КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 2 - Журнал Печорина-Рассказ - Дневник. - Рассказ
Так в одном произведении Лермонтовдемонстрирует широкую палитру способов и форм повествования, мастерски владея ей. Но вернемся к нашим событиям (А, Б, В).В драматургии не такое разнообразие форм выражения как в литературе, но тем не менее, и того что есть предостаточно. Первое, что мы должны выбрать - это язык изложения. Это может быть проза (как большинство пьес), стих (например «Горе от ума», «Маскарад» и т.д.) или сочетанием проза + стих (например как «Борис Годунов»). Отчего зависти этот выбор? Конечно же, от чувств, вспомним: «презренной прозой говоря». Проза - это вообще бытовой, коммуникативный способ общения. Стихами мы говорим в особенные, возвышенные минуты жизни: объясняемся в любви, торжествуем, поздравляем и т.д. Все это необходимо учитывать при разборе пьесы. Теперь необходимо рассмотреть и выбрать для описания наших событий - форму изложения. Это прежде всего жанр. Например: комедия, трагедия, драма, трагикомедия, фарс и т.д. (характеристика жанров в статье «о жанре»). Наш первый рассказ, «увольнение», можно изложить и как драму, и как трагедию. Второй рассказ - как драму, или же, как комедию (если наш герой ничего не знал и поступил «чудом»). Как мы постоянно наблюдаем, любое формальное изложение идеи меняется в зависимости от содержания и того смысла, который мы вкладываем в изложение тех или иных событий. Но продолжим наше изложение, далее нам необходимо выбрать композицию изложения. Она может быть различной, например: 1. Линейное изложение.
2. Можно несколько изменить ход событий, например:
3. Можно начать с финала, т.е. использовать кольцевую композицию.
В литературе все эти схемы изложения можно применять практически в любом жанре. Например, в форме писем (письма) или же дневника и т.д., можно излагать и по схеме 1, 2 и 3. Но в драме мы можем излагать, как правило, линейно, по схеме 1. Некоторые драматурги, да и режиссеры, применяют прием «ретроспективы» или «воспоминаний», меняя тем самым композицию. Как мы видим форма и композицияизложения с одной стороны совершенно самостоятельные категории. При одной и той же форме можно использовать различные способы изложения и наоборот, в одном способе изложения использовать различные формы. Завершим же наш процесс создания пьесы про А и Б, и пьесы про В выделением из всех событий этих историй наиболее значимые и менее происшествия, т.е. разобьем эти истории на акты по предполагаемому объему сценического времени и действию. Можно получить следующие схемы:
А. 2b.
А. 3b.
А. 4b.
Таких моделей может быть бесконечное число (ну или почти бесконечное). Можно еще разбить на сцены, действия и явления в зависимости от важности и первостепенности того или иного события. Естественно, что для определенного объема событий существует и определенный драматургический объем. Наши же рассказы естественно не растянуть на 4-х, 3-х актные пьесы, скорее это этюды или одноактные пьесы.
|