КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ. по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности
по дисциплине ФИЛОСОФИЯ
по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности
Тема № 5 «Немецкая классическая философия»
Обсуждена на заседании кафедры философии и социологии « » 2014 года Протокол № 6
Санкт Петербург
Сотникова Н.Н. Философия: Фондовая лекция/Немецкая классическая философия. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014, 26с.
Краткая аннотация:Фондовая лекция рассматривает немецкую классическую философию как наиболее крупное и влиятельное течение новоевропейской философской мысли. В лекции анализируются учения Канта, Гегеля и Фейербаха которые внесли в философию темы истории, развития и активности познающего субъекта.
Рецензенты: В.И.Стрельченко, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Российского педагогического университета им. А.И.Герцена, председатель Герценовского философского общества; А.Г.Никулин, кандидат философских наук, доцент, ученый секретарь Ученого совета Санкт-Петербургского университета МВД России.
© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014.
План лекции: 1. Критическая философия И.Канта. 2. Система и метод в философии Г.Гегеля. 3. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Немецкая классическая философия представляет собой особенное явление в истории западноевропейской философской мысли. Основные идеи этой философии представлены во взглядах Иммануила Канта(1724-1804), Иоганна Фихте (1762-1814), Фридриха Шеллинга(1775-1854), Георга Гегеля(1770-1831) и Людвига Фейербаха(1804-1872). Каждый из вышеназванных мыслителей создал собственную философскую концепцию, но их объединяли специфические черты, отличающих их взгляды от всей предшествующей и последующей философии. Во-первых, немецкие мыслителя от Канта до Гегеля предназначали свои сочинения для узкого круга профессионалов. Во-вторых, их учения вносили радикальные новации в эволюцию философской мысли, а в философии Гегеля диалектика становится наукой о развитии и его закономерностях. В-третьих, исходный принцип философствования, представленный в тождестве мышления и бытия, был преобразован в принцип тождества субъекта и объекта. В-четвертых, философия данных мыслителей тесным образом была связана с идеями Просвещения. В-пятых, немецкая классическая философия представляет собой особый завершающий вид философствования, который продемонстрировал пределы рационализма. В-шестых, последующая западная философия за немецкой классикой развивалась как бы в двух противоположных направлениях: она либо продолжала шлифовать основные идеи немецкой классической философии, либо, выступая с резкой критикой последней, создавала противоположные рационализму иррационалистические концепции. За неимением возможности изложить взгляды всех мыслителей немецкой классической философии, остановимся на сущности концепций И.Канта, Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Выбор оправдан тем, что кантовская философия представляет собой первоначало немецкой классики, гегелевская философия есть ее завершение, а антропологический материализм Фейербаха представляет не только единство с ней, но и противоположное направление, возникшее в рамках этой философии. Философские взгляды немецких классиков сложны для восприятия обыденным мышлением, поэтому постараемся представить их в наиболее доступной форме.
|