КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I.Организационно-методический разделСтр 1 из 4Следующая ⇒ Курс:1-2. Форма обучения:очная. Семестр: 2-3. Количество аудиторных часов на дисциплину:80, из них лекций – 56, практических – 18 Количество часов на самостоятельную работу:231. Пояснительная записка Дисциплина «История зарубежной литературы» призвана обеспечить предварительное освоение студентами истории и специфики словесного творчества народов Западной Европы, во-первых, в его культурной непрерывности от античности до Новейшего времени, и во-вторых, в связи с историей искусства. Таковы цели данного курса.Очевидно, что при данной постановке вопроса курс должен носить сугубо пропедевтический характер; не уклоняясь от историзма методологически, он не может претендовать, однако, на подлинно историческую постановку конкретных вопросов, которая требует времени для трудоёмкого комментария, и должен скорее склоняться к нормативности изложения, причём отбор нормативно-вершинных памятников литературы, при том, что в данном случае он весьма строг, должен не только отражать суть историко-литературного процесса в Западной Европе, но и широко учитывать особенности рецепции этих памятников в русском культурном сознании. При распределении материала по историческим эпохам целесообразно учитывать параллельно изучаемые дисциплины, обеспечивая системность учебного процесса; так, сокращение античного материала, которое в другом случае было бы неоправданным, здесь компенсируется наличием в программе курсов по античным мифологии и искусству. Другим обязательным принципом является выявление органической связи литературы с современным ей визуально-пластическим и музыкальным искусством. Курс, являясь по существу курсом истории ряда духовных явлений, предполагает и требует некоторого необходимого уровня предварительной подготовки по общей истории Европы, в то же время расширяя и углубляя представления студента об историческом процессе, взятом как целостность материальных и духовных процессов. Таким образом курс ставит перед собой следующие конкретные задачи: - первичное усвоение студентами основных достижений науки о литературе на Западе и в России в новейшее время (от позитивизма до постструктурализма) - понимание ими историко-литературного процесса в целом, в указанном историко-нормативном аспекте, хорошее знание его хронологии и периодизации, терминологии и основных имён - анализ национального своеобразия идеологических и литературных явлений в различных странах Западной Европы - выявление художественного своеобразия крупнейших, строго отобранных, памятников литературы Западной Европы. На зачёте студент должен обнаружить знание основных закономерностей исторического развития Европы и истории её литературы, знакомство с крупнейшими памятниками литературы, а также продемонстрировать достаточный уровень глубины при анализе поэтики и исторического своеобразия этих памятников.
Содержание курса распределяется между лекционными и семинарскими занятиями по принципу границы между историческим и нормативным: лекционный материал предполагает освещение историко-культурных закономерностей, семинарские занятия – анализ нормативно отобранных вершинных памятников западноевропейской словесности. Основные понятия курса Устное и письменное, миф, языковой и фольклорный этнодифференцирующий фактор, словесное творчество, литература, авторство и его виды, мимесис, произведение, текст, литературный род и жанр, риторика и стилистика, проза и поэзия как виды поэтической речи, греко-римская античная литературная традиция, архаический эпос, катарсис, трагедия, комедия, средневековая христианская традиция, символ и аллегория, героический эпос, куртуазная идеология, народно-смеховая культура, роман, новелла, сонет, Ренессанс, Барокко, классицизм, романтизм, классический реализм, натурализм, символизм, декаданс, эстетизм, фрейдизм, формализм, социопоэтика, модернизм, постмодернизм.
II. Содержание курса Тема 1. Литература Греко-римской античности. Греция. Понятия античной истории, античной литературы и классической филологии. Периодизация и языковая картина. Гомеровский эпос и греческая архаика. Аттический период – философия, драма, лирика. Эллинистический период. Завоевание Греческой цивилизации Римом. Тема 2. Литература Греко-римской античности. Рим.. Римская литература как иноязычное продолжение греческой: зависимость от греков в глубинных мифо-образных слоях, диалектика греческого и латинского в языковой картине литературы, непосредственные воздействия греческого на римское (Цицерон). Жанровая и идейная оригинальность римских вершинных литературных явлений на этом фоне: Гораций, Вергилий, Катон, Цицерон, Сенека. Тема 3. Средневековая литература Западной Европы.Историческое введение в понятие «средние века» ("великое переселение народов", романизация, феодализация, языковая история романо-германской Европы). Основные факторы становления культуры средневековой Европы: античное наследие, мифопоэзия кельтско-германских народов древности, христианство. Христианский менталитет, средневековое двоемирие и символо-аллегорические основы средневековых литератур. Соотношение фольклора и литературы на разных этапах их развития, диалектика сосуществования латинской письменности и словесного творчества народа. Периодизация средневековой литературы. Кельтские саги о Кухулине и "фантастические" саги. Скандинавские саги. "Эдда" и языческая мифология. Поэзия скальдов. Англосаксонская поэма о Беовульфе. Общий характер латинской средневековой литературы. Каролингское возрождение и Алкуин. Жанры средневековой литературы: агиография, гимны, видения, духовные драмы. Роль пародии в латинской литературе, ее ранние образцы. Поэзия вагантов. Проблема генезиса героического народного эпоса Высокого средневековья эпоса. Ал.-ндр Н. Веселовский об обязательных условиях его существования. Формы бытования и передачи, жонглеры, хуглары, шпильманы. "Песнь о Роланде" и поэмы каролингского цикла. Испанский героический эпос и особенности исторической обстановки в Испании (Реконкиста). Черты героического эпоса и куртуазной литературы в немецкой "Песни о Нибелунгах" и ее сюжетные корни. Куртуазная (рыцарская) литература Высокого средневековья как одно из первых проявлений индивидуализма без ослабления прочности родового и корпоративного начал. Феномен "дамы" и культ Богородицы в XII в.. Светский характер рыцарской культуры при сохранении христианского мировоззрения. Поэзия провансальских трубадуров, северофранцуский рыцарский роман и поэзия труверов, немецкий миннезанг. Северофранцузский рыцарский роман. Становление, формы, генезис. Творчество Кретьена де Труа. "Роман о Тристане и Изольде", его состав и развитие. Цикл о Граале и мистические мотивы в нем. Влияние на немецкий рыцарский роман ("Парсифаль" Вольфрама фон Эшенбаха). Городская литература средневековья. Жанры: ранняя новелла, фаблио, шванки, животный эпос ("Роман о Лисе"), аллегорическая "университетская" поэма ("Роман о Розе"). Творчество Джеффри Чосера. Чосер и традиции средневековой литературы. Поэтическое творчество Франсуа Вийона как отражение средневекового миросозерцания в его высший кризисный период. Этапы развития средневекового театра. Тема 4. Ренессансная литература как кризис и начало Нового времени. Итальянский Ренессанс. Возрождение (XIV – XVI в.в.) - новая эпоха в историческом развитии Западной Европы, переворот во всех сферах культурной жизни европейских стран. Объективный исторический смысл этого переворота, соответствующий кризису феодальной системы. Начало опытного изучения природы и окружающего мира ("открытие мира и человека"). Великие географические открытия и их значение. Более глубокое усвоение античной философии и ее взаимодействие с традициями средневековой философской мысли. Новая роль неоплатонизма. Ренессансная эстетика, принципы подражания природе, ориентация на природу и разум. Создание новой системы этических представлений, несословное понимание личности, идеал "универсального человека". Формирование светской культуры. Понятие "гуманизм", особенности ренессансного гуманизма, критицизм. Ренессансный индивидуализм и личностный «титанизм», их ренессансная самокритика. Возрождение в Италии. Италия - родина европейского Возрождения. Пути объединения Италии, борьба гвельфов и гибеллинов. Данте Алигьери - великий поэт Италии, творивший в переломную эпоху - конец средневековья и начало Возрождения. Его раннее поэтическое творчество, трактаты , "Божественная комедия" – высший поэтико-философский синтез эпохи. Аллегорическое, нравственное и политическое содержание поэмы. Значение поэзии Данте в становлении итальянского языка. Франческо Петрарка - первый итальянский гуманист, ученый, филолог. Джованни Боккаччо, его учено-гуманистическая деятельность. "Декамерон" : жанр новеллы и его дальнейшая роль в истории жанров. Сюжетные источники "Декамерона". Композиционная рамка и её роль в "Декамероне", связь с идеей «Божественной комедии на композиционном уровне. Новые политические идеи XVI века. Никколо Макьяавелли, его книга "Государь» и "макьявеллизм". Творчество Лодовико Ариосто, Торквато Тассо и закат итальянского Возрождения. Тема 5. Немецкий гуманизм и Реформация ХVI в. По преимуществу учёный характер немецкого гуманизма. Новолатинская ренессансная литература Ульрих фон Гуттен и "Письма темных людей". Иоганн Рейхлин и его выдающаяся роль в богословских спорах века. Причины и смысл Религиозной Реформации, ее начало на немецкой почве и общий для всей Западной Европы характер. Отражение буржуазного мироощущения в идейной структуре протестантизма. Течения внутри «северной ереси» и идейные вожди протестантов - Лютер, Мюнцер, Кальвин. Перевод Библии Лютером и его роль в создании литературного немецкого языка. Бюргерская литература. Сатира Себастьяна Бранта. «Корабль дураков». Ганс Сакс, средневеково-народный характер его шванков. фастнахтшпилей, мейстерзингеских песен. «Народные книги» ХУ1 века: «Эйленшпигель», «Шильдбюргеры», «Доктор Фауст». Тема Фауста в мировой литературе. Религиозное своеобразие нидерландского гуманизма. Роль книгоиздания. Эразм Дезидерий (Роттердамский) как фигура общеевропейского масштаба в богословии ("новой философии Христа"), этике, ранней филологии (переводы и комментирование Библии в Оксфордском кружке). Участие его в полемике о свободе воли и создание "христианского гуманизма" как новой концепции христианского человека. Философская сатира "Похвала глупости" как шедевр ренессансной мысли. Связь ее основных идей с наиболее глубокими интеллектуальными слоями литературы позднего Ренессанса. Влиятельность Эразма. Личная дружба с Т.Мором. Эразмизм Сервантеса, Монтеня. Тема 6. Возрождение во Франции. Своеобразие французского гуманизма. Маргарита Наваррская, сборник ее новелл «Гептамерон» и усвоение итальянской новеллистической традиции. Франсуа Рабле – виднейший представитель демократической линии развития французского гуманизма. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гуманистический идеал воспитания гармонически развитой личности. Телемское аббатство как утопия. Уникальность и сложность поэтики Рабле, подчиняющей интеллектуализм высокого Ренессанса формам универсальной народно-смеховой культуры. Жизнеутверждающий пафос Рабле ("философия пантагрюэлизма") как результат народно-смехового ("карнавального") мировоззрения. Глубокая укорененность этой поэтики в национально-языковой специфике. Поэтическое творчество Пьера Ронсара. Скептицизм Мишеля Монтеня: «Опыты», философско-литературный памятник высокого Ренессанса Европы. Новизна и значение найденной Монтенем литературной формы, эссе. Тема 7. Возрождение в Испании и Португалии.Внутрилитературные и языковые предпосылки взлета словесного творчества в Испании и Португалии эпохи Возрождения. Параллельное существование позднего народного творчества (романсеро). Плутовской роман ХУ1 века ("пикареска"): новизна его поэтики (роль героя - остраненного наблюдателя, напряженность социального видения, биологизм) и точность отражения нравственно-религиозных исканий кризисной эпохи, его классические образцы: ("Ласарильо де Тормес»). Ощеевропейское многовековое влияние пикарески на литературу. Прозаический рыцарский роман в Испании 16 века. "Амадис Гальский". Традиция антично-итальянской пасторали. Мигель де Сервантес Сааведра - величайший прозаик европейского Ренессанса. Дон Кихот" (1605 -1615) как высший синтез ренессансной эпохи, абсолютная новация в истории литературных жанров и яркое нравственно-философское явление Нового времени. Мировоззрение Сервантеса - эразмистский христианский гуманизм, трагическое и мужественное видение жизни, цельность и органичность народной основы, народно-смеховое начало, игровая свобода. Этико-эстетическое единство сервантесовских мировоззрения и поэтики. Первоосновная роль "Дон Кихота" в истории романа Нового времени. Развитие испанской драмы и его этапы. Многообразие творчества Лопе де Веги, его народность и ренессансный характер. Социально-политическая доктрина "народной монархии" и "идеального государя" в "народных" драмах ("Фуенте Овехуна", "Звезда Севильи"). Влияние Лопе как создателя комедии интриги на французcкую драматургию (Мольер). Луис де Камоэнс - величайший португальский поэт Ренессанса. Его поэма «Лузиады», описывающая экспедицию Васко де Гамы. Эпичность и философский пафос поэмы. Тема 8. Английское Возрождение.Ранняя централизация страны. Формирование английского абсолютизма. Томас Мор как крупнейший представитель раннего английского гуманизма. Создание жанра ренессансной утопии в “Утопии”. Сцена и театр в елизаветинской Англии. Кристофер Марло – непосредственный предшественник Шекспира и создатель английской трагедии. Марло и макьявеллизм («Мальтийский еврей», «Эдуард II». Уильям Шекспир – величайший художник эпохи Возрождения. Периодизация творчества Шекспира. Национальная история в исторических драмах Шекспира. Комедии Шекспира. Трагедии Шекспира. Характер конфликта. Трагический герой. «Ромео и Джульетта». «Гамлет» как философско-психологическая «трагедия познания». «Король Лир» как социально-философская трагедия. Развитие и углубление философской, политической и этической проблематики в «Макбете». Поиски решения трагических проблем современности в трагикомедиях Шекспира 3-его периода творчества («Зимняя сказка» и «Буря»). Утопизм трагикомедий. Основные принципы драматургии Шекспира. Тема 9. XVII в. как особая культурная эпоха..
Тема 14. Понятие романтизма. Романтизм в литературе. Немецкий романтизм как теория и художественная практика: Фридрих Шлегель, Новалис, Гофман. Тема 15. Английский, французский и испанский романтизм. Вордстворт. Байрон и байронизм в европейских литературах. Гюго. Эспронседа. Вопрос о существовании русского романтизма Тема16.Общая характеристика французской литературы XIX в.: хронологические рамки, развитие, связи с романтизмом и философскими школами эпохи. Мировоззренческая картина и эстетическая концепция классического реализма: отношения с мимесисом, аналитизм, типизация категория прекрасного, социальность, историзм, психологизм. Жанры. Общая проблематика. Французский реализм. Национальные особенности. Творчество Ф. Стендаля. О.де Бальзак и его "Человеческая комедия" П. Мериме. Позитивизм и натурализм во французской литературе., Теория И. Тэна. Творчество Золя. Становление эстетики символизма во Франции, значение По и Бодлера для нее. Натурализм и символизм: их взаимно дополнительные отношения. Жанровая система символизма. Значение символизма для литературы XX века. Рембо, Верлен, Малларме. Группа "Парнас". Творчество Леконт де Лиля. Развитие традиций классического реализма, позитивизм и неоклассицистические черты в творчестве Флобера. Тема 17. Английская литература викторианской эпохи. Ч. Диккенс - крупнейшая фигура английской литературы XIX века. У. Теккерей. Полемический, пародийный характер его интеллектуалистского творчества. Поэты викторианской эпохи - Теннисон, Браунинг, Суинберн; английский неоромантизм - Р. Киплинг, Р. Стивенсон. Творчество Т. Гарди. Его уэссекский цикл романов. Английский эстетизм. Творчество О. Уайлда. Понятие декаданса и его соотношение с понятиями символизма и эстетизма. Тема 18. Общая характеристика драмы конца 19 - нач. 20 веков: Ибсен, Гауптман, Шоу. Символистский театр. Метерлинк, поэтика одноактной пьесы. Творчество П.Клоделя. Разработка интеллектуальной пьесы. Тема 19.Североамериканская литература XIX века. Становление новой национальной литературы и её роль в самоидентификации культурного сознания как проблема. Рост национально-североамериканского из традиционного английского наследия: По, Мелвилл. Субституции эпоса: Марк Твен, Уитмен.
Неокатолическая литература (Ф.Мориак). Шарль Пеги и его «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк». Французский экзистенциализм и его литература (А.Камю и Ж.-П. Сартр). "Новый роман" . Театр абсурда. Новейшие тенденции во французской литературе. Тема 21Английская литература ХХ века: Английский модернизм. В. Вулф, Дж.Джойс. Поэзия Т.С.Элиота Традиции реалистического романа. Дж. Голсуорси. Сциентизм и мифологическая образность и эпичность "фэнтези" Дж Р.Р. Толкина. Интеллектуальный роман 60 -90-х г.г.: Мердок, Голдинг, Фаулз. Фантастика Г. Уэллса. Грэм Грин, новизна его религиозно-философской романистики. Тема 22Литература Северной Америки: Литература США в ХХ веке: Драйзер, Фолкнер, Хемингуэй, Сэлинджер. Проблематика и поэтика. Тема 23Немецкая литература в ХХ в. Т.Манн как автор философских романов общеевропейского масштаба: «Волшебная гора», «Доктор Фаустус». Немецкий экспрессионизм в литературе – философские и мировоззренческие основания. (Ф. Верфель, Г. Бенн). Пражская немецкоязычная литература: Франц Кафка. Густав Майринк. Литература Веймарской республики: Альфред Деблин, Генрих Манн. Драматургия Б.Брехта. Романистика Г. Бёлля. Швейцарская немецкоязычная литература: Макс Фриш, Фридрих Дюрренматт. Писательская ситуация в ГДР: официальная и нелегальная литература. Криста Вольф. Австрийская современная литература: Томас Бернхард, Эльфрида Еллинек.
|