания индивидов, по поводу будущих действий, существующие в обществе правила приобретают статус институтов лишь в том случае, если они становятся ориентирами для наших будущих действий и действий тех, с кем мы взаимодействуем. Институты создают ожидание, что все члены общества будут следовать им в будущих ситуациях, тем самым организованное с помощью институтов взаимодействие индивидов приобретает регулярный характер. 5. Наличие санкций за не подчинение институту, сообщество стремится наказать тех, кто не подчиняется принятым правилам. В одних случаях, для этого создаются специальные должностные лица или органы власти: полиция, суд и т.д. В других ситуациях нарушители несет неформальное наказание, общественное порицание, бойкот. По поводу обязательности санкций, за неподчинение институту, в рамках неоконституционализма нет общей точки зрения,среди институтов выделяют совместно разделяемые стратегии, правила которые выполняются абсолютно добровольно и лишь до тех пор, пока их выполнение выгодно индивидам. Примеры совместно разделяемых стратегий: ежегодные встречи выпускников, необходимость знания англ яза для посещение США. Понятие санкций можно трактовать расширительно, как невозможность вступить во взаимодействие с членами данного сообщества (бывшими одноклассниками, гражданами США и т.д.). Санкционирование становится социальным атрибутом.
Виды институтов в неоинституционализме • По форме степени проявления а). Формальные институты: Легальные правила игры, устанавливаемые и поддерживаемые сознательно, чаще всего силой государства. Пример: конституция, законы, указы. б). Неформальные институты: Социальные норм и обычаи, основывающиеся на подчинение культурным ценностям. Традиции, обычаи, соц условности. По-мнению Дугласа Норта, единственным принципиальным отличием между формальными и неформальными институтами является форма и фиксация. Формальные в отличии от неформальных фиксируются в письменной форме. • По степени охвата а). Общие или универсальные. Регулируют отношения между всеми членами общества. б). Индивидуальные или партикулярные. Регулируют отношения между конкретными индивидами.
Основные направления нового институционализма I. Социологический институционализм (культурны подход)- понимание человека, как homo sociologicus, действия которого в решающей степени, зависят от социального окружения и принятых в обществе стандартов поведения. Рассмотрение институтов в качестве элементов в сознании индивида, которые усваиваются им в процессе социализации и определяют характер поведения индивида в конкретной ситуации. С точки зрения социологического институционализма, соц институты усвоенные индивидами, диктуют им, каким предпочтениям необходимо следовать в том или ином случае. Виды социологического институционализма: 1. Нормативный институционализм. Джеймс Марч и Йохан Ольсен: Признание решающего влияния на индивида ценностей и норм, на основе которых он принимает решения в конкретной ситуации. 2. Исторический институционализм. Представитель: Девид Кинг. Заострение внимания на роли институционального выбора совершенного в историческом прошлом. «В каждый данный момент можно преобразовать лишь немногие отдельные переменные характеристики в целом определяемых исторической традицией. II. Институционализм рационального выбора или экономический подход. Понимание человека, как homo economicus, действия которого определяются не социальным контекстом , а стремлением к максимизации собственной выгоды. Рассмотрение институтов, как правил игры, которые создаются для облегчения взаимодействия друг с другом, снижения трансакционных издержек. Институты представляют собой внешние ограничения, рамки. Накладываемые на деятельность рационального индивида, которое ориентировано на максимизацию собственной выгоды. В рамках политической науки, для изучения политической реальности используются достижения как социологического институционализма, так и институционализма рационального выбора, адаптируемые исходя из целей конкретного исследования.
Направления неоинституциональных исследований связанных с изучением отдельных политических проблем 1. Социентальный институционализм: исследование институтов структурирующих взаимодействие государства и групп интересов. Пример: теория политических сетей. 2. Структурный институционализм: изучение воздействия формальных институтов (институционального дизайна) на характеристики политической жизни (партийная система, стабильность правительства) Виды неоинституциональных политических теорий 1. Теории влияния политических институтов на деятельность политических субъектов (институциональные теории). Цель: выявление того, как институты влияют на взаимодействие акторов (институты - независимая переменная, поведение акторов - зависимая переменная) 2. Теории возникновения и изменения институтов (теории институтов). Цель: Выявление причин возникновения институтов, а также условий их изменения (институты - зависимая переменная)
|