КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Школьный театр в России и Беларуси.Появление школьного театра на Руси в XVII веке связано с развитием школьного дела. Ученые, монахи, преподававшие в духовных школах, в частности из Киево-Могилянской Академии, где школьная драматургия и театр достигли высокого уровня развития, прекрасно понимали их воспитательное значение. Школьный театр в России XVII века формировался как театр социально - политической ориентации и поэтому несет на себе отпечатки придворной эстетики. При постановке школьных пьес драматурги следовали специальным руководствам, из которых они черпали знания о сценической игре, режиссуре и оформлении спектаклей. Согласно законам школьного театра мизансцены строились таким образом, чтобы актеры всегда находились лицом к зрителям, а главное действующее лицо обязательно должно было стоять посредине сцены, а второстепенные - по бокам от него. Поведение актера на сцене определялось правилами 'изящной игры', следуя которым левую руку следовало держать на боку, а двигать только правой; в редком случае, если надо было показать отчаяние, поднимать ее выше плеча. Особое внимание уделялось выразительности кисти руки: жест и мимика актера предваряли слова, изображали то, о чем он собирался говорить. Ходить и стоять актеры обязаны были, сохраняя так называемый 'сценический крест' (стопы ног развернуты в стороны). Главное требование сценической игры заключалось в естественности изображения подлинных лиц и пробуждении 'душевных ощущений' у зрителей.
Возможности духовного воздействия школьного театра в XVI веке использовались в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами - с лютеранством и православием. Украинские ученые-монахи, сопротивляясь римско-католическому влиянию, использовали средства своих противников-иезуитов, в том числе и школьный театр, который пришел на Украину из Польши. Однако, в отличие от пышных спектаклей иезуитов, тяготевших к произведениям эпохи Возрождения, украинский школьный театр в значительной степени сохранял приверженность к условным приемам средневековой драмы, ее жанрам - 'мистерии' и 'моралите'. В схоластической, оторванной от жизни, основанной на церковных догмах драме действовала в основном не люди, а аллегорические персонажи: Добро, Зло, Надежда, Зависть и т. д. По форме это были 'декламации' - монологи персонажей в сопровождении хора, исполнявшиеся в праздничные дни. Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киево-Могилянской академии-образованного человека, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году Полоцкий переезжает в Москву, где выполняет различные обязанности: переводчика, учителя латинского языка, воспитателя царских детей. Много времени он отдавал чтению и литературной работе. С Полоцкого 'начинается, хотя еще в самом глубоком зародыше, поворот литературной жизни, искание нового содержания и новой формы'. В сборнике его произведений 'Рифмологион' (1679) были напечатаны две пьесы: 'О Навходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных' и 'Комидия притчи о блудном сыне'. Пьеса 'О Навходоносоре...' была написана Полоцким на основе того же библейского сюжета, что и 'Пещное действо', которое к этому времени было запрещено. В 'Предисловие' (прологе) к пьесе 'О Навходоносоре...', обращенном к царю Алексею Михайловичу, прославлялись его добродетели: благочестие и 'смирение', соблюдение приличий царского сана, и доброты, которые противопоставлялись нечестию и 'гордости' царя Навходоносора, возомнившего себя превыше 'всех богов'. После изложения содержания пьесы, указывалась цель: дать 'утеху сердцам' царя и верным ему князьям и боярам. Вторая пьеса Симеона Полоцкого 'Комидия притчи о блудном сыне' (предположительно 1673 -1678 годы) написана на основе евангельской притчи и имеет нравоучительное содержание, о котором автор говорит в прологе: 'Велико пользу может притча дати, только изволите прилежно внимати'. В 'Комидии притчи о блудном сыне' Полоцкий осуждает юношеские порывы к освобождению из-под воли отцов, стремление жить, 'как ей любо', и говорит о снисходительно-мудром отношении к заблуждениям молодости.
Симеон Полоцкий создавал свои пьесы о Навходоносоре и блудном сыне в соответствии с художественными законами школьной драмы. Они написаны на библейский и евангельский сюжеты в стихах; их отличает четкость композиции, компактность и сценичность; их язык, в сравнении с пьесами придворного театра, прост и ясен. В пьесах отсутствуют схоластика и аллегорические персонажи, характерные для школьной драмы. У Полоцкого действуют вполне реальные лица, жизненные и убедительные. В направленности пьес явно ощутима их связь с русской действительностью, стремление откликнуться на значительные проблемы времени: 'сопоставление царя Алексея Михайловича с другими царями и монархами' и определение его места в мировой истории. Школьный и придворный театр в Несвиже Талия и Мельпомена —древние музы греческой мифологии, опекавшие комедию и трагедию, поселились в Несвиже намного раньше, чем в некоторых других городах. Первый в Белоруси придворный крепостной театр был создан в резиденции Радзивиллов в середине XVIII века. Еще раньше здесь начал действовать школьный театр — тоже один из самых ранних на белорусской земле. Первое известное нам его представление состоялось в 1696 году, когда местные школяры показали пьесу «Млечный путь радзивилловского орла». А через два года на несвижской сцене была поставлена драма «Вакх, опьяневший от крови и убийства». Деятельность несвижского школьного театра, как и придворного, нельзя, безусловно, идеализировать. Их создатели преследовали свои интересы. Несвижскую коллегию содержали иезуиты, чья деятельность была направлена на окатоличивание и ополячивание местного населения. Монахи-иезуиты верой и правдой служили Радзивиллам, феодальному строю. Их усилия были направлены на то, чтобы народ покорно подчинялся угнетателям. Спектакли несвижских школяров (или рассчитаны на социальные верхи), шли на чужих, непонятных крестьянским массам латинском и польском языках. Однако надо учитывать тот факт, что в то, время других школ и других театров на территории Белоруссии не было. Коллегии, подобные Несвижской, являлись одновременно и единственными распространителями образованности — пусть средневековой, ограниченной. Поэтому школьный театр — явление противоречивое. Наряду с реакционным началом в нем соседствовали ростки нового. Вот как говорит об этом известный русский искусствовед В. Н. Всеволодскнй-Гернгросс: «Школьному театру принадлежала заметная историческая роль в культурной жизни многих европейских стран. Возникнув в XII веке в гуманистических школах, он первоначально имел только учебно-воспитательное назначение. В XVI столетии Лютер использовал школьный театр в качестве орудия борьбы с католицизмом... В конце XVI столетия школьный театр получил широкое распространение на Украине и в Белоруси. Позже украинское духовенство принесло его в Великороссию — сначала в Москву, а затем и в другие русские города». Как уже говорилось, первые постановки несвижского школьного театра относятся к концу XVII века, К сожалению, тексты пьес, которые тогда показывались, до нашего времени не дошли. Они известны нам лишь по пересказу русского ученого В. И. Резанова. Чем экономика Санкт-Петербурга отличается от экономики Карелии? Банки Петрозаводска - подробности. Новые вклады и кредиты. Зато в библиотеке Вильнюсского университета сохранились программы некоторых несвижских школьных представлений первой половины XVIII века. Из них следует, что в 1723 году, перед каникулами, местными школярами показывалась драма «Зрелище мира», рассказывающая о Христофоре Колумбе. Выбор такого необычного для иезуитской сцены сюжета объясняется совпадением имен открывателя Америки и несвижского мецената Криштофа (Христофора) Кондратовича, которому была посвящена драма. Между ее актами исполнялись интермедии. Сохранились также программы 1730 и 1732 годов, когда ставились пьесы «Дух бурь» и «Золотая свобода вне свободной власти царства мудрых».
|