МОЖНО ЛИ ДОКАЗАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА?
Доказать существование Бога нельзя. Существование Бога при- нимается на веру, на основе божественного откровения, интуи- тивно, без доказательства, в силу авторитета библии. В курсах богословия считается, что в пользу существования Бога можно привести ряд заслуживающих внимания аргументов, суждений. Это не доказательства, а всего лишь аргументы «в пользу». На- иболее часто приводятся следующие из них.
1. Космологический аргумент: все, что существует, имеет причину, бесконечная серия причин немыслима, поэтому долж- на быть первопричина, это — Бог.
2. Богословский аргумент: Вселенная — неживое и живое — характеризуется системностью, она разумна. Бог и есть этот ра- зум.
3. Онтологический аргумент: все люди обладают идеей Бога, этой идее по необходимости должно нечто соответствовать, это нечто и есть сам Бог.
4. Нравственный аргумент: каждый человек несет в себе представление об абсолютном нравственном законе, этот закон и есть Бог.
5. Аргумент согласованности: вера в Бога лучше всего объ- ясняет все факты нашей жизни, поэтому необходимо признать реальность Бога.
В рассмотренных аргументах есть изъяны (предлагаем чита- телю составить на этот счет свое собственное мнение), именно по- этому они даже богословами, не говоря о философах, не счита- ются доказательствами.
да или нет? вернющий или атеист?
Многовековая история развития религии и философии пол- на взаимных обвинений, грубых споров, неоправданных крайно- стей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию, и за философию, от имени религии и от имени философии. Вспомните хотя бы бесславные так называемые крестовые похо- ды. Исповедующие насилие никогда, берем на себя смелость утверждать это, не были по-настоящему сведущими в религии и философии. Они всегда были невеждами. Невежество рядит-
ся в различные одежды. Его излюбленным приемом является про- стое, упрощенное: «Да или нет? Отвечай! Третьего не дано».
Если нашими читателями являются, с одной стороны, веру- ющие, а с другой — атеисты, то нам бы не хотелось их проти- востояния. Они вполне могут найти почву для единения, а имен- но — оценивая религиозное учение как яркое философское со- бытие, значение которого сказывается по настоящий день.
основные выводы
• В средневековой философии все интерпретируется исходя из одного принципа, принципа абсолютной личности, Бога.
• Человек понимается как единство веры, надежды и любви.
Основные термины
монотеизм теоцентризм
креационизм вера
добрая воля надежда
совесть любовь
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Сопоставьте представления о боге Платона, Аристотеля и Ии- суса Христа.
2. Немецкий философ К. Ясперс считал, что наряду с религиозной верой существует вера научная и вера философская. Приведите приме- ры научной и философской веры. Во что верят, например, математики?
3. Чем отличается этика долга от этики добродетелей?
4. Приведите примеры символического понимания из библии и из изучаемых вами учебных дисциплин.
5. Рассмотрите аргументы в пользу существования Бога. Считаете ли вы их доказательствами (обоснуйте свой ответ)?
6. Приведите примеры с соответствующим обоснованием против воинствующего теизма и атеизма.
|