КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русский театр первой трети XVIII века. Театральное искусство при Петре I.Развитие драматургии в России, да и на всей территории Европы XVIII века, характеризуется доминированием классицизма. По теории этого стиля, возникшего на просторах Франции, все литературные и драматургические жанры классифицируются на высокие и низкие. Трагедия относится к благородным, то есть, высоким жанрам, что повлекло за собой большой интерес к ее постановкам у таких деятелей, как Херасков, Сумароков и еще многих других не менее талантливых драматургов. Классицизм – рычаг управления народом Все трагические пьесы этого времени пропитаны одной общей концепцией, которая основывается на борьбе между чувствами главных персонажей и гражданским долгом, государственными обязанностями. В целом, можно сказать, что классицизм всецело направлен на четкое разделение мира на черное и белое. Нельзя не сказать, что структура классицизма и его довольно строгие рамки всецело соответствовали политическим принципам того времени, то есть, абсолютной монархии. Такие жесткие границы театрального искусства, стандартный репертуар, «нужная» комбинация тем и художественных средств очень хорошо гармонировала с жизнью российской общественности. Власти поощряли пьесы, тематика которых призывала сделать личный выбор в пользу общественно-социальных интересов, а именно, интересов власти. Сценические постановки призывали народ всецело подчиняться всем действующим правилам. Великий Ломоносов в свое время разработал теорию «трех штилей». Она предусматривает написание трагических произведений высокопарным слогом, который должен сочетаться с огромным количеством старославянизмов. Стоит подчеркнуть, что созданием пьес занималась даже сама Екатерина Вторая. Ее произведения часто ставились в различных театрах. И, надо сказать, что других вариантов просто не существовало. Немного позже появляются на театральных подмостках комедии, которые очень быстро обретают популярность и востребованность. Главной задачей комедийных постановок являлось осмеивание таких человеческих пороков, как глупость и невежество. Из самых ярких представителей этого жанра можно выделить такие произведения, как «Бригадир» и «Недоросль», написанные Д.И. Фонвизином. Вплоть до средины XVIII века сценические представления в России были развлечением исключительно для элиты, в отличие от средневековой драматургии, которая возникла из простонародья и была массовым культурным явлением. В России же театр предназначался только для представителей аристократии и высших слоев общества. Существовали только придворные и домашние театральные заведения, к примеру, Эрмитажный петербургский театр. А первые публичные, доступные всей общественности драматические театры на просторах России возникли лишь в 50-х годах 18-го столетия. Ещё с 18 века в Москве работали иноземные театральные труппы, в основном французские и итальянские. Это были частные антрепризы. Помещения они строили свои или оборудовали частным образом какие-либо чужие постройки. В 1702 году Пётр I построил в Москве на Красной площади близ Никольских ворот Кремля первый в России публичный общедоступный театр, который просуществовал до 1706 или 1707 года и назывался «Комедиальная храмина». Для него было построено длинное одноэтажное здание. Зрительный зал вмещал до 400 человек. Представления давались по понедельникам и четвергам и сопровождались музыкой и сценическими эффектами.[2]. Театр предназначался для выступлений иностранных (в первую очередь немецких) лицедеев. Это была труппа И. Кунста, который вскоре организовал и первую русской труппу и первую в России драматическую школу. Затем его сменил тоже немецкий антрепренёр О. Фюрст (по другим написаниям Отто Фиршт). При нём и ещё в течение последующих лет на придворной сцене в Петербурге и в Москве выступали исключительно иностранцы: итальянская опера с балетом Ф.Арайи, немецкие труппы Манна, К. Аккермана, К. Нейбер, французская — под руководством Сериньи и др. B 1704 году русские актёры показали в театре три пьесы на родном языке. Однако надо учесть, что эти зрелища больше напоминали рыночный балаган. Под истинными театрами понимали действа иноземных комедиантов. 19. Русский театральный классицизм. Творчество А.П. Сумарокова. Театр XVIII века в России, как и во всей Европе – это доминирование классицизма. Как известно, согласно теории классицизма, разработанной во Франции, все литературные жанры делятся на высокие и низкие. Трагедия относится к высоким, благородным жанрам. Вследствие этого на отечественной сцене появляются трагедии Сумарокова, Хераскова и других выдающихся драматургов столетия. Стоит отметить, что если средневековый театр был забавой простонародья, говоря современным языком, явлением массовой культуры, то в восемнадцатом столетии театр – элитарное искусство, предназначенное для представителей высшего сословия. До середины века функционируют только домашние или придворные (Эрмитажный театр в Петербурге) заведения. На их сценах играют крепостные актёры, и уже тогда актёрская профессия была зависимой. Много комических опер написала сама Екатерина II. Ее псевдонародные произведения строились на смешных недоразумениях, сказочных сюжетах. Спектакли по ее пьесам ставились как феерические представления. Первые публичные драматические театры в России появляются в 50-ых годах 18 века, в Москве и Петербурге. Во второй половине XVIII века начинает формироваться национальная исполнительская школа, намечается оригинальная манера актерской игры, сценического поведения. Обширный репертуар, включающий пьесы различных направлений, помогал выявлению талантов, совершенствованию актерского искусства. Обогащению профессиональных навыков способствовали выступления драматических актеров в операх, балетах, музыкальных спектаклях. На публичном театре женские роли впервые стали исполняться женщинами в 1757 г., вслед за учреждением постоянного русского театра. Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Из крепостных вышел и знаменитый артист Щепкин. В первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа в смысле некоторой преемственности и общности приемов, тона и стиля игры. Эта была школа европейская, точнее — французская. Первыми образцами, которым пришлось следовать первой русской труппе, были иноземные театры в Петербурге, в особенности французская труппа Сериньи, состоявшая, по свидетельству современников, из весьма талантливых артистов. Во главе художественной части юного русского театра был поставлен Дмитриевский, который усвоил стиль и манеру игры лучших из европейских трагиков того времени и в тех же правилах воспитал целую плеяду современных ему русских актеров. Таким образом, театр в России во второй половине XVIII века приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей. Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (1717—1777) — один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века, создатель репертуара первого русского театра. Тесть Я. Б. Княжнина, дядя П. И. Сумарокова. Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII — нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова «наперсником Буало», «северным Расином», «Мольером», «российским Лафонтеном». Литературная деятельность Сумарокова отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения. Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким». Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы. Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное тщеславие («не в титле, в действии быть должно дворянином»), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем — людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»). Сумароков — один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен.
|