Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА




В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают

происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и

ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия между

членами отдельных варн и каст, меняется положение непосредственных

производителей. Постепенно усиливается власть монархии, приходит в упадок и

теряет свое влияние институт племенной власти. Возникают первые большие

государственные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки в рамках

единого монархического государства объединяется практически вся Индия.

Важным компонентом социальной и экономической системы остается община, в

которой происходят, однако, некоторые изменения. Углубляется имущественная

дифференциация между членами общин, и все заметнее выделяется верхний слой,

который сосредоточивает в своих руках экономическую и политическую силу;

возрастает число зависимых граждан и наемных работников.

Это также и время поисков в религиозно-философской сфере. Традиционный

ведический ритуализм и старая, часто примитивная мифология не соответствуют

новым условиям. Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых от

идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное положение

брахманов в культе и по-новому подходящих к вопросу о месте человека в

обществе. Вокруг глашатаев новых учений постепенно образуются отдельные

направления и школы, естественно с различным теоретическим подходом к

насущным вопросам. Из множества новых школ всеиндийское значение приобретают

прежде всего учения джайнизма и буддизма.

Джайнизм. Основателем джайнистского учения считается Махавира

Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил из

богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет он

покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских рассуждений

прийти к принципам нового учения. Потом он занимался проповеднической

деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в

Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии. Вардхаману

называют также Джина (Победитель- имеется в виду победитель над круговоротом

перерождений и кармой). Согласно джайнистской традиции, он был только

последним из 24 учителей - тиртхакаров (творцов пути), учение которых

возникло в далеком прошлом. Джайнистское учение длительное время

существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно (в V в. н.

э.) был составлен канон. Поэтому не всегда легко отличить изначальное ядро

джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и дополнений.

Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских системах)

религиозные спекуляции смешиваются с философскими рассуждениями,

провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка - материальная (

аджива ) и духовная ( джива ). Связующим звеном между ними является карма,

понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает

возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с

душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно

сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты подробно

разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые

имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на

главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи

совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в

круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых

и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары. Джайнисты

верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать

материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к

чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог - это всего лишь душа,

которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи

перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец

или бог, который вмешивается в человеческие дела.

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при

помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое

внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (

триратна ). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной

верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и,

наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего веры

и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов, по

сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням и

формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души от

самсары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек

может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Этим объясняется

эгоцентрический характер джайнистской этики. В этических принципах,

разработанных прежде всего для членов джайнистских общин, подробно изложены

различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолютизированы, в

частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы, касающиеся

полового воздержания, отстранения от мирского богатства; определяются нормы

 

деятельности, поведения и т. д.

Составной частью джайнистского канона являются также различные

умозрительные построения, например об упорядочении мира. Космос, согласно

джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть уничтожен.

Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе, которая

постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в большей степени

обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от

кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут наивысшей

границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных

сущностях ( джива-аджива ), об отдельных компонентах, из которых состоит

космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.

Содержатся в нем кроме всего прочего и мифологические предания, которые

касаются жизни и свершений отдельных тиртханкаров, и легенды, связанные с

личностью Вардхаманы, и описания преисподней и серединного мира (нашей

Земли).

С течением времени в джайнизме сформировалось два направления, которые

отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды

отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е. отвергающие одежду),

более умеренный подход провозглашали шветамбары (буквально: одетые в белое).

Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.

Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм - учение,

основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын

правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29

лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью,

он покидает семью и уходит в "бездомность". После многих лет бесполезной

аскезы он достигает пробуждения ( бодхи ), т. е. постигает правильный

жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии

он был назван Будда (буквально: Пробужденный) \ Будда - буквально

"пробужденный", иногда неточно переводиться как "просвещенный",

"просветленный" \. В течение жизни у него было много последователей.

Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его учение

приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые

стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.

Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а

канонические тексты были записаны через несколько столетий после

возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь Будды

множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно

приобретала божественный характер.

Не легко реконструировать самую древнюю форму буддийского учения, тем

не менее сейчас исследователи в основном пришли к согласию относительно

основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.

Центром учения являются четыре благородные истины, которые Будда

провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно

им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение,

болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным,

невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1). Причиной

страдания является жажда ( тршна ), ведущая через радости и страсти к

перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается в

устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,- благой

восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное

решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление,

правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь,

посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания

(4).

Согласно буддийской традиции, эти идеи составляли содержание первой

проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не отличается ясностью концепции,

скорее напоминает торжественное провозглашение основ учения, а

использованные термины весьма неопределенны.

Буддийский канон четырех благородных истин подробно комментируется,

развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей создается сложный

понятийный аппарат. В частности, говорится о факторах, которые образуют

личность индивида. Всего выделяется пять групп этих факторов. Кроме

физических тел ( рупа ) существуют психические, такие, как чувства, сознание

и т. д. Рассматриваются и влияния, действующие на эти факторы в течение

жизни индивида. Особое внимание уделяется дальнейшему уточнению понятия

"жажда" ( тршна ). Анализируется его возникновение и влияние, выделяются три

главных типа: жажда чувственных наслаждений ( кама ), жажда воплощения (

бхава ) и жажда самоуничтожения ( вибхава ). Постепенно понятием "жажда"

замещается понятие рага (желание, стремление), а вся эта сторона учения

приобретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще одна

концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание ( авидья

) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий,- и

исходя из этого конструируется сложная, двенадцатичленная верига причин

возникновения страдания.

На этой основе разрабатывается содержание отдельных разделов

восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным

пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение понимается

как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь

характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности -

знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны

придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы:

не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных

половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться

опьяняющими напитками. Подвергаются анализу и остальные ступени

восьмеричного пути, в частности последняя ступень - вершина этого пути, к

которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь как подготовка к

ней. Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя степенями

погружения ( джхана ), относится к медитации и медитационной практике. В

текстах ей уделяется весьма много места, рассматриваются отдельные аспекты

всех психических состоянии, которые сопровождают медитацию и медитационную

практику.

Путь к освобождению от самсары открыт только монахам, однако, согласно

учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины (сангха)

могут подготовить предпосылки ко вступлению на стезю спасения в каком-то из

будущих существовании и многочисленным группам светских буддистов. Монах,

прошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью медитации пришедший к

освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге

конечной цели - нирваны (буквально: угасание). Здесь подразумевается не

гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не

переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и - как говорится в текстах

- исчезнет, "как пламя лампы, в которую не подливается масло".

Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления и

школы буддизма, которые развивают исходное учение и стремятся ответить на

вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые направления

ассимилируют многочисленные элементы других религий, в частности индуизма,

провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских.

Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось

направление хинаяна ("малая повозка"), в котором путь к нирване полностью

открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Другие школы буддизма

указывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину, не

подходящую для распространения учения Будды. В учении махаяны ("большая

повозка") важную роль играет культ бодхисатв - индивидов, уже способных

войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы

помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно принимает страдания

и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так

долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны

рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как

наивысшее абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из них

только одно проявление Будды - в образе человека - наполняет все живое.

Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и

бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения

(например, некоторые ступени восьмеричного пути) наполняется новым

содержанием.

Кроме хинаяны и махаяны - этих главных направлений - существовал и

целый ряд других школ. Буддизм вскоре после возникновения распространился на

Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты