Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 5 страница




иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так,

в странах Арабского Халифата в X - XIII вв. под влиянием исламской

и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи

рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 -

942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 - ок. 1050), Иегуда

га-Леви (ок. 1075 - 1141) и др.]. Наряду с рационалистической шко-

лой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Ко-

лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка

дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно-

го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы-

ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в

средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула

инквизиции.

В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре-

обладающим мировоззрением становится система философских взгля-

дов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно

в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб-

балистов - "Зохар" ("Сияние"). Каббалисты исходили из того, что в

Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп-

росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий

они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога

и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного

в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах

философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники

 

 

 

уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистиче-

скому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных,

специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние

экстатического транса, которое в их представлении символизировало

приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники

традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг

с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался ана-

феме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каб-

балиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией,

вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства

раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины

иудаистов.

Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII -

XIX вв., который в это время становится доминирующим течением •

еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Соглас-

но хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди

Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божествен-

ных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто

начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым язы-

ком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире,

элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.

Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма

и даже возглавил так называемое движение "митнагдим" ("противо-

стоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от

иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий ав-

торитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились

друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.

С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне

социально-политических и духовных перемен, связанных с

эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается

движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний

иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические

ответвления этого движения получили собирательное название -

реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представля-

ющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и

реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого - на-

чала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм - явление

еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию

иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства.

Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с обра-

зованием Израиля это государство становится центром притяжения для

верующих-иудаистов всех направлений и течений.

Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано и

с наличием различных этнических общин в еврейской среде. Начиная

 

 

 

со средних веков евреи селились в Палестине и жили автономными

общинами в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате.

Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов

- выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Бал-

канских стран, В позднее средневековье, новое ж особенно новейшее

время наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины - выход-

цев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР. В период османского вла-

дычества в Палестине (1517 - 1917) обе общины существовали за счет

халуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и посту-

павшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на свя-

той земле). Сефардская община была признана турецкими властями,

в то время как ашкеназы считались иностранными подданными, одна-

ко, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами,

религиозными школами, синагогами. С началом британского ко-

лониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный

раввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами- аш-

кеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Вер-

ховном раввинате сохраняется до наших дней. Отправление культа у

сефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числе

и язык" несколько отличаются от ашкеназийских. Собственных

общинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и не-

мецкие евреи, общины самаритян и караимов.

Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно офор-

мленного статуса государственной религии, его институты

финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не

только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторга-

ется в светские области. Главной религиозно-политической партией,

представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и в

правительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия).

В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных советов

(моацот датиот); 450 раввинов, находящихся на государственной служ-

бе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют

контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения,

приготовления ж употребления пищи), ведут соответствующую работу

в армии. В десяти городах страны: действуют 24 раввинатских суда.

Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает в

системе образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) со-

ставляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заве-

дений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильских

школах отводится на изучение религиозных дисциплин.

Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в

основном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также на

факультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.

 

 

 

Глава VIII

БУДДИЗМ

Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в середине

I тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился

в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Вос-

точной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей

буддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек.

Возникновение буддизма В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило

в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Се-

верной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая

к племенным культам древних арьев и признававшая высшим ав-

торитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний - Веды, соче-

тала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические

социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принад-

лежности к социальной группе, в первую очередь к сословию-варне.

Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие - реально

или номинально - к арьям. Их считали "дваждырожденными", но да-

же и они были бессильны перед возникавшими отношениями собст-

венности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах

деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более

смещалась в соседскую общину, неоднородную в социальном, этниче-

ском и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась вой-

ском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия,

Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этно-

сов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не

включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахман-

скую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально

приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших го-

сударствах.

Распадались родовая организация, традиционные связи. Распад

основной производственной ячейки - большой патриархальной семьи -

и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть пле-

мени и требовал нового механизма социального регулирования и

защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.

Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из

мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропо-

рядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких

масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно пригля-

дываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам но-

вых идей крепнущую новую элиту.

 

На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в пред-

горьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов,

Вриджи - арьянизированных, но политически оппозиционных ар-

хаичным элитам и центральным структурам, со слабым влиянием

брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно

здесь, в среднем течении Ганга,чаще появлялись, активнее выступали

и привлекали больший интерес мудрецы, учителя, школы, предла-

гавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений

наибольшее влияние приобрел буддизм. •

За легендарной фигурой основателя буддизма, кажется, скрывается

реально существовавший персонаж. Предание гласит, что знатный

член племенного образования Шакья - царевич Свддхартха Гаутама

(из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро

ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной че-

редой перевоплощений души. Этическое истолкование священных тек-

стов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках

традиционного брахманского мышления и не удовлетворяли его, пос-

кольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и

примириться с идеей космического воздания - кармы, определяющей

судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме

озарение позволило ему стать Буддой ("буддха" - просветленный).

Именно Будде Шакьямуни ("мудрецу из племени шакьев") удалось

доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть стра-

дание, от страдания можно спастись, есть путь спасения - этот путь

нашел и описал Будда.

Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тща-

тельно разработанными в священных текстах брахманизма

понятийным аппаратом и языком - санскритом. Их размышления в

общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и вклю-

чали: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), дол-

га, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от

коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары

индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный

"праведный" путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спа-

сению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще

социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные,

производные от уровня, степени нравственной близости человека к

пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены

в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая

цель и возможность на этом пути - повышение статуса будущего рож-

дения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишен-

ных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа

брахманов признавать за "единождырожденными" права на участие в

культе. Главная же цель буддиста - выход из цепи перевоплощений.

 

 

Идеи первоначального буддизма способствовали его распростра-

нению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268 -- ок. 231/232 до н.э.),

правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровите-

лем буддийского монашества - сангхи и защитником этических норм

буддизма - дхармы и тем самым укрепил центральную власть

империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под

контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс ка-

нонизации учения. Утвердилось представление о "трех драгоценно-

стях" буддизма: учителе - Будде, учении - дхарме, хранителе

истины - сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, ко-

торый указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Клю-

чевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего

весь путь к нирване или большую его часть - архата или бодхисаттвы.

Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало

его приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Основные идеи Учение буддизма изложено в ряде ка-

и направления буддизма нонических сборников, центральное место

среди которых занимает палийский канон

"Типитака" (или "Трипитака" - "Три корзины").

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение

различных комбинаций или "потоков" нематериальных частиц -

дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека,

животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствую-

щего сочетания наступает, смерть, но дхармы не исчезают бесследно,

а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение

индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости

от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений

(сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен

стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих стра-

дания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства,

слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно

лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, сог-

ласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "прос-

ветления". Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2).

причина всех страданий - желания, 3) страдания можно прекратить

путем избавления от желаний, "погашением" последних, а для этого

необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "правильного

поведения" и "правильного знания".

"Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следу-

ющими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип

ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дур-

манящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией

поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам за-

 

 

 

прещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели,

пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом ж

серебром; а также есть после полудня. "Правильное знание" подра-

зумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию.

"Правильное поведение" и "правильное знание" позволят человеку

постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь

нирваны.

По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию

истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда

(он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам

по себе), а также бодхисаттвы - существа, которым осталось сделать

последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают

сознательно, помогая людям обрести спасение.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского

происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований

неиндийских народов, принявших буддизм.

Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его рас-

пространения, оформились к началу нашей эры в два направления:

"узкий" путь спасения - хинаяна и "широкий" - махаяна. В хиваяне

путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское

состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в

учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность,

менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат,

т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода

в монашескую общину - сангху. Крайний аскетизм отличает обрядо-

вую сторону хинаяны. В махаяне допускалась возможность спасения

мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисат-

твы; соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной,

иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся

пантеон.

Если в III - I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами

Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме

учения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движение

на север, северо-запад, а затем ж на северо-восток, причем в форме

махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в

единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной

Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний

Восток, где обрел вторую жизнь. В самой Индии, выдержав конку-

ренцию в соперничестве с типологически близкими учениями и шко-

лами, такими, например, как учение адживиков или религия

джайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претер-

певшим существенные изменения, многое заимствовавшим от

буддизма, а главное - прочнее связанным с укрепившимся в Индии

кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии под ударами му-

судаШнсшх завоевателей, целенаправленно разрушавших последние

 

 

оплоты буддийской учености - монастыри-университеты. Уцелевшие

монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет,

Буддизм в Шри-Ланке Утверждение буддизма в Шри-Ланке в каче-

стве государственной религии и создание

буддийской сангхи относится к III в, до н. э. В Шри-Ланке получило

преимущественное распространение учение тхеравадинов - хинаяна.

В I в. до н. э. ланкийскими монахами был записан на языке пали

буддийский канон "Трипитака" и комментарии к нему.

В первые века нашей эры на Ланку проникли и получили довольно

широкое распространение идеи различных махаянистских школ, а так-

же; индуизма, которые буддизм тхеравады постепенно впитывал в себя,

наряду с представлениями и практикой добуддийских местных культов.

Данные палийских хроник и эпиграфики свидетельствуют о

процессе огосударствления буддизма, с одной стороны, и приобретения

государством целого ряда теократических черт - с другой. Сангха со-

стояла из нескольких противостоящих друг другу групп. В XIII - XIV

вв. произошло объединение разрозненной буддийской общины под

единым руководством сангхараджи - главы сангхи, однако это круп-

ное преобразование в религиозной жизни острова не погасило разног-

ласий между группировками буддийского монашества, приверженными

различным, буддийским школам.

Тем не менее, сангха Шри-Ланки оставалась на протяжении

столетий в глазах буддийского мира хранительницей учения тхе-

равады, и буддийские монахи Бирмы, Сиама и Камбоджи приезжали

на остров для изучения хранившихся там священных текстов и про-

хождения высшего обряда посвящения - упасампады, а возвратясь

в свои страны, основывали там буддийские общины по ланкийскому

образцу. Ланкийский буддизм фактически принимал кастовую

организацию общества. На рубеже XIX - XX вв. процесс диффе-

ренциации буддийской общины по кастовому принципу был

практически завершен: количество подгрупп сангхи достигло числа

каст ланкийского общества. Буддийская сангха Шри-Ланки поныне

состоит из трех основных направлений (Сиам-никая, Амарапура-

никая, Раманния-никая) и более чем 20 подгрупп. Численность мо-

нахов превышает 20 тыс.

На современном этапе сангха непосредственно вовлекается в

политическую борьбу, происходит дифференциация буддийского мо-

нашества, основанная на расхождениях идейно-политических позиций-

и различно партийной принадлежности. Отстаивая принцип

привилегированного положения буддизма в стране и возводя его в ранг

государственной политики, представители различных сил внутри

сангхи по-разному понимают ее призвание. Одни утверждают, что в

задачи буддийской общины входят не поиски новых путей, а рестав-

 

 

 

рация исторически проверенных и хорошо известных методов доко-

лониального управления, другие рассматривают буддизм как неотъ-

емлемую часть концепции сингальского национализма, третьи

являются сторонниками "синкретических" ориентации и т. д.

В Шри-Ланке существуют культурно-просветительские и общест-

венно-политические организации буддистов вне структуры сангхи, ко-

торые объединяют как мирян, так и монахов. Буддийская сангха

Шри-Ланки, мирская активность которой растет, представляет собой

реальную силу, оказывающую заметное влияние на политическую

жизнь в стране и формирование массового сознания.

Буддизм в Индокитае Буддизм является преобладающим вероиспо-

веданием в странах Индокитайского полуост-

рова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии.

Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде, Вьетнаме,

Мьянме, Камбодже, Лаосе. Около 80% жителей Индокитайского полу-

острова исповедуют буддизм. Во всех странах, кроме Вьетнама, рас-

пространен буддизм толка тхеравады, во Вьетнаме - махаяны.

Буддизм проник в Юго-Восточную Азию в первые века н. э. из

Южного Индостана и длительное время сосуществовал с индуизмом,

играя второстепенную роль. По мере распространения в ранних го-

сударствах Юго-Восточной Азии буддизм подвергался определенным

изменениям, приспосабливаясь, с одной стороны, к индийским культам

(вишнуизму и шиваизму), освящавшим царскую власть, с другой сто-

роны, к местным, в том числе анимистическим, верованиям. С конца

XII в. влияние индуизма падает, позиции буддизма постепенно

усиливаются. В XIII - XV вв. в буддизме стран Индокитайского полу-

острова возобладало тхеравадское направление. Утверждение тхерава-

ды знаменовало собой формирование моноэтнических государств,

переход от индуизированных аристократических верований к массовой

религии, которая в большей степени отвечала запросам феодальных

обществ.

В позднем средневековье и начале нового времени роль буддизма

в общественно-политической жизни государств Юго-Восточной Азии

постепенно возрастала. В период колониальной зависимости в се-

редине XIX - начале XX в. в странах Индокитайского полуострова

буддизм использовался как символ единства нации в борьбе за не-

зависимость, для мобилизаци верующих на борьбу за национальное

освобождение.

После обретения независимости в условиях экономической и куль-

турной отсталости стран этого региона и приверженности основной

массы населения религии буддизм сохранял важную роль и являлся

неотъемлемой частью государственной идеологии. Модернизированные

идеи буддизма служили обоснованием различных социальных и

политических концепций национального развития.

 

 

 

Для стран Индокитайского полуострова характерны ориентации ве-

рующих на "накопление заслуг", а не на достижение нирваны (прос-

ветления), что во многом обусловило роль монастырей как центров

общественной жизни на местах, особенно в сельских районах.

Функции монашества в этих странах (как в религиозной, так и в

социальной сферах деятельности) чрезвычайно многообразны. Монах

здесь и учитель религии, и человек, с помощью которого верующие

накапливают заслуга, и идеал для подражания в моральном плане.

Численность монахов, как правило, велика: один монах приходится

в среднем на 150 - 200 верующих.

Буддийские общины в этих странах имеют, как правило, чрезвы-

чайно сложное иерархическое строение, сложившееся еще в феодаль-

ных обществах, и административную структуру, копирующую

государственно-административный аппарат. Бюджет сангхи складыва-

ется из подношений и подарков населения, доходов с церковного иму-

щества, главным образом земли, и правительственных дотаций.

В 60 - 80-е годы XX в. происходила активная адаптация буддизма

к новым условиям: ускорению урбанизации, развитию светского обра-

зования, научно-техническому прогрессу. Эта адаптация коснулась

главным образом религиозной практики и социальной роли буддизма.

В конкретных странах Юго-Восточной Азии эти изменения

происходили по-разному. В 80-е годы в религиозной ситуации стран

Индокитайского полуострова наблюдались две тенденции. Первая вы-

разилась в некотором сужении сферы религиозной традиции и более

утилитарном отношении к буддийской религии со стороны верующих.

Вторая проявилась в активизации ортодоксального и модернистского

течений в национальных сангхах и расширении политической деятель-

ности монашества.

В Таиланде 93% населения страны исповедуют буддизм, который

традиционно является государственной религией. Покровителем и

защитником буддийской церкви выступает тайский король. Правящие

круги Таиланда и руководство сангхи прилагают немало усилий для

обеспечения стабильности и прогресса буддийской религии, разраба-

тывают программы деятельности сангхи, направленные на ее эф-

фективное вмешательство во многие сферы общественной жизни

(здравоохранение, сельское хозяйство, социальное благоустройство).

Существует хорошо развитая система религиозного образования.

Буддийская религия и мораль входят в программу обучения в светских

учебных заведениях.

В Камбодже более 90% населения придерживаются буддизма.

После обретения независимости в 1953 г. буддизм является государ-

ственной религией и использовался при выработке националистиче-

ской программы развития страны "кхмерского буддийского

социализма". Сангха активно сотрудничала с правительством в области

образования, здравоохранения, в социально-экономической сфере. В

 

 

 

70-е годы заметно возросла политическая активность монашества. При

режиме Пол Пота (1975 - 1979) сангха была упразднена, монастыри

закрыты; отправление культа запрещено. После образования НРК в

1979 г. был взят курс на возрождение буддизма, хотя на деятельность

савгхи накладывались серьезные ограничения. В 1990 г. буддизм вновь

провозглашен государственной религией.

В Лаосе буддизм исповедует около 90% населения. До 1975 г. он

являлся государственном религией, король выступал покровителем


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты