Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Социальная структура обществ Древнего мира.




Читайте также:
  1. B) это составная часть общественного воспроизводства, отражающая те же стадии (фазы) процесса воспроизводства, но только со стороны движения инвестиционного капитала;
  2. Foreign Office – структура, функции…..
  3. Gt; Социальная интеграция и системная интеграция
  4. I. Сущность и структура финансового рынка.
  5. I. Теория общества в социологии
  6. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
  7. II. Жиры (ацилглицеролы). Их структура, классификация и свойства
  8. II. Начало процесса исторического развития общества.
  9. II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация
  10. II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальная структура Древнего Востока. Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью. Ниже его распо­лагались знать, жрецы, высшие чиновники. Многочислен­ный аппарат чиновников следил за управлением и функ­ционированием государства. Воины, служащие в составе постоянной армии, обеспечивали внутренний порядок в тюсударстве и его защиту от внешних врагов.


Основную часть общества составляли крестьяне-общин­ники. Сельская община являлась основной производствен­ной единицей общества, а основной ячейкой общины была большая патриархальная семья. В ходе процесса приватиза­ции появляется имущественное неравенство и, вследствие этого, зависимые категории населения. Зависимость могла выступать в форме долговой кабалы или арендных отноше­ний на землю.

В городах жили торговцы и ремесленники. Ремесленни­ки часто попадали в зависимость, оказываясь в составе го­сударственного или храмового хозяйства. Среди торговцев выделяется привилегированная прослойка купцов, занима­ющаяся транзитной торговлей с другими странами.

В самом низу общества находились рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военноплен­ных и лишь позднее долговое рабство. Как уже говорилось, рабство было патриархальным, раб входил в состав боль­шой патриархальной семьи.

На Востоке в качестве организующей общество структу­ры сложилась система корпораций. Частично этими корпо­рациями становились уже известные социальные институ­ты (семьи, кланы, общины), частично — новые (касты, сек­ты, цехи). Корпорации на Востоке представляли собой спло­ченные и организованные группы населения, имеющие свой устав и свои нормы поведения, отличающие их от других корпораций. Корпорация обеспечивала его члену определен­ные гарантии защиты от произвола, обычного в восточном обществе. Человек был тесно вовлечен в жизнь корпорации. Обратной стороной этой вовлеченности выступало своеобраз­ное растворение человека в коллективе. Человек осознавал себя, прежде всего, как часть коллектива, а не отдельной личностью, независимой от других.

Через корпорации государству было проще контролиро­вать общество. Государственным чиновникам было доста­точно обратиться к главе корпорации, чтобы добиться же­лаемого.



В Индии сложилась структура общества, отличная от других древневосточных обществ. Индийское общество со­стояло из варн и каст. О четырех варнах было сказано выше.


Со временем четвертая, низшая варна шудр стала повы­шать свой статус, сближаясь в своем положении с вайшья­ми, которые соответственно утратили часть своих позиций.

Варны кшатриев и брахманов находились на самом верху индийского общества. Между ними происходила по­стоянная борьба за власть. Брахманы опирались на не­пререкаемый религиозный авторитет. Согласно брахма­низму — древнейшей индийской религии, брахманы зани­мают более высокое социальное положение, чем кшат­рии. В итоге данное противостояние закончилось в пользу брахманов. Попытка кшатриев заменить брахманизм буд­дизмом и джайнизмом завершилась неудачей. Вплоть до настоящего времени в Индии доминирует развившийся из брахманизма индуизм.

Согласно представлениям жителей Древней Индии, че­ловек в течение земной жизни не мог выйти из состава сво­ей варны. Но, согласно закону кармы, хорошие и плохие поступки суммировались, и в итоге человек в будущей жиз­ни мог сменить варну на лучшую. Если плохие поступки преобладали, человек перерождался в шудру или животное. Закон кармы приводил к пассивности индийцев в социаль­ной жизни, способствуя их концентрации на нравственном совершенствовании.



Со временем система варн становилась только жестче и разветвленнее. Варны делились на подразряды — касты. Все общество превратилось в строгую систему каст. Вторгавши­еся в Индию завоеватели находили в этой структуре опреде­ленное место и вливались в нее как новая каста. Ниже сис­темы каст находились неприкасаемые, находящиеся вне общества и закона, любой контакт с ними был запрещен.

Социальная структура Древней Греции. Греческий по­лис функционировал как государство-община. Опорой по­лиса были граждане — полноправные члены полиса. Граж­дане обладали правами и обязанностями в соответствии с законами полиса, участвовали в его управлении и защите. Все граждане в зависимости от богатства были разделены на разряды, согласно которым на них налагались соответ­ствующие имущественные обязанности. Полис гарантиро­вал гражданину права, в том числе, что очень важно, право на частную собственность.


К неполноправным членам полиса относились зависи­мые крестьяне, утратившие свою землю, и иноземцы. И те, и другие не имели права на участие в управление по­лисом, поскольку не владели землей. Иноземцы, которых называли метеками, могли быть богатыми людьми, но по-литиче-скими правами не обладали.

Бели гражданин полиса пользовался большей свободой, чем представитель древневосточного общества, то рабы в Греции и Риме находились в худшем положении, чем на Востоке. Стабильное восточное общество, по большому сче­ту, не стремилось усиливать эксплуатацию рабов. При пат­риархальном рабстве раб считался младшим членом семьи.

В Греции, а затем и Риме товарно-денежные отношения и хозяйство, ориентированные на рынок, приводили к уси­лению эксплуатации рабов. Рабы стали рассматриваться не как люди, обладающие какими-либо правами, а как сред­ства получения прибыли. Хозяин относился к рабу как к своей собственности и мог делать с ним, что хотел. Обычной была ситуация, когда раба отправляли на рудники, где он быстро погибал, и его сменял новый, купленный на рынке раб. В Римской империи появилась особая категория ра­бов, которые сражались между собой для развлечения граж­дан — гладиаторы.

В Греции отсутствовала могущественная жреческая про­слойка. Греки относились к своим богам не так, как на Во­стоке. Греческие боги были похожи на людей, обладали до­стоинствами и недостатками и между богами и людьми не было такой огромной дистанции, как на Востоке.

Социальная структура Древнего Рима. В Риме, в отли­чие от греческих полисов, родовые пережитки существова­ли дольше и оказывали более сильное влияние на обще­ственную жизнь. Римская семья — классический пример большой патриархальной семьи. Глава семьи полностью распоряжался в своем доме, мог казнить, продать в раб­ство или наказать своих родственников. Также он выпол­нял жрече-ские функции в своем доме.

Римские граждане назывались квиритами. Первоначаль­но правами гражданства обладали только патриции — по­томки первых жителей Рима. Плебеи — потомки поздних переселенцев — не участвовали в политической, обществен-


ной и религиозной жизни общины, несмотря на то, что были более многочисленны. После долгой борьбы плебеи вынудили патрициев уступить им часть прав. В итоге рим­ское общество разделилось на три сословия: нобилитет (знать); всадников (представители этого сословия одно вре­мя служили в кавалерии); плебеи. Нобилитет занимал го­сударственные должности, всадники были торговцами и финансистами, плебеи являлись непосредственными про­изводителями. Плебеи не могли претендовать на избрание на государственные должности.

Основным занятием граждан в Риме, в отличие от Гре­ции, было земледелие, не ориентированное на рынок. Граж­дане-земледельцы составляли основу римской армии, при­зываясь на службу вслучае войны. Позднее, когда римляне уже не могли одновременно вести войны по всему Средизем­номорью и вести свое хозяйство,-римская армия становится профессиональной. Обедневшие крестьяне стали профессио­нальными солдатами.

Число римских граждан было невелико в сравнении с количеством жителей завоеванных Римом земель. Постепен­но римляне были вынуждены разделить завоеванные земли на несколько категорий (провинций), облагая их различны­ми податями. Жители провинций стремились стать рим­скими гражданами. Как правило, римское гражданство при­обреталось посредством службы в римской армии. Со време­нем провинциальная знать обрела большое влияние и стала выдвигать из своих представителей римских императоров. Наконец, в 212 г. н. э. все жители Римской империи полу­чили римское гражданство.


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 8; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты