КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возможность и действительность
Действительность — то, что существует, возможность — тенденция, заложенная в действительности. Существование возможного и действительного как необходимых сторон реального мира обусловлено его развивающимся характером: мир не является полностью «ставшим», законченным, абсолютно неизменным, вопреки известным метафизическим представлениям. Различают реальную, абстрактную и формальную возможность. Реальной выступает та возможность, для которой имеются основные условия превращения в действительность. Это не означает, однако, что реальная возможность автоматически превращается в действительность. В ближайшие годы возможность полета человека на Марс станет реальной. В длительной перспективе существует реальная возможность построения коммунизма. Абстрактной называют возможность, для которой существуют лишь частичные предпосылки в действительности. Формальная возможность — крайне маловероятная возможность, когда не существует никакого «запрета» на возникновение какого-либо события, но оно практически оказывается все же невозможным. Не существует никакого физического закона, который делал бы невозможным спонтанное возникновение ЭВМ в космическом скоплении элементарных частиц, однако ожидать это было бы абсурдом. Возможности заложены в действительности, производны от нее, подчинены действительному бытию. Бытие имеет поэтому сложную, многоуровневую структуру: оно содержит в себе собственно действительное, т. е. уже ставшее и определенное, и возможное, тенденции в будущее. В силу сложности и противоречивости действительность содержит множество возможностей, которые нередко исключают друг друга. Это определяет многообразие, многовариантность путей развития вещи. В 1917 г. в России существовали, по-видимому, четыре реальных возможности: анархического бунта, кровавой буржуазной диктатуры, буржуазно-демократического развития, социалистической революции. При активнейшем участии наиболее организованной политической силы, опиравшейся на научную теорию общественного развития, — коммунистической партии реализовалась наиболее перспективная возможность — социалистический путь развития. Многообразие возможностей не является неограниченным, оно обусловлено качественной определенностью вещи, закономерностями ее развития и всегда определенным образом «канализировано», т. е. находится в определенном русле развития. Возможность не является чем-то только будущим и, следовательно, несуществующим, она представляет собой действительность, реальность в двух отношениях. Во-первых, возможность есть реально существующая тенденция развития, т. е. действительна. Во-вторых, возможность — это уже некоторая реальность, ее элемент или зачаток. Возможность социализма, заложенная в недрах капитализма, уже есть некоторая «частица» социализма, выраженная в непосредственно общественном характере труда (в рамках отдельных предприятий), в солидарности трудящихся, в идее социализма, основных принципах научного социализма. В процессе закономерного развития реализованная возможность превращается в новую, более сложную действительность, которая несет в себе более широкие возможности дальнейшего развития. Заложенная в действительности возможность представляет собой нечто более сложное, чем действительность. Потенциально действительность в этом смысле «сложнее самой себя». Возможность превращается в действительность на основе объективной необходимости. Однако отсюда не следует, что необходимость автоматически, фатально приводит к реализации какой-то определенной возможности. Необходимость, как известно, пробивает себе дорогу через массу случайностей. Какая из возможностей побеждает в сложном процессе развития зависит от того, насколько необходимость пробила себе дорогу в данный момент сквозь игру случайностей. В силу определенности и закономерности развития возможности развития далеко не равноценны, в конечном счете в развитии побеждают глобальные возможности, выражающие закономерные тенденции развития. Действительность, как мы определили, это существующее, но — как существующее: в данный миг, вчера или в следующую секунду? Можно ли считать действительностью то, что уже было, хотя бы и секунду назад, или то, что будет лишь через мгновение? Не превращается ли действительность в ничтожно малый миг времени, а все остальное погружается для нас в небытие? Временные параметры действительности определяются природой вещи, процесса, их устойчивыми признаками, определенностью. Так, современной эпохой мы называем не исчезающе малый момент времени, а период, охватывающий годы и даже десятилетия, характеризующийся устойчивыми чертами. С точки зрения антропологии «современный человек» существует уже десятки тысяч лет. Иерархия форм материи бесконечного мира определяет иерархию периодов действительности. Аналогично этому существует также иерархия возможностей. Наиболее общие и фундаментальные возможности заложены в природе материи. Это прежде всего возможность бесконечного развития, которая непрерывно реализуется в ходе действительного развития материи. К числу всеобщих возможностей Энгельс относил возможность появления жизни и мыслящих существ, заложенную «в самой природе» материи. Углубляя теоретическую картину развивающегося мира, категории действительности и возможности позволяют понять место и роль человека в бесконечном мире, смысл его существования. Мир, в котором существует возможность появления человека, не является чуждым человеку, он, фигурально выражаясь, человечен по своей природе. Мир, как единство действительного и потенциального, делает возможным изменение, преобразование вещей, обусловливает человеческую деятельность, ее направленность от простого к сложному. Сущность человеческого существования, рассматриваемая в известном аспекте, заключается в создании бытия (вещей и самого человека), которое само по себе не существует в действительности, является возможным. Человек возникает как фактор превращения наиболее сложных возможностей, заложенных в материи, в действительность. Человеческое существование развертывается, таким образом, в протяжении от действительного к возможному и новой действительности. Успех человеческой деятельности определяется тем, насколько человек исходит из действительности и заложенных в ней реальных (или могущих стать реальными) возможностей.
|