КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что такое «объектив»?Некоторые сведения об объективах Перед Вами вторая часть из серии «Основы фотографии». Содержание статьи призвано наметить путь эффективного применения объективов и дать необходимые знания для дальнейшего изучения «основ». Фотографические объективы – обширная тема, которая может быть охвачена несколькими книгами. Искажения и качество создаваемого объективом изображения, выбор объектива под конкретную съёмочную ситуацию, использование светофильтров, различные обозначения в маркировке современных объективов и другие сопутствующие темы освещены в отдельных статьях-приложениях. Что такое «объектив»?
Современный объектив Nikkor для цифровых зеркальных фотоаппаратов Nikon. Упрощённо, объектив – это упорядоченный набор линз. В некоторых объективах помимо линз могут быть установлены зеркала, призмы. Линза – это кусочек стекла или другого материала, модифицирующий пропускаемый через себя световой поток. Модифицировать свет – основная задача линзы. Линза обычно имеет круглую форму, если смотреть сквозь неё (вдоль), и сложную форму, если смотреть в сечении (поперёк). Форма линзы в сечении влияет на оптические свойства линзы, а именно: как она модифицирует лучи света, проходящие сквозь неё. Например, двояковыпуклая линза собирает лучи света в точке, удалённой на некоторое расстояние от линзы. Канцелярская лупа, с помощью которой можно «приблизить» напечатанные символы в документе – двояковыпуклая линза, закреплённая в металлической или пластмассовой оправе. В объективе может быть 1 линза, а может 19 и более. Разной формы в сечении, разного размера и из разных материалов, например, минерала – флюорита. Все эти параметры определяют то, как линза модифицирует свет, проходящий сквозь неё. Две или более линз, отличающихся оптическими свойствами, могут образовывать оптическую систему. Поэтому, часто, вместо слова «линза» в характеристиках объективов пишут «оптический элемент» или, просто, «элемент». Например, бывают гибридные элементы. Оптические элементы могут образовывать оптические группы. Поэтому в описании объективов Вы можете встретить, например, такую фразу: «11 элементов в 5 группах». Группы и отдельные элементы могут быть подвижными и неподвижными. Как я отметил в начале раздела, все линзы объектива упорядочены. Количество элементов и групп, порядок их в объективе и расстояние между элементами, как и оптические свойства каждой линзы, строго определены и рассчитываются инженерами-оптиками. Таким образом создаётся оптическая схема объектива. Чтобы закрепить линзы относительно друг друга, используется тубус – металлическая или пластмассовая труба, обычно, сложного сечения, внутрь которой помещаются линзы, электронные компоненты, диафрагма. С одной стороны тубус оканчивается байонетом – соединением с фотоаппаратом (см. рис. 2). Байонет у разных объективов может отличаться. Это значит, что один и тот же объектив можно присоединить, соответственно, использовать, только с определёнными фотоаппаратами. Например, объективы для зеркальных фотоаппаратов, произведённые компанией Canon, имеют байонеты с названиями EF или EF-S, а объективы Nikkor компании Nikon – AF или AF-S. Объективы для фотоаппаратов Nikon нельзя непосредственно установить на фотоаппараты фирмы Canon, и наоборот. У большинства современных объективов на байонете расположены электрические контакты, с помощью которых объектив и камера «обмениваются» данными. С этой стороны тубуса видна задняя линза объектива. Рис. 2. «Задняя» часть объектива. Обозначения на фотографии: 1 – метка-ориентир для правильного соединения объектива с фотоаппаратом, 2 – байонет, 3 – электрические контакты, 4 – рычажок, складывающий лепестки диафрагмы – репитер диафрагмы, 5 – задняя линза объектива. С другой стороны тубус оканчивается креплениями для блендыи светофильтров с резьбовым соединением (см. рис. 3). Подробнее о светофильтрах я расскажу в отдельной статье. Бленда – короткая трубка из пластмассы или тонкого металла – круглая или лепестковая – предотвращает попадание боковых лучей света на переднюю линзу объектива. Такие лучи обычно вызывают «засветку» (см. рис. 4). Передняя линза объектива обращена к снимаемой сцене. Рис. 3. Лепестковая бленда установлена на объектив. Иногда её устанавливают неправильно, тогда она не действует по своему назначению – смотрите на фотографию справа. Обозначения на фотографиях: 1 – передняя линза объектива, 2 – круглый светофильтр, установленный на резьбовое соединение перед передней линзой объектива, 3 – бленда.
Пример фотографии с «засветкой». Обратите внимание на характерную для явления малую контрастность изображения. Световые лучи от источника (солнце), расположенного позади-сверху модели попадают на плоскость передней линзы под большим углом. Преломляясь, лучи не только выходят из линзы в направлении светочувствительного слоя, но распространяются вдоль линзы, вызывая наблюдаемый оптический эффект. Обычно, «засветка» – паразитный эффект, но его можно использовать в художественных целях. Если источник расположен напротив передней линзы объектива, то бленда не спасает от прямого попадания световых лучей. На тубусе могут быть расположены элементы управления: шкала расстояний до снимаемого объекта, вращающиеся кольца, переключатели, – а также нанесены информационные маркировки (см. рис. 5). Об одной из них я упомянул в пояснению к рис. 2. Рис. 5. Элементы управления на объективе Nikkor. Обозначения на фотографиях: 1 – шкала расстояний до снимаемого объекта, 2 – фокусировочное кольцо, 3 – кольцо перемены фокусных расстояний, 4 – переключатель режимов фокусировки, 5 – включатель электронно-оптического стабилизатора изображения, 6 и 7 – маркировки с обозначением модели и особенностей объектива, 8 – маркировка-шкала для определения текущего фокусного расстояния объектива. Шкала расстояний показывает примерное расстояние (в метрах и/или футах) до снимаемого объекта, обычно того, который Вы наводите на резкость или, другими словами, на котором фокусируетесь. Точки пересечения некоторой невидимой плоскости и объектов снимаемой сцены, наведённых на резкость, будут изображены на фотографии максимально резко. Такую плоскость назову плоскостью фокусировки, или плоскостью наведения, или фокусировочной плоскостью. Расстоянием до снимаемого объекта или дистанцией съёмки называется расстояние от оптического центра объектива до плоскости наведения. Определение оптического центра объектива я приведу чуть позже.
Обычно, на тубусе объектива расположено одно или два вращающихся кольца. Фокусировочное кольцо – служит для наведения снимаемого объекта на резкость (метка 2 на рис. 5). Вращая его то в одну, то в другую сторону, вы приближаете или отдаляете плоскость фокусировки. Также, при вращении фокусировочного кольца текущее значение на шкале расстояний до снимаемого объекта изменяется на отрезке от минимальной дистанции фокусировки, характерной для данной модели объектива, до «бесконечности». Минимальная дистанция фокусировки – это минимальное расстояние до объекта, который можно навести на резкость. Отчёт ведётся, обычно, от плоскости светочувствительного слоя. Эта плоскость помечается знаком «перечёркнутая окружность», который наносится на корпус фотоаппарата. Если объект находится ближе к объективу, на расстоянии, меньшем минимальной дистанции фокусировки, Вы не сможете навести его на резкость. Минимальная дистанция фокусировки может сильно отличаться в зависимости от характеристик и типа объектива. Наведение на резкость снимаемого объекта может производится с помощью электрического мотора, встроенного в объектив или фотоаппарат, а также вручную путём вращения фокусировочного кольца. Некоторые объективы не могут автоматически наводить резкость на объект. К ним могут относиться объективы, выпущенные в 20-ом веке и ранее, а также некоторые современные объективы, например, производства Carl Zeiss. На объективах, пригодных для автоматического наведения на резкость, обычно, установлен переключатель между режимами ручной и автоматической фокусировки (метка 4 на рис. 5). Он обозначается аббревиатурами «M\A» или «MF\AF», или «M\A M». Если переключатель имеет аббревиатуру «M\A M», то с помощью фокусировочного кольца управлять положением плоскости фокусировки можно в любой момент, даже после того как сработала система автоматического наведения на резкость – автофокус. В остальных случаях можно наводить на резкость либо вручную (переключатель в положении «M» или «MF»), путём вращения фокусировочного кольца, или автоматически, под действием электрического мотора (переключатель в положении «A» или «AF»). Вращать фокусировочное кольцо руками, когда переключатель установлен в положение «A» или «AF» не желательно. Вы можете повредить электрический мотор. В четвёртой части автофокус подробно рассматривается. Вторым вращающимся кольцом оборудуются не все объективы. Оно служит для перемены фокусных расстояний объектива. Если у объектива одно – фиксированное – фокусное расстояние, то этого кольца нет. Если фокусные расстояния можно менять, то это кольцо есть (метка 3 на рис. 5). Также на тубус наносится шкала для определения текущего фокусного расстояния (метка 8 на рис. 5). Подробнее о фокусном расстоянии объектива Вы сможете узнать в следующем разделе статьи. Некоторые современные объективы снабжаются электронно-оптической системой стабилизации изображения, «начинка» которой расположена внутри объектива, а управление доступно на поверхности тубуса. На объективах Nikkor переключатель с маркировкой «VR ON\OFF» отвечает за действие или бездействия системы стабилизации (метка 5 на рис. 5). Некоторые объективы оборудованы дополнительно переключателями режимов работы стабилизационной системы. Например, включение-выключение панорамного режима, управление степенью стабилизации и т.д. Система стабилизации предотвращает смаз (размытость) изображения при случайных вибрациях («шевелении») объектива на длинных выдержках. Например, при съёмке с рук, без штатива или другого упора, в сумерки или в помещении, то есть при малой интенсивности освещения снимаемой сцены. Помимо линз, электрического мотора, электронной платы управления (содержит микропроцессор), системы стабилизации в тубусе расположена диафрагма. Лепестки диафрагмы складываются, образуя отверстие определённого диаметра. Таким образом, регулируется поток света, проходящий через объектив. Чем меньше диаметр отверстия, образованного лепестками диафрагмы, тем меньшее количество света проходит сквозь объектив. Подробнее об диафрагме и её связи с экспозицией Вы можете прочитать в предыдущей части – «Основы фотографии #1». Количество лепестков диафрагмы (обычно, от 5 до 11 штук) и форма отверстия, образуемого ими, определяет характер изображения светлых нерезких областей. Художественному эффекту, создаваемому с помощью диафрагмы, посвящена третья часть. Работа диафрагмы управляется микропроцессором, встроенным в объектив. Также микропроцессор отвечает за перемещение подвижных оптических элементов и групп в объективе, работу стабилизирующей системы и передаёт микропроцессору фотоаппарата информацию о текущем положении лепестков диафрагмы и положении подвижных элементов. Микропроцессор фотоаппарата, в свою очередь, «сообщает» объективу о требуемом положении лепестков диафрагмы, необходимости переместить подвижную оптическую группу, отвечающую за наведение снимаемого объекта на резкость, и точные данные для такого перемещения. На этом исследование «внешних» характеристик завершено. В следующей части я перейду к основным параметрам объектива.
|