КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественная мысль в 1830-х — 1850-е гг.После разгрома движения декабристов прогрессивная общественная мысль сосредоточилась в кружках. Возникли кружки «Общество любомудрия», братьев Критских, Станкевича, Грановского и др., в которых обсуждались вопросы о положении страны и ее будущем. Министр просвещения С.С. Уваров сформулировал «теорию официальной народности», главными принципами которой были провозглашены «самодержавие, православие, народность». Эта теория насаждалась в просвещении, литературе, искусстве. В 1836 г. П.Я. Чаадаев опубликовал «Философические письма», где подверг критике крепостной строй, самодержавие, теорию «официальной народности». Власти официально объявили автора письма «умалишенным». К концу 1830-х гг. в либеральном течении складываются два оппозиционных направления — западники и славянофилы. Западники во главе с Т.Н. Грановским считали, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути, и начало движению страны по этому пути положил Петр I. Западники были сторонниками конституционной монархии и свободы предпринимательства. Западниками являлись К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, М.Н. Катков. Примыкали к ним А.И. Герцен и В.Г. Белинский. Славянофилы под руководством А.С. Хомякова выдвигали идею самобытного пути России. В основе самобытности России лежали общинное начало жизни народа и православная религия. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I. Славянофильства придерживались братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Лозунгом славянофилов было: «Сила власти — царю, сила мнения — народу!» Общим для западников и славянофилов было то, что оба направления выступали за реформы — отмену крепостного права, ограничение царизма, прогрессивные преобразования. Также оба направления решительно отрицали революционные действия. А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский постепенно откалываются от западнического крыла либералов и переходят к революционной идеологии. Они видели спасение России в социализме — справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком. Русские революционеры-демократы отрицательно относились к западноевропейскому капитализму и считали основой социализма сохранившуюся в России с глубокой древности крестьянскую общину. Они склонялись к революционным методам борьбы с царизмом. В 1844 г. в Петербурге возник кружок В.М. Буташевича-Петрашевского. На его заседаниях бывали М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский. Большинство петрашевцев выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. В 1849 г. кружок был разгромлен. 21 участник группы, в том числе М.В. Петрашевский и Ф.М. Достоевский, приговорены к расстрелу, замененному каторгой. Волна европейских революций 1848—1849 гг. повергла царское правительство в ужас: наступило «мрачное семилетие» — время реакции. В эмиграции, в Лондоне Герцен основал Вольную русскую типографию. Здесь печатали листовки, а с 1855 г. — альманах «Полярная звезда».
|