Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Журналистика России 4 страница




Сразу же после окончания гражданской войны, когда тысячи представителей русской интеллигенции оказались за рубежом, начали издаваться многочисленные русскоязычные газеты и журналы, которые, с одной стороны, являлись частью системы прессы зарубежных стран, а с другой, – одним из направлений развития русской журналистики. Различные политические группы издавали за границей в общей сложности свыше трех тысяч периодических изданий. Послеоктябрьские эмигранты по-разному относились к покинутой Родине, и спектр политической ориентации эмигрантских изданий был очень широк – от социалистической до ультрамонархической. Эмигрантская периодика выходила в разных городах Европы, в частности, в Риге – «Сегодня» (под редакцией М.А. Ганфмана), в Варшаве – «За свободу» (основана Б.В. Савинковым), в Константинополе – «Константинопольское эхо» (издавалась И.М. Василевским), в Белграде – «Новое время» (редактор М.А. Суворин) и т.д. Основными центрами эмигрантской прессы являлись Париж и Берлин.

Наиболее авторитетным деятелем русскоязычной журналистики в Германии был И.В. Гессен, председатель Союза русских журналистов в Берлине, редактор издательства «Слово», организатор издания «Архив русской революции». Основное его детище – ежедневная политическая газета «Руль» (1920–1931 гг.) кадетского направления, которая являлась одним из крупнейших изданий русского зарубежья. Здесь же с 1 февраля 1921 г. начал выходить журнал «Социалистический вестник» – орган русской социал-демократии, организованный Ю.О. Мартовым (в дальнейшем издавался в Париже, Нью-Йорке, просуществовал до 1965 г.). А.Ф. Керенский выпускал свою газету «Дни» с 1922 по 1925 гг. в Берлине, а затем она была переведена в Париж. Программа газеты «Дни» предусматривала независимость от каких-либо партий и течений.

К числу наиболее известных и авторитетных парижских изданий русского зарубежья относится газета «Последние новости» (1920–1940 гг.) республиканско-демократического направления, которая редактировалась сначала М.А. Гольштейном, а с весны 1921 г. и до самого закрытия – П.Н. Милюковым. Газета «Возрождение» (1925–1940 гг.), выходившая на первом этапе под руководством П.Б. Струве, имела правоцентристское направление и отличалась крайним антисоветизмом. Между этими двумя изданиями велась ожесточенная полемика по всем политическим вопросам и, прежде всего, о степени ответственности за то, что произошло в России.

Сменовеховское течение оформилось в связи с изданием в Праге в 1921 г. сборника «Смена вех», а затем было представлено журналом, выходившим под тем же названием в Париже, газетами «Новости жизни» (Харбин), «Накануне» (Берлин) и др. Среди сменовеховцев зародилось движение за возвращение на Родину, под влиянием которого оказались многие видные представители русской интеллигенции. Часть бывших эмигрантов достаточно быстро адаптировалась в Советской России, вписалась в новые социально-политические отношения, а часть так и осталась отторгнутой и была сразу же или впоследствии подвергнута репрессиям.

Благодаря нэпу к середине 20-х гг. уровень промышленного развития дореволюционной России был не только восстановлен, но и превзойден на 32 процента. В то же время по общим показателям хозяйственного развития Советский Союз находился еще на начальных этапах индустриализации. Страна оставалась преимущественно аграрной, крестьянской: более 80% людей жило в деревне. Около половины населения старше 9 лет было неграмотным. Курс на индустриализацию страны, официально закрепленный в качестве генеральной линии развития на XIV съезде партии в 1925 г., означал начало нового периода, традиционно определяемого как период первых пятилеток.

Одна из характерных тенденций развития журналистики второй половины 20-х – 30-х гг. – значительный количественный рост газетной периодики, особенно во время первой пятилетки. Если в 1925 г. в стране выходило 1120 газет с разовым тиражом 8,1 млн. экз., то в конце первой пятилетки (1932 г.) их количество возросло до 7,5 тысяч, а общий тираж превысил 35,5 млн. экз. Во второй и начале третьей пятилеток экстенсивное развитие прессы продолжалось, но уже не так масштабно: к 1940 г. количество газет достигло примерно 8, 8 тысяч, а тираж – более 38 млн. экз. (из этого числа тираж центральных газет составлял 8,7 млн. экз.).

В значительной степени количественный скачок в системе периодики произошел за счет открытия новых фабрично-заводских газет, появлявшихся в связи со строительством и вводом в эксплуатацию крупных промышленных предприятий – «первенцев» пятилеток. Одной из первых заводских газет была «Мартеновка», выходившая на московском заводе «Серп и молот» с 1926 г. Этот же тип изданий представляли «Московский автозаводец», «Домна» (Керчь), «Голос Дзержинки» (Днепродзержинск), «За уголь» (Сталино), «Даешь трактор» (Сталинград), «За генеральную линию» (Калинин), «Портовик» (Ленинград) и мн. др.

Коллективизация сельского хозяйства вызывает бурный рост низовой колхозной и совхозной печати. Появляется новый тип изданий – районные газеты, количество которых начинает резко увеличиваться после постановления ЦК ВКП(б) «О реорганизации сети газет в связи с ликвидацией округов» (1930 г.). Если в 1928 г. их было всего 46, то 1932 г. – 1918. В 1940 г. число «районок» достигло 3800, они стали выходить во всех регионах страны. Как это было определено партийным руководством страны, районная газета должна была являться «массовым политическим органом» и иметь «ярко выраженный производственный» характер. Недолговечным, но достаточно интересным явлением стала политотдельская печать – издания, выходившие при политотделах МТС (машинно-тракторных станций) и совхозов с 1933 по 1935 гг.

Значительная часть местной периодики издавалась на национальных языках, а к середине 30-х гг. почти треть всех газет в стране выходила на языках народов СССР. В этот же период в тех национальных республиках, в которых были образованы области, появились новые областные издания, а в ряде крупнейших городов были созданы городские вечерние газеты. В конце 30-х гг. в связи с присоединением к СССР новых территорий (Западная Украина, Западная Белоруссия, страны Прибалтики) был создан ряд новых национальных газет, в том числе республиканские «Советская Латвия», «Советская Литва», «Советская Эстония» (1940 г.).

Центральная печать развивается количественно в первую очередь за счет новых отраслевых изданий – возникают газеты «Социалистическое земледелие», «За индустриализацию», «Техника», «Лесная промышленность», «Водный транспорт», «Уголь», «Строительная газета», «Машиностроение», «Советская торговля» (до 1934 г. – под названием «Кооперативная жизнь») и т.п. Появление этих изданий было обусловлено требованием партийного руководства поставить производственную пропаганду в общегосударственном масштабе, что вытекало из общего курса на индустриализацию и коллективизацию страны. Значительная часть газет, посвященных отдельным отраслям промышленности и сельского хозяйства, прекратила свое существование в конце 30-х – начале 40-х гг. В то же время многие типы изданий, точно ориентированные на определенные читательские группы, оказались очень жизнеспособными и продолжают выходить до сегодняшнего дня. Речь идет о таких изданиях, как центральная ежедневная газета «Красный спорт» (с 1946 г. – «Советский спорт»), увидевшая свет в 1924 г., «Литературная газета» – орган правления Союза писателей СССР, которая начала издаваться с апреля 1929 г. и др.

Возросшая потребность в массовом распространении научно-технических знаний стимулировала интенсивное развитие специальных журналов. В 30-е гг. идет значительный количественный рост производственных журналов по разным отраслям промышленности, сельского хозяйства, строительства. В их задачи входило техническое просвещение, повышение уровня квалификации специалистов, пропаганда передового опыта, агитация за досрочное выполнение государственных планов. Именно в этот период были созданы журналы «Промышленная энергетика», «Цемент», «Станки и инструменты», «Сельхозмашина» и т.д. Учебно-производственные функции выполняли многочисленные массовые технические журналы, которые были рассчитаны главным образом на рабочих, – «Машинист», «Каменщик-штукатур», «Железобетонщик», «Слесарь, водопроводчик, отопленец» и пр. Аналогичные издания появляются и в регионах. В частности, только производственно-технические журналы издавались приблизительно в 150 населенных пунктах СССР. Например, в Новосибирске выходил журнал «За индустриализацию Сибири», в Самаре – «За индустриализацию Средней Волги», в Ленинграде – «На фронте индустриализации» и пр. В связи с развитием социалистического соревнования и стахановского движения в стране в 1936 г. был создан всесоюзный массовый журнал «Стахановец», занимавшийся пропагандой передового опыта, новых методов труда.

Происходит значительное укрепление типа научных журналов, издателем которых в основном выступает Академия наук: появляются «Журнал прикладной химии», «Журнал технической физики» и т.д. Растет число научно-популярных изданий. В частности, в конце 20–30-х гг. начали издаваться: «Знание – сила», «Наука и жизнь», «Техника – молодежи», «Юный натуралист» и др.

Своеобразным явлением в системе печати страны стали журналы, созданные по инициативе и при непосредственном участии А.М. Горького, вернувшегося на родину в 1928 г. Все горьковские журналы отличались новизной и оригинальностью типа. Так, например, журнал «Наши достижения» (1929 г.) был задуман и реализован специально под жанр очерка. Задачам пропаганды достижений Страны Советов, но уже с акцентом на фотоиллюстрации, служил и журнал «СССР на стройке» (1930 г.), издававшийся на нескольких европейских языках. Журнал «Колхозник» (1934 г.), рассчитанный на сельскую аудиторию, совмещал в себе черты общественно-политического, литературно-художественного и научно-популярного издания. Литературно-критический журнал «Литературная учеба» (1930 г.) ставил своей целью «учить начинающих писателей литературной грамоте, ремеслу писателя, технике дела, работе словом и работе над словом». В целом в стране в 1940 г. выходило более 1800 журналов с годовым тиражом около 250 млн. экз.

30-е гг. называют «золотом веком радио». Это связано не только с количественными показателями – возрастанием объема вещания (почти вдвое), увеличением числа радиовещательных станций (в 1937 г. их было уже 90), значительным расширением аудитории радио, но и с переходом на новый качественный уровень – использованием специфических «радийных» черт, звуковых средств выразительности, собственных форм и жанров. В 1929 г. Всесоюзное радио провело первый опыт трансляции спортивного праздника и футбольного матча со стадиона «Динамо». Регулярными становятся радиорепортажи, радиопереклички, радиомитинги, проводятся различные радиоконцерты, радиофестивали, устойчивые черты приобрела вся структура радиопрограмм.

На период первых пятилеток приходится зарождение нового средства массовой коммуникации – телевидения. Успешные опыты по передаче изображения, проведенные в середине 20-х гг., стали толчком для форсирования научно-технических разработок в этой области. В 30-х гг. началось строительство телевизионных центров в Москве и Ленинграде, решением правительства было организовано производство телевизионной аппаратуры. В 1934 г. в стране была проведена первая передача телевизионной программы, а уже через несколько лет «Правда» сообщала своим читателям: «Вскоре закончится сооружение московского телевизионного центра... Некоторое время назад начались испытания телевизионной аппаратуры. Для проверки качества передач установлены телевизионные приемники в тридцати пунктах столицы и ее окрестностях... Регулярные опытные передачи начнутся в мае. К этому времени в клубах, домах культуры, красных уголках и других местах Москвы будет установлено около ста телевизоров»12. Это была еще начальная стадия развития телевидения, которая характеризовалась главным образом подготовкой материально-технической базы для массового вещания.

Развитие системы журналистики в 20–30-х гг. осуществлялось под непосредственным руководством и постоянным контролем со стороны партии. Ее деятельность регулировалась не столько законодательством страны, сколько многочисленными документами РКП(б) – ВКП(б) – КПСС, направлявшими как формирование системы агитации и пропаганды в целом, так и функционирование отдельных типов, даже конкретных периодических изданий. С конца 20-х гг. наступает период расцвета командно-административной системы в СССР, начинается последовательное свертывание гласности в отношении государственного и партийного аппаратов, а к середине 30-х гг. она была сведена до минимума.

Курс на индустриализацию страны, принятый в качестве генеральной линии партии в конце 1925 г., был поддержан практически всеми лидерами страны. Однако острые разногласия возникли по поводу темпов проведения индустриализации и той цены, которую должна была заплатить деревня за развитие промышленности. Идея сверхиндустриализации, т.е. осуществление ее форсированными темпами, была выдвинута первоначально Л.Д. Троцким, но отвергнута руководством партии. В 1928 г. уже И.В. Сталин начал говорить о «дани», о «сверхналоге» с крестьян в связи с необходимостью «сохранить и развить дальше нынешний темп развития индустрии». Н.И. Бухарин в статье «Заметки экономиста (к началу нового хозяйственного года)», опубликованной в «Правде» в 1928 г., выступил против дисбаланса в развитии промышленности и сельского хозяйства, против разрыва «интересов производства и интересов потребления». Эти идеи, по сути оппозиционные к курсу И.В. Сталина, были развиты Н.И. Бухариным и в других работах – «Новый курс экономической политики», «Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз», «Экономика Советской страны» и пр. Одновременно он и его сторонники развернули критику командно-административных методов работы партии. Вскоре Н.И. Бухарин был обвинен в «правом уклоне» и освобожден с поста ответственного редактора «Правды», выведен из состава Политбюро ЦК. Аналогичные меры были приняты и по отношению к его соратникам.

1 октября 1928 г. официально началось выполнение первого пятилетнего плана, намеченного на 1928–1933 гг., но вокруг самой концепции и основных заданий на пятилетку еще продолжались внутрипартийные дискуссии. В январе 1929 г. газета «Правда» вышла с заголовком на всю первую полосу «Ленин – знамя миллионов». Под ним была помещена большая фотография В.И. Ленина и впервые публиковалась его статья «Как организовать соревнование». Она была перепечатана многими другими газетами, издана отдельной брошюрой огромным тиражом. Вскоре были опубликованы и контрольные цифры на первую пятилетку. В короткий срок соревнование охватило все отрасли промышленности, все индустриальные центры страны, а затем сельскохозяйственную сферу, образование, торговлю и пр.

Темы пятилетки и соревнования, неразрывно связанные между собой, стали главными во всех партийно-советских изданиях. Иногда им отводилось до трех четвертей всей газетной площади. Согласно указанию ЦК партии, как в центральных, так и в местных газетах был введен постоянный отдел «Оперативная сводка», где печатались подборки информации о ходе выполнения производственного плана, давалось много конкретных цифр, характеризующих деятельность предприятий. Работа передовиков отражалась в «Красных досках», а отстающих заносили на «Черную доску». Печать активно пропагандирует движение ударников, поддерживает и распространяет различные инициативы и почины. Начинают использоваться разнообразные методы подхлестывания, поощряется пересмотр плановых заданий в сторону их увеличения. Так, например, был подхвачен лозунг «Пятилетку в четыре года!», который появился сначала в «Правде», но вскоре стал занимать центральное место во всех газетах. Многие начинания вызывали неподдельный подъем энтузиазма в стране, массовый отклик. Идея проведения Всесоюзного дня индустриализации впервые прозвучала в июне в обращении, опубликованном на страницах «Ленинградской правды», и вскоре была поддержана газетами и партийными организациями Москвы, Минска, Саратова, Ростова, других городов. Уже через два месяца в стране был проведен массовый воскресник, а заработанные на нем средства были переданы на индустриализацию. Распространенным явлением стали открытые письма, коллективные обращения, вызовы и отчеты, публиковавшиеся на газетных страницах.

Вступали в строй Магнитка и Кузнецкий металлургический комбинат, Московский и Горьковский автозаводы, начали действовать ДнепроГЭС, Турксиб, Беломоро-Балтийский канал. Журналисты восторженно рассказывали о «первенцах» пятилетки. Согласно официальным данным первый пятилетний план был выполнен досрочно, однако на самом деле многие показатели были фальсифицированы или скрыты. Еще до подведения итогов на Политбюро ЦК принимается постановление, которое запрещало всем ведомствам, республикам и областям издавать какие-либо обобщающие работы. Итоговые документы могли публиковаться только с разрешения Госплана СССР. Сообщение об этом решении руководства партии было доведено до ограниченного круга должностных лиц специальной секретной телеграммой.

Одновременно с осуществлением первого пятилетнего плана в стране проводилось социалистическое преобразование сельского хозяйства. Началась массовая организация колхозов, а в прессе была развернута мощная пропаганда преимуществ коллективных форм производства. Страницы газет запестрели лозунгами «Колхозы и совхозы – на передовую линию!», «Коллективизация деревни – самый верный путь к повышению урожайности», «Советские специалисты – в ряды активных бойцов за коллективизацию!» и т.д. При редакции газеты «Правда» был создан специальный штаб коллективизации, во многих изданиях начали организовываться выездные редакции в сельские районы для изучения опыта работы. В январе 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором говорилось о недопустимости сдерживания коллективного движения, содержался призыв развернуть социалистическое соревнование по организации колхозов и совхозов. Одновременно началась жесткая борьба с крестьянами-единоличниками. Вскоре в «Правде» была опубликована статья «Ликвидация кулачества как класса становится в порядок дня», в которой объявлялась война «не на жизнь, а на смерть» кулаку и ставилась цель «в конце концов смести его с лица земли».

Весной 1930 г. на первой странице центрального органа партии появляется статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов», которая вроде бы была призвана остановить «гонку» коллективизации, но вместе с тем содержала требование «закрепить достигнутые успехи и планомерно использовать их для дальнейшего продвижения вперед». Вся вина за перегибы возлагалась на местных работников, на рядовых исполнителей. На некоторое время в публикациях прессы зазвучали тезисы о добровольности, необходимости учета местных условий, о недопустимости насильственных мер в коллективизации. Но вскоре практика администрирования вновь захлестнула деревню. В соответствии с контрольными цифрами по коллективизации на 1931 г., основные зерновые регионы должны были достичь 80% объединения крестьян в колхозы, а по Союзу в целом в колхозы должны были влиться не менее половины крестьянских хозяйств. 1932 г. был объявлен «годом завершения сплошной коллективизации». Недовольство крестьян проводимой политикой практически никак не отражалось в газетно-журнальных публикациях. Косвенным свидетельством о существующем в деревне сопротивлении насилию могли служить лишь многочисленные сообщения о «вредителях», «саботажниках», «кулацких прихвостнях», «социально чуждых элементах» и пр. Для обоснования проведения репрессий против недовольных в 1933 г. И.В. Сталиным был выдвинут тезис о неизбежности обострения классовой борьбы по мере успехов социализма. Тысячи председателей колхозов, руководителей совхозов и МТС, бригадиров, рядовых колхозников без каких-либо серьезных доказательств были обвинены во вредительстве и арестованы.

Зимой 1932–1933 гг. в селах зерновых районов страны: на Украине, на Северном Кавказе, Нижней и Средней Волге, Южном Урале и в Казахстане – разразился массовый голод. Имелись случаи вымирания целых селений. По подсчетам современных специалистов, число жертв голода составило 3–4 млн. человек. Для советской прессы тема голода была полностью закрытой и звучала лишь, например, в отповедях «клеветникам с Запада», пытавшимся организовать через международные организации помощь голодающим.

В 1929 г. проводится шумное празднование 50-летия И.В. Сталина. К этому юбилею был издан и первый сборник статей в его честь, написанных видными работниками партии в восторженных тонах. К этому времени И.В. Сталин находится уже вне публичной критики, он обладает безраздельной политической властью и непререкаемым авторитетом. С помощью средств массовой агитации и пропаганды начинает создаваться культ личности, наиболее сильно проявившийся в годы последующих пятилеток.

Вторая пятилетка (1933–1937 гг.) проходила в более спокойной обстановке: планы стали реалистичней, меньше использовались методы подхлестывания, штурмовщины, необоснованного форсирования темпов. На смену лозунгу «Техника в период реконструкции решает все» был выдвинут новый – «Кадры решают все». Изменение приоритетов произошло в связи с острой проблемой нехватки квалифицированных специалистов, которая возникла на этапе освоения новых производственных мощностей. Даже самые передовые и сознательные рабочие, которые побивали рекорды во время общестроительных работ, оказавшись у сложных станков, у сборочного конвейера, не могли справиться с заданием. Так, на Сталинградском тракторном заводе, который был построен в рекордно короткие сроки, освоение производства заняло около двух лет. О неблагополучии на СТЗ «Правда» впервые сообщила в материале под названием «Бьем тревогу», и с этой публикации газета начинает постоянно освещать положение дел на заводе. Кроме того, по постановлению ЦК партии на страницах «Правды» ежедневно печатались сводки о сборке тракторов.

Если в годы первой пятилетки главным героем публикаций, как правило, был рядовой рабочий, строитель, то во второй половине 30-х гг. все больше внимания уделяется изобретателям, специалистам, представителям технической интеллигенции. Все газеты, от центральных до многотиражек, и тем более литературно-художественные журналы систематически печатают очерки, посвященные «человеку новой эпохи». Символом первых пятилеток стали А. Стаханов, Н. Изотов, А. Бусыгин, сестры Виноградовы, герои-челюскинцы, В. Чкалов, И. Папанин и многие другие. Журналисты успешно проводили в жизнь лозунг «Страна должна знать своих героев».

Пропаганда социалистического соревнования в 30-е гг. приняла новые формы, которые были связаны, прежде всего, с развитием производства, а также с некоторыми проблемами идеологии и культуры. Пресса пропагандирует форму сквозной бригады, возникшую на Ростовском заводе сельскохозяйственных машин, так называемый общественный буксир, то есть помощь передовиков отстающим, встречный промфинплан, всесоюзный рационализаторский счет и др. Особой формой пропаганды социалистического соревнования, которая превратилась в одну из самых долговременных газетных кампаний, стало стахановское движение, возникшее в 1935 г. В конце августа на одной из шахт Донбасса забойщик А. Стаханов вырубил рекордное количество угля, чему газета «Правда» посвятила заметку. В дальнейшем рекорд неоднократно превышался, и в прессе были созданы постоянные рубрики, посвященные стахановскому движению. К сожалению, как и большинство других содержательных и творческих проблем этого периода, проблема соцсоревнования была доведена в некоторых печатных органах до абсурда. Так, газеты «Экономическая жизнь», «Горьковская коммуна» и другие пропагандировали развитие соцсоревнования среди врачей и учителей, газета «Советское искусство» выдвинуло требование к артистам театра: максимум движения в единицу времени.

Одной из самых ярких политических примет времени стал лозунг критики и самокритики, который активно пропагандировала печать, вернувшись к этой идее В. Ленина в конце 1927 г. Как и многие другие проблемы, выдвигавшиеся в этот период, политически привлекательный замысел критики и самокритики бюрократического аппарата был доведен до абсурда и использован в качестве обоснования репрессий. На начальном этапе газеты публикуют большое количество критических материалов, вводят рубрики типа «Каленым пером». В марте 1938 г. «Правда» вводит раздел «Листок Рабоче-Крестьянской инспекции» – «Под контроль масс», который стал политической и творческой лабораторией многих рабселькоров, корреспондировавших для «Листка», и журналистов, чей талант расцвел в фельетонах и репортажах. Активисты «Листков» проводили массовые рейды, например, по проверке приема посетителей в московских учреждениях, проверяли обязательность ответов чиновников на письма трудящихся. По результатам проверок принимались меры вплоть до увольнения бюрократов. В «Листках РКИ» публиковались материалы М. Кольцова, Н. Погодина, В. Маяковского, карикатуры К. Ротова, Д. Моора, Кукрыниксов. Чистка госаппарата, проводившаяся в 1928–1929 гг. с участием «Листков РКИ», помогла в борьбе с «передвиженцами» – дискредитировавшими себя бюрократами, оказавшимися вновь на ответственных постах. Вместе с тем, от публикаций пострадали многие честные, деловые работники, с которыми начали сводить счеты власти или редакции. Н.К. Крупская опубликовала статью «Здоровое и больное в нашей самокритике», где высказала замечания в адрес газет, которые под видом критики начали сведение личных счетов, травлю. Однако Сталин Н.К. Крупскую, как и многих других соратников Ленина, видевших, к чему, в частности, ведет лозунг критики и самокритики, старался изолировать, и голос их был плохо слышен.

Одним из самых больших парадоксов времени, аналоги которых, впрочем, восходят к древним цивилизациям, является подъем литературы и искусства в авторитарной Советской России 30-х гг. Несомненно, имелись и некоторые объективные причины этого процесса, связанные с развитием общества и ростом образовательного ценза: ликвидация неграмотности, общий рост культурного и духовного уровня населения. Подъем литературы и искусства был ярким и многосторонним, но далеко не всегда соответствовал жестким критериям авторитарного режима. Газеты и журналы общественно-политические и специального характера («Литературная газета») проводят многочисленные конкурсы литературного и иного характера, публикуют фрагменты произведений, ставших советской классикой: «Поднятой целины» М. Шолохова, «Цусимы» П. Новикова-Прибоя, «Последнего из Удэге» А. Фадеева и др. С большим успехом проходит в 1935 г. на страницах «Правды» конкурс на лучшую массовую песню. Рецензии, опубликованные в прессе, высоко оценивают кинофильмы «Юность Максима» Г. Козинцева, «Чапаев» братьев Васильевых, «Веселые ребята» Г. Александрова и др. В результате конкурса в «Правде» на лучшую пьесу появились «Чудесный сплав» В. Киршона, «Гибель эскадры» А. Корнейчука.

Однако какие-либо попытки творческого поиска, художественного эксперимента пресекались прессой и идеологическими органами с жестокостью. Идеологической основой репрессий против произведений, не укладывавшихся в прокрустово ложе официальной идеологии, стала статья М. Горького «О социалистическом реализме», опубликованная в начале 1933 г. в журнале «Литературная учеба». Организационное оформление гонений против инакомыслящих произошло на I Всесоюзном съезде советских писателей (август 1934 г.), где с докладом выступил А.А. Жданов. И хотя многие писатели не разделяли принятого положения о социалистическом реализме как единственном методе советской литературы (о чем свидетельствует, в частности, первая в истории страны протестная самиздатовская листовка, распространенная на съезде), в уставе Союза, естественно, был закреплен этот тезис.

В прессе начались репрессивные кампании против талантливых советских литераторов и художников, в той или иной мере отклоняющихся от жестких регламентаций. За репрессиями уже со всей очевидностью виден страх авторитарного режима перед всяким инакомыслием.

Один из первых ударов был нанесен по творчеству одного из самых талантливых композиторов – Д. Шостаковича. В конце 1936 г. «Правда» выступила с зубодробильной статьей «Сумбур вместо музыки», посвященной его опере «Леди Макбет Мценского уезда». Обвинения в формализме, преклонении перед Западом прямо грозили ему репрессиями. Композитор кардинально переделал музыку, и оригинальный вариант в России стал доступен музыкальной общественности только в период современных общественных перемен.

Затем последовательно подверглись разгрому в прессе спектакль по пьесе М. Булгакова «Мольер» в филиале МХАТа, работы художников, оформлявших детские книги с элементами творческой фантазии («О художниках-пачкунах»), творчество ряда зодчих («Какофония в архитектуре»). Даже разумная с точки зрения художественных критериев критика носила крайне агрессивный и репрессивный характер (рецензия на балет «Светлый ручей» из жизни колхозников Кубани, статья о кинофильме «Прометей» режиссера И. Кавалеридзе и др.).

Обоснованием деструктивных оценок, которые подавались под лозунгом критики и самокритики, стала статья М. Горького «О формализме», под который подводились произведения нетрадиционного, новаторского характера.

Поступательное развитие общества, происходившее несмотря на все усиливающиеся репрессии и насаждение, в том числе прессой, культа личности Сталина, поставило вопрос о законодательном изменении Основного закона – Конституции СССР. Проект Конституции был опубликован в июне 1936 г. в центральной прессе и началось его обсуждение. В газетах, на радио также давались трактовки основных положений проекта. Текст Конституции был утвержден Съездом Советов 5 декабря 1936 г. Парадокс времени состоял в том, что принятая Конституция была на самом деле одним из самых демократичных законов, существовавших в мире, в ней провозглашались все основные свободы и права личности. Однако в обстановке усиливающегося авторитаризма, переходящего в тоталитаризм, репрессий и культа Сталина, провозглашенные положения носили сугубо декларативный характер и в течение длительного времени использовались лишь как инструмент пропаганды.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты