КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Нового времени, специфика и основные проблемыФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
по дисциплине ФИЛОСОФИЯ
по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности
Тема № 4 «Философия Нового времени»
Обсуждена на заседании кафедры философии и социологии « » 2014 года Протокол № 6
Санкт Петербург
Артемов А.А. Философия: Фондовая лекция/ Философия Нового времени. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014, 28с.
Краткая аннотация:Фондовая лекция рассматривает философию Нового времени, как принципиально новый этап развития мировой философии. В ходе лекции анализируются главные направления новоевропейской философии – эмпиризм и рационализм, рассматриваются проблемы человека и общества в философии европейского Просвещения.
Рецензенты: В.И.Стрельченко, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Российского педагогического университета им. А.И.Герцена, председатель Герценовского философского общества; А.Г.Никулин, кандидат философских наук, доцент, ученый секретарь Ученого совета Санкт-Петербургского университета МВД России.
© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014.
План лекции: 1.Философия Нового времени, специфика и основные проблемы. 2.Эмпиризм, его сущность и основные представители (Ф. Бэкон, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). 3. Рационализм, его сущность и основные представители (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). 4.Философия европейского Просвещения. Философия Нового времени, специфика и основные проблемы Если философия средневековья представляла собой попытку осмыслить феномен религии, дать философское оправдание теоцентризму, то в конце 16 –начале 17 века философское познание сталкивается с новыми реалиями, которые заставляют его изменить объект своей критической рефлексии. Новое время входило в жизнь и развивалось под лозунгами свободы, равенства, активности индивида. Главным орудием реализации этих лозунгов явилось рациональное знание. Один из классиков философии Нового времени, Френсис Бэкон, выразил это в ставшем знаменитым утверждении: «Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным». Взяв за образец механику и математику, философия должна создать абсолютную, законченную философскую систему для всех времен и народов. В процессе решения этой задачи образовались два основных направления в философии Нового времени: эмпиризми рационализм. Родоначальником эмпиризма стал английский философ Френсис Бэкон. Его идеи нашли свое развитие в философских системах Дж. Локка, Д. Беркли, Д. Юма. Основной тезис эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы ни было в чувствах; чувства и опыт – источники знания, разум – лишь систематизатор чувственных данных. Опытным знаниям соответствует введенный в тот период Бэконом индуктивный метод, в основе которого лежали наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент. Приверженцами рационализма в философии Нового времени были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, которые главным источником знания считали мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи), или в виде задатков, предрасположений ума. Этим объясняются и специфические черты философии Нового времени: преобладание гносеологической проблематики над онтологической; отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания; просветительская направленность; критика религии и теологии. В рамках философии Нового времени получили преимущественную разработку следующие проблемы: условия и границы обыденного, научного и философского познания; проблема истины в познании; чувственное и рациональное познание, их соотношение; природа методов научного познания; классификация наук; соотношение единого и многого в субстанции; природа государства и права; влияние культуры на развитие человека, культурное и природное в человеке. Данная эпоха пронизана стремлением человека подчинить своему влиянию окружающий природный и социальный мир посредством рационального господства над ним. С этой точки зрения рационализм рассматривается как основание всей западной культуры, начиная примерно с XVI века. При этом его следует понимать как убеждение в способности человеческого разума полностью, без остатка познавать и контролировать мир. Однако попытка переноса методов механики и математики в философию приводила к тому, что она в тот период приобрела метафизический и механистический характер. Механицизм философии Нового времени состоит в том, что все процессы, в том числе биологические и социальные, рассматриваются как процессы чисто механические. Метафизичностьфилософии Нового времени заключается в неспособности понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии. С другой стороны, философия Нового времени не является тематически и содержательно однородной, она представлена различными национальными школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия, сущность философских устремлений у всех одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как реализуется это тождество, как отмечали выше, существуют две философские традиции: эмпиризм и рационализм. Полемика между ними была весьма плодотворной для развития философского знания. Эмпиризм представлен, в основном, английским естественнонаучным материализмом, а рационализм был популярен в континентальной Европе: во Франции и Германии.
|