Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Смысл жизни человека




Проблема смысла жизни в философии получала неоднозначные решения. Имеются концепции, отрицающие осмысленность человеческого существования. Например, А. Камю считал, что жизнь абсурдна, перед лицом смерти все усилия и стремления человека теряют смысл.

Особое место проблема смысла жизни занимает в религиозных воззрениях, где он связывается с внутренней духовной жизнью человека: преодоление бессмысленной земной жизни делает жизнь верующего осмысленной. Возможность сохранить бессмертную душу и достигнуть вечной жизни – смысл жизни верующего. Обретение этого смысла в земных условиях связано с подавлением всего телесного как пути приобщения к Богу. Акцент на нравственное начало смысла человеческого существования делает Вл. Соловьёв, который утверждает, что смысл жизни – это процесс совершенствование духовных оснований и социальной сущности человека, то есть с обретением добра. Проблеме смысла жизни уделял большое внимание Л.Н. Толстой, отдавая особую роль любви, как стремлению «к благу того, что в ней человека, которое остаётся в человеке поле отречения от блага живой личности».

Другое понимание проблемы смысла жизни выдвигает марксистская философия, где он рассматривается как процесс самореализации индивида, развитие его сущностных сил в результате активной преобразующей деятельности. Смысл человеческого бытия ­ – максимально содействовать прогрессу общества, а ценность человеческой жизни оценивается тем, в какой мере она способствует решению общественных задач.

Смысл бытия даёт человеку ориентир в жизни. Теряя его, человек теряет идеал своей деятельности. Невозможность реализовать понимаемый человеком смысл жизни приводят к человеческой трагедии. Проблема поиска смысла жизни связана с проблемой конечности жизни, смертности человека.

Нельзя раз и навсегда задать смысл жизни для всех людей и на любые времена. Представления о смысле жизни, разумеется, несут в себе общечеловеческие компоненты. Вместе с тем они отражают особенности конкретных культур (с характерны­ми для них философскими и этическими установками), а также индивидуальные черты отдельных личностей. Поэтому определение смысла жизни предстает как выбор конкретного человека. Такой выбор будет далее определять выдвижение жизненных целей, влиять на поведение личности.

Наиболее часто смысл жизни усматривался:

– в спасении души;

– в достижении земного счастья, успеха, славы;

– в наслаждении;

– в служении долгу и высшим целям (например, классу, государству, обществу, науке, искусству);

– в самореализации человека, максимальном развитии его творческих сил и способностей (именно такой подход имеет наибольшее число приверженцев).

Проблема смысла жизни, действительно, тесно связана с проблемой смысла смерти, вопросом о бессмертии. В истории культуры предлагались различные интерпретации идеи бессмертия:

– биологическое бессмертие (в детях);

– родовое (бессмертие в человечестве);

– социальное, или этическое (бессмертие дел, творчества, свершений в памяти потомков);

– идеальное (бессмертие души).

Однако при любой трактовке большинство исследователей приходит к выводу, что смерть не только не обессмысливает человеческой жизни, но, напротив, придает ей смысл, делая ее содержательной и наполненной событиями, свершениями, поступками. Интересное решение этой проблемы было предложено Э. Фроммом. Он считал, что отсутствие смерти привело бы к тому, что люди бесконечно откладывали бы свои дела, а это обусловило бы застой личного и общественного развития. Именно зная о неизбежности окончания земного существования, человек стремится максимально реализовать свои способности, сделать в этой жизни как можно больше. Осознание смертности в существенной степени определяет выбор человеком способа проживания собственной жизни. Таких способов, по Фромму, два: обладание, то есть стремление иметь в качестве собственности вещи и других людей, и бытие – самореализация, предполагающая любовь и уважение к другим.

Представления о смысле жизни несут в себе общечеловеческие компоненты, отражают особенности конкретных культур (с характерны­ми для них философскими и этическими установками), а также индивидуальные черты отдельных личностей. Поэтому определение смысла жизни предстает как выбор конкретного человека. Такой выбор будет далее определять выдвижение жизненных целей, влиять на поведение личности.



Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты