КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные публикации. 1883, 1890 Tonpsychologie (2 vols)1883, 1890 Tonpsychologie (2 vols). Hirzel. 1898 Konsonanz und Dissonanz (Theory of Consonance and Dissonance). Beitrage zur Akustik und Mlisikwissenschaft. 1907 Erscheinungen und psychische Funktionen (Presentations and Mental States). Reimer. 1907 Zur Einteiliing der Wissenschaflen (On the Classification of Scientific Disciplines). Reimer.
Рекомендуемая литература DeWitt L. A, and Crowder R. G. (1987) Tonal fusion of consonant musical intervals: The oomph in Stumpf. Perception and Psychophysics, 41, 73-84. Langfeld H. S. (1937) Carl Stumpf: 1848-1936. American Journal of Psychology, 49, 316-320. Lewin К. (1937) Carl Stumpf. Psychological Review, 44, 189-194. Reisenzein, R. and Schonpflug W. (1992) Stumpf's cognitive-evaluation theory of emotion. American Psychologist, 47, 34-45. Stumpf, С. (1930) In С. Murchison (ed.), A History of Psychology in Autobiography I. dark University Press.
Карл Штумпф родился в Визентайде во Франконии. Его отец и дедушка по материнской линии были врачами, а несколько других близких родственников занимались научной деятельностью. Его отец и мать занимались музыкой, и Штумпф довольно рано проявил себя как хороший музыкант. Он играл на шести инструментах, включая скрипку и виолончель, и сочинил ряд произведений, первое из которых — в возрасте 10 лет. Он легко мог бы стать профессиональным музыкантом. Сочетание научных и музыкальных влияний в этот период формирования личности заметно отразилось на его дальнейшем развитии. С 1865 по 1867 он изучал целый ряд предметов, включая эстетику и юриспруденцию ("чтобы иметь профессию, которая оставляла бы время на занятия музыкой"), в Университете Вюрцбурга, где он попал под влияние Брентано, убедившего его в необходимости научного подхода к философии. По совету Брентано он поступил учиться в Геттинген к Лотце и под влиянием последнего приступил к изучению физики и физиологии. Получив в 1868 докторскую степень по философии, он вернулся в Вюрцбург, где продолжил под руководством Брентано свое образование в области философии и теологии, поступив в церковную семинарию и решив стать священником. Но влияние логических идей Брентано помешало Штумпфу принять догматическое учение римско-католической церкви ("все учение которой рассыпалось в прах у нето на глазах"). В 1870 он получил должность преподавателя в Геттингене и сосредоточил свое внимание на философии и психологии. Здесь он встретился с Вебером и Фехнером: первый познакомил его с сенсорными зонами; со вторым он обсуждал проблему единства сознания и занимался экспериментами в связи с проблемой "золотого сечения". В 1873 он вернулся в Вюрцбург уже в качестве профессора философии и в 1875 приступил к работе над своей Tonpsychologie. В 1874 он посетил Лондон, где в Британском музее изучал труды Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера. Затем последовало еще несколько перемещений с одной должности на другую, и в 1879 он оказался в Праге, где среди его коллег были Марти, Мах и Геринг и где в 1880 он возобновил работу над своей Tonpsychologie. несмотря на почти полное отсутствие необходимого оборудования. Первое издание этого труда вышло в свет в 1883 ("работа была закончена лишь после того, как рукопись попала в типографию"). В 1882 его посетил Уильям Джеймс. В 1884 Штумпф переехал в Галль, где первым его учеником, а позднее сподвижником, стал Гуссерль. Он занимался экспериментами по смешению тонов на кафедральном органе и впервые обратился к примитивной музыке, начав изучать группу индусов белакула (среди прочих), приехавших в город. В 1889 Штумпф переехал в Мюнхен, где факультет предоставил ему необходимое оборудование для его опытов по акустике. Он основал свою "первую экспериментальную лабораторию"; ее оборудование состояло из разобранного пианино с камертоном, которое "было куплено за песню" ассистентом из Физического института. Штумпф имел обыкновение по воскресеньям переносить инструменты в аудитории и там проводить наблюдения и исследования. Таким образом ему удалось завершить второй том Tonpsychologie. Наконец, в 1894, после некоторых колебаний, он принял престижную должность профессора философии в Берлине, где его коллегами стали Гельмгольц, Эббингауз и Дильтей с его ассистентами Шуманом, Руппом и фон Хорнборстелем. Штумпф принял участие в организации психологического института и стал свидетелем того, как, начавшись с трех темных комнатушек, институт постепенно превратился в роскошный дворец. Штумпф был соучредителем Общества детской психологии, цель которого заключалась в том, чтобы обратить внимание родителей и учителей на психическое развитие детей, а также Фонографического архива, коллекция которого насчитывала более 10000 записей примитивной музыки, собранной путешественниками и миссионерами. Штумпф основал Фонд акустики и музыковедения. Он был назначен главой комиссии Министерства образования по сбору фольклора у пленных, захваченных во время войны, и возглавлял комитет по изучению "Умного Ганса", которое осуществлялось с помощью оригинальных экспериментов Пфунгста. В 1921 Штумпф ушел в отставку, чтобы заняться проблемами гносеологии, и его сменил Кёлер. Главным трактатом Штумпфа является двухтомная Tonpsychologie — самый значительный труд по психологии слухового восприятия со времен Гельмгольца. Он занимался изучением закономерностей восприятия простых и составных звуков. Он исследовал свойства высоты звука, его громкости, насыщенности и яркости; его работа дала возможность без всяких иллюзий проникнуть в природу музыкального восприятия. Его интересовали явления внимания, усталости, разложения звука, он пересматривал фундаментальные основы психофизики, открывая новые области для систематической психологии. Он выделил и изучил психологический феномен синтеза звуков, предвосхитив психологический принцип гештальта, заключающийся в том, что целое не является суммой составляющих его частей, и выдвинул теорию гармонии, которая впервые появилась в 1898. Гармония определялась в терминах синтеза звуков, для которого Штумпф сформулировал три закона: степень слияния зависит от уровня вибрации компонентов, зависит также от повтора нот октавой выше, и на нее не влияет тембр. Первое положение было доказано эмпирическим путем с помощью поведенческих методов. Де Витт и Краудер обнаружили (1987), что погрешности и время, требующееся на различение аккорда, состоящего из двух отдельных нот, тем больше, чем меньше их сочетание походит на гармонию основного тона. Штумпфу принадлежат многочисленные открытия в психологии музыки. Он занимался исследованием таких явлений, как ритм (который исчезает, если поднести один камертон к одному уху, а другой — к другому), различие тонов, субъективные тона, двойное слышание (вследствие операции на барабанной перепонке), удлиненные октавы (отклонения от физически чистой высоты). Он также исследовал восприятие звуков речи и сочетания гласных и осуществил новаторское кросс-культурное исследование примитивной музыки. Две его существенных статьи 1907 ("Erscheinnimgen und psychische Funktionen" и "Zur Einteilung der Wissenschaften") были основаны на расширенной теории Брентано. Штумпф предпочитал действенную психологию Брентано содержательной психологии Вундта, отличая акт слышания (функция) от воспринимаемого тона (содержание). Он утверждал, что изучение функций составляет часть психологии, в то время как структура есть объект феноменологии, хотя собственная психология Штумпфа была феноменологической. Влияние Брентано заметно также и в теории эмоций Штумпфа. Он считал, что все психические состояния являются интенциональными: интеллектуальные (например, убеждения) и аффективные. Эмоции являются оценками, отсюда проистекает их утонченная выразительность, и в их основе неизбежно лежат убеждения (необходимые для различения эмоций). Райзензайн и Шнопфлюг (1992) считают, что Штумпф отчетливо сформулировал не оцененную когнитивную теорию эмоций, которая вполне созвучна с современной полемикой о мышлении—эмоции. Они полагают, что его критика не-когнитивных теорий эмоции сохраняет свою силу и сегодня по отношению к их современным модификациям, что его взгляды во многом опережают даже нынешние представления, создавая крайне интересную альтернативу развития, и что им был поднят ряд вопросов, которым сейчас уделяется лишь незначительное внимание. Кроме того, его теория обладает гораздо большей ясностью, особенно в анализе природы когнитивных оценок, когнитивных эмоций и их взаимоотношений. Штумпф считал, что главный оценочный компонент эмоции в основе своей отличается от убеждения. Это не исключает существования других не-когнитивных аффективных состояний (например, приятных ощущений), но они не являются эмоциями. Штумпф никогда не терял интереса к философии: его интересовали вопросы метафизики и гносеологии, но преимущественно те, что имели наибольшее отношение к психологии, например, восприятие пространства и времени. Он развивал научную психологию в рамках своего интереса к философии, и его эмпирическая деятельность имела психологический характер. Изложение результатов исследований ему давалось нелегко, поэтому подробности описаний опытов он оставлял другим, хотя с глубоким уважением относился к аккуратности исследований. Он не пытался создать собственную систематическую психологию (более всего ее напоминает его Tonpsychologie) или школу, предпочитая предоставлять независимость своим студентам. Наиболее прославленные из них — Коффка и Кёлер (которого Штумпф рекомендовал на свое место на антропологической станции в Тенерифе) — стали выдающимися гештальт-психологами. Вертхаймер был учеником и близким помощником ассистента Штумпфа, Шумана. Штумпф прославился благодаря своей в высшей мере оригинальной эмпирической работе и своим теоретическим взглядам. Его главный вклад связан с восприятием звука и психологией музыки. Е. Р. Валентайн
|