Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История возникновения ювелирного комплекта




Искусствоведческий раздел

История возникновения ювелирного комплекта

 

С древних времен человечество стремится к прекрасному. Украшения и их создание эволюционировало вместе с человеком. Сначала это были простые украшения из подручных материалов, которые могли найти древние люди. Украшения часто использовались как обереги, амулеты.

С появлением цивилизации, в государствах, как Египет, Рим, Греция. Каждая из этих стран Древнего мира может предоставить разнообразность в ювелирном деле, датируется с 4 тысячи лет до н.э.

Древние ювелиры ковали множество видов украшений, подобные современным: колье, браслеты, броши, гребни, серьги, кольца.

Украшения Древнего Египта (рисунки ):

 

 

Рисунок - Ожерелье (1350 г. до н.э.)

 

В Древнем Египте открыли вид украшения, как серьги лишь в 1500 года до н.э. (рисунок). Египтяне носили украшения не столько в декоративном плане, а скорее в символическом. Поэтому, украшения связывали с честью, силой и властью правителя - фараона. Они оберегали египтян не только при жизни, а и после смерти.

Рисунок - Серьги Древнего Египта (3- 2в. до н.э.)

 

Рисунок - Браслет с изображением глаза Гора

(Веджата. Золото, лазурит, корнелиан 890г до н.э.)

 

Картинки [http://olga-mir.blogspot.ru/2011/03/blog-post_23.html]

 

В Древней Греции залог успеха греческих ювелиров - тонкость и изящество. Выдающийся греческий орнамент - растительный, с цветами, бутонами и листочками. На своих изделиях ювелиры вырезали насекомых, бабочек, птиц или просто узоры.

Украшения Древней Греции (рисунок ) :

 

Рисунок - Ожерелье с подвеской в виде бабочки. Конец 2 в. - начало 1 в. до н.э. Золото, гранат, аметист, изумруд, топаз, альмандин, жемчуг, стекло; пайка, зернь. Эрмитаж.

 

Рисунок - Пара серег. 330-300 гг. до н.э. Золото; литье, плетение, тиснение, филигрань, зернь. Эрмитаж.

Наступила эпоха Возрождения в 14- 16 веке. Это был переход от средневековой к культуре нового поколения. Характерные признаки этого времени, геометрическая четкость конструкций, богатство растительных узоров, многоцветие прозрачных эмалей отражают особенности так называемой пламенеющей готики — этого крайнего выражения тенденции к устремленности вверх, к дематериализации и растворению конструкции в кружеве шпилей, в маленьких стреловидных выступах. Стремление к декоративному богатству цвета и фактуры, достигаемому за счет сочетания различных материалов и искусственно создаваемой несогласованности чистых и ясных красок между собой.

Украшения эпохи возрождения (рисунки .)

 

 

Рисунок - Кольцо: золото, алмазы, бриллианты, эмаль 16 век

Рисунок - Подвеска, 16-й век. Итальянское влияние. Золото, рубины, изумруды, агатовая камея, расписная эмаль. Португалия, Коимбра

В 17-18 веках возрастает интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим сочетаниям эмалей, золота и драгоценных камней, которые нередко покрывают металлическую основу сплошным мерцающим слоем.

Термин «парюра» появился в 17 веке во Франции, он стал широко применяться по всей Европе. В зависимости от количества ювелирных украшений, которые можно объединить в набор, в ювелиры выделяют несколько терминов - парюра, полупарюра, сет (или комплект ювелирных изделий).

Парюра (ювелирный гарнитур) - это широкий набор украшений: диадему, тиару, гребень, колье, ожерелье, серьги, броши, браслеты и кольца. Естественно такое обилие украшений могли себе позволить исключительно королевские особы и представители высшей знати.

Если парюра неполная (как правило, в ней отсутствуют украшения для головы), то такие наборы украшений называют полупарюрами. Полупарюру можно носить ежедневно, если количество вещей не превышает трех-четырех предметов, а материал соответствует времени дня и ситуации.

Термин «сет» (ювелирный гарнитур)- это комплекты состоят из небольшого количества украшений - колье и серьги, серьги и кольцо, колье и браслет.

Варианты сетов:

Рисунок-

 

Рисунок – Бриллиантовая полупарюра из коллекции Датской короны

 

Рисунок - Парюра с хризолитами Габсбургов

 

Рисунок -

 

[http://www.goldensign.ru/articles/]

 

В 18 - 19 веке торговля ювелирными украшениями в Европе получила широкое развитие. В середине 19 века производство ювелирных изделий начало механизироваться и стало более массовым. Стали использоваться менее ценные материалы, например, накладное серебро, а вместо драгоценных камней — горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло. Популярными стали стразы и разные не драгоценные металлы стали входить в моду.

 

История стиля «Ар Нуво»

 

Термином «Ар Нуво» обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны.

Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Созданный стиль заключал в себе вполне отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.

Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины "модерн" (современный) и "Ар Нуво" ( в переводе с французского "l'art nouveau" буквально "новое искусство").

Стилистическая особенность Ар Нуво - это отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар Нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар Нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка ( рисунок 1) Германа Обриста "Удар бича" на портьере 1895 г.

 

Рисунок 1 - Германа Обриста "Удар бича" на портьере 1895 г.

[http://content-29.foto.my.mail.ru/mail/aenieveddien/_myphoto/s-567.jpg]

 

Источник идей для художников ар нуво была природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Подобные фигуры нашли применение при изготовлении диадем, брошей, браслетов и колец. В известной степени, можно сказать, что в мире дизайна в это время правил «культ женской красоты».

Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.

[«Арт Нуво. Дух прекрансой фантазии», Сюзанна А.Стерноу, «История дизайна», том 2, С.Михайлов, "История архитектуры. Утопии и реальность" в 2-х томах, А.В.Иконников ]

Идеи и формы Ар нуво нашли свое оригинальное воплощение в ювелирных украшениях. Среди выпускаемых изделий, получили распространение стилизованные изображения стрекоз, бабочек и различных сказочных существ. С технологической точки зрения, все чаще применялась перегородчатая эмаль, с помощью которой удавалось «оживить» цветовые и световые переходы на крыльях бабочек и т.д.

Дизайнеры ювелирных украшений проявляли изобретательность не только в работе с новыми материалами. Традиционные техники и материалы также становились объектами художественных экспериментов. Золото и серебро применялись для создания эффекта пластичности формы, также способствуя эффекту оживления восприятия материи. Получили распространение такие драгоценные материалы как опал и лунный камень, создающие эффекты таинственного мерцания.

Одним из наиболее известных французских дизайнеров, работавших в стиле Ар нуво, был Рене Лалик (1860 – 1945 гг.). Будучи ювелиром, Лалик работал и в других областях декоративно-прикладного искусства. Он был поражен художественными возможностями эмали и стекла.

 

Рисунок – Брошь. Печ, Дагоберт, 1919,Золото, перламутр

Рисунок – Брошь. Хофманн, Йозеф 1911 – 1912. Серебро, малахит

 

Другими известными мастерами нового стиля были Анри Веве (1854 – 1942 гг.) и Эжен Грассе (1841 – 1917 гг). Жоржа Альфонса Фуке (1862 – 1957 гг.) – представителя второго поколения династии. Для производства ювелирных украшений, Фуке использовал опалы, эмаль, золотую чеканку и цветные драгоценные камни. Сотрудничество с такими мастерами Ар нуво как Альфонс Муха и Этьен Туретта лишь повышали престиж и успех фирмы.

 

 

Рисунок - Браслет . Чешка, Отто, 1910 Листовое золото, лунный камень

В период Ар нуво получило широкое распространение производство малых медалей. Они изготовлялись на темы античности (греческих и римских богов и богинь), с изображением женского профиля, религиозных сюжетов и природных мотивов. Подобные миниатюры ювелирного искусства были несложны в производстве, а потому – доступны. Иногда, их изготавливали в виде брошей, подвесок, пуговиц, запонок и т.д. Производство малых ювелирных украшений достигло такого количества, что их можно встретить и сегодня.

Популярность ювелирных изделий в стиле Ар Нуво подошла к концу ко времени начала Первой мировой войны. С тех пор, дизайнеры больше не возвращались к его эстетике, однако некоторые элементы стиля нашли повторное применение после 1930 г.

 

 

Рисунок – Браслет Рене Лалика

 

 

Рисунок – Браслет Рене Лалика

 

 

Рисунок – Подвеска Рене Лалика


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 1000; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты